Анализ показал, что при увеличении выручки от продаж в 2008г., наблюдалось увеличение показателей активов и пассивов, кроме основных средств: их снижение составило 1989 тыс.руб. В 2009г. при увеличении выручки от реализации на 4336 тыс.руб. наблюдается снижение всех показателей активов и пассивов баланса, при этом положительным можно считать лишь снижение дебиторской и кредиторской задолженности.
Динамику дебиторской и кредиторской задолженности рассмотрим на рис.2.11,2.12.
Анализ динамики дебиторской задолженности свидетельствует о росте показателя в 2008г. на 6524 тыс.руб., а затем снижение в 2009г. до прежнего уровня. Данный показатель в 2009г. составил 15756 тыс.руб.
Рис. 2.11. Динамика дебиторской задолженности ОАО «Интерно-М»
Рис. 2.12. Динамика кредиторской задолженности ОАО «Интерно-М»
Анализ динамики кредиторской задолженности свидетельствует о динамике аналогичной изменениям дебиторской задолженности.
Следующим направлением анализа бухгалтерской отчетности служит исследование доходов и расходов организации, оценка эффективности деятельности. Проанализируем доходы, расходы и прибыль ОАО «Интерно-М» на основе формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 2.15
Анализ динамики доходов и расходов ОАО «Интерно-М» за 2007-2009гг.
Показатели
2007
2008
2009
Отклонения,
(+ -)
Темп роста, %
2008 к 2007
2009 к 2008
Выручка от продажи
163133
216813
221149
53680
4336
132,9
102,0
Себестоимость продукции
165591
215416
217786
49825
2370
130,1
101,1
Прибыль от продаж
-2458
1397
3363
3855
1966
-56,8
240,7
Результат от прочих операций
22
7
-2292
-15
-2299
31,8
-32742,9
Результат от внереализационных операций
10382
-67
-306
-10449
-239
-0,6
456,7
Прибыль до налогообложения
7946
1337
765
-6609
-572
16,8
57,2
Чистая прибыль
-92
7050
133
7142
-6917
-7663,0
1,9
Результатом исследования стало следующее: выручка от реализации увеличилась на 53680 тыс.руб. и составила 216813 тыс.руб. в 2008г., при этом темп роста составил 132,9%. Прирост выручки в 2009г. был зафиксирован на уровне 2%, что соответствует 4336 тыс.руб.
Темп роста расходов предприятия рассчитан на уровне 130,1% в 2008г. и 101,1% в 2009г. Таким образом, по сравнению с убытком 2007г. 2458 тыс.руб. в 2008г. была получена прибыль в размере 1397 тыс.руб., а в 2009г.- 3363 тыс.руб.
В целом прибыль до налогообложения в 2007г. составила 7946 тыс.руб., в 2008г.- 1337 тыс.руб., а в 2009г.-765 тыс.руб. При этом в 2008г. чистая прибыль была получена в размере 7050 тыс.руб., 2009г.-133 тыс.руб., а в 2007г. был получен убыток 92 тыс.руб.
Влияние факторов на прибыль оценивается следующим образом:
1. Фактор «выручка от реализации»
Пв = ((В1 – В0) × Р0) / 100 %
где В1, В0 – выручка в отчетном и базисном периодах;
Р0 – рентабельность продаж в базисном периоде.
2. Фактор «себестоимость»
Пс = В1 (УС1 – УС0) / 100 %
где УС1, УС0 – доля себестоимости в выручке, %.
Таблица 2.16
Факторный анализ прибыли от продаж
%
1. Изменение выручки от продажи
8
2. Изменение уровня себестоимости
47
Всего
55
Факторный анализ прибыли от продажи свидетельствует об изменении прибыли на 8% за счет изменения выручки и на 47% за счет изменения себестоимости. Общее увеличение прибыли за счет действия двух факторов составило 55%.
Оценка эффективности работы предприятия в условиях переменных цен и инфляции производится с помощью показателей рентабельности. Рентабельность рассчитывается, как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объёму реализованной продукции. Коэффициент рентабельности капитала показывает, сколько балансовой или чистой прибыли получено с одного рубля стоимости имущества. Он рассчитывается по следующей формуле:
или
где П – прибыль до налогообложения, тыс. руб.,
К – стоимость имущества, тыс. руб.
Коэффициент рентабельности собственных средств показывает долю прибыли в собственных средствах предприятия.
где СК – собственные средства, тыс. руб.,
Пч – нераспределенная (чистая прибыль) прибыль, тыс. руб.
Данный показатель показывает, сколько прибыли получается с каждого рубля, вложенного предприятием из собственных средств (акционерный капитал или уставной фонд).
Коэффициент рентабельности производственных фондов – показывает, сколько прибыли получено предприятием на рубль средств, вложенных в основные фонды и материальные оборотные средства.
где Ф – среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.;
МОС – средний остаток материальных оборотных средств.
Коэффициент рентабельности продаж показывает доли прибыли от продаж в выручке и определяется по формуле:
где Пп – прибыль от продаж, тыс. руб.,
В – выручка от продажи продукции, тыс. руб.
Коэффициент рентабельности продукции – показывает, сколько прибыли получило предприятие на рубль затрат
Исследование эффективности деятельности предприятия необходимо анализом рентабельности в таблице 2.17.
За счет полученного в 2007г. убытка по основной деятельности ряд показателей рентабельности отрицательные. Прибыль 2008г. позволила достичь рентабельности продукции 0,64ед., рентабельности продаж 0,64ед., рентабельности капитала 4,26 ед. При этом рентабельность собственного капитала снизилась до -0,79 ед., а рентабельности средств производства до 13,56ед. Исследование показало, что в 2009г. прирост рентабельности продукции составил 0,8961 ед. Увеличилась также рентабельность продаж на 0,8768 ед. и рентабельность собственного капитала на 1,9481 ед. Рентабельность капитала снизилась на 1,75ед. и составила 2,5079 ед. Той же тенденции подверглась рентабельность средств производства: её снижение составило 4,4093 ед., а показатель достиг 9,1526 ед.
Таблица 2.17
Анализ динамики показателей рентабельности ОАО «Интерно-М» за 2007-2009гг.
Отклонение, (±)
1. Рентабельность продукции
-1,4844
0,6485
1,5446
2,1329
0,8961
2. Рентабельность продаж
-1,5067
0,6443
1,5211
2,1511
0,8768
3. Рентабельность капитала
27,2165
4,2662
2,5079
-22,9503
-1,7582
4. Рентабельность собственного капитала
87,3985
-0,7968
1,1513
-88,1953
1,9481
5. Рентабельность средств производства
80,3804
13,5619
9,1526
-66,8185
-4,4093
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18