Рефераты. Производственный аутсорисинг: понятие и функции






- Поскольку затраты на проектирование и дистрибуцию продукции оплачиваются из кармана компании-заказчика, их легко контролировать; что касается транспортных расходов, то если компания сама доставляет продукцию, произвести их расчет тоже очень просто. Если же продукция уходит к клиентам от подрядчика, то из-за использования различных способов доставки, необходимости доставки в различные регионы, а также от различия формальностей от региона к региону трудно вывести четкие критерии оценок этой величины. Кроме того, подрядчик зачастую выполняет заказы не только для одной компании, и себестоимость доставки может зависеть от общего числа заказов нескольких компаний, поэтому порой очень трудно рассчитать, в какую сумму в действительности встанет доставка одной конкретной партии товара. Определенные цифры можно получить лишь в результате долговременного сотрудничества.

Сама идея производственного аутсорсинга подразумевает, что предприятие не должно постоянно контролировать производственный процесс и что-либо в нем изменять, например, используемые исходные материалы. Но замена одного материала на другой может сильно повлиять на себестоимость продукции, поэтому, если подрядчик использует систему ERP, то он может давать некоторую информацию о производственном процессе, таким образом, компания получает хоть какое-то ощущение контроля над ситуацией. Конечно же, необходимо принимать во внимание и вопросы доверия к подрядчику.

Возможные пути информационного обмена между компанией-заказчиком и компанией-подрядчиком представлены в табл. 2.1.


Таблица 2.1 Возможные пути информационного обмена между компанией-заказчиком и компанией-подрядчиком

Корпоративная ERP

ERP подрядчика

Над чем ведется работа

Расчет норм расхода и этап проектирования

Достижение единства мнений

План производства

Согласование планов обеих компаний

Потребность в ресурсах

Как обеспечить строгий контроль за поступлением ресурсов

Положение дел на производстве

Сроки готовности партий товара для отгрузки, объемы производства

Внештатные ситуации

Изменение заказов, срочное выполнение заказов


3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО АУТСОРСИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ


Истоки аутсорсинга относятся к периоду противостояния в индустрии автомобилестроения двух великих менеджеров — Генри Форда и Альфреда Слоуна. Именно в 30-е годы прошлого века стало ясно, что, как говорил Форд, «ни одна фирма не может быть самодостаточной», а стало быть, ряд функций целесообразно передавать специализированным фирмам. Форд создал одну из самых крупных в мире вертикально интегрированных компаний: он стремился держать под контролем все товарно-материальные потоки, циркулирующие между более чем 40 его добывающими, сборочными и обслуживающими предприятиями, расположенными в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Южной Африке, и дилерами его продукции, разбросанными по всему миру. Однако очень скоро компания столкнулась с огромными по размерам затратами на обслуживание своих собственных бизнес-процессов, происходящих внутри ее самой, и была вынуждена прибегнуть к услугам независимых фирм, постепенно ставших полноценными участниками снабженческо-сбытовой сети автомобильной империи Форда.

По данным аналитиков, в настоящее время корпорация Ford две трети комплектующих и услуг заказывает на стороне — при полностью самостоятельном выпуске комплектующих и автомобилей в первые годы после своего основания. И многие компьютерные компании перешли к стопроцентному производственному аутсорсингу. Сам термин «аутсорсинг» в современном его понимании возник на Западе в середине 70-х годов прошлого века и активно используется большинством западных компаний. Превосходства в использовании аутсорсинга достигли японцы, придумав и реализовав систему «Just in Time», при которой внешний поставщик поставляет детали и компоненты строго вовремя по определенному графику, а получателю даже нет необходимости иметь у себя резервный склад этих деталей и компонентов.

В 1990-е годы некоторые теоретики менеджмента утверждали, что важнейшим фактором сохранения конкурентоспособности является деление процессов в компании на основные и вспомогательные, а затем передача всех вспомогательных процессов и второстепенных функций специалисту в данной сфере. Сегодня западная экономика построена таким образом, что компании, будучи экономическими единицами общества, выполняют, как правило, какую-то одну экономическую функцию, например, сбыт, производство, логистику. Если это, скажем, розничная компания, то она никогда не будет заниматься производством. А если это производственная компания, то она будет выполнять только какую-либо одну или лишь несколько экономических функций, например, производство и снабжение.

В качестве примера розничного бизнеса возьмем известную компанию ИКЕА. Ее оборот на сегодняшний день составляет $15 млрд. в год, удваиваясь каждые 3–5 лет. При этом в структуре концерна компания не имеет собственного производства, кроме некоторых относительно небольших производственных подразделений, экономическая эффективность которых, к слову, остается под вопросом. Вместо этого ИКЕА имеет 2500 внешних поставщиков, которые работают с ней уже много лет. Логистика в компании также вынесена на аутсорсинг. То есть сама ИКЕА занимается только розничным бизнесом, а все услуги, как-то: доставка грузов от поставщиков, сборка и доставка покупок клиентам, а также вся прочая инфраструктура бизнеса, осуществляются сторонними компаниями.

Если говорить о западном производстве, то оно характеризуется высочайшей степенью специализации. Практически все западные производства отличаются максимально простой структурой, то есть не являются комплексными. Как отмечалось выше, одно предприятие выполняет только одну или несколько функций, а большинство операций вынесено на аутсорсинг. Производственное предприятие может быть единичным, самостоятельным бизнесом либо входить в структуру промышленной группы. Типичным примером единичного производственного предприятия служит фабрика по производству деревянных каркасов для мягкой мебели. На такой фабрике может быть всего трое рабочих. Каждый из них собирает в неделю до семи тысяч каркасов мягкой мебели. При этом все детали, уже подготовленные и распиленные по размеру, фабрика получает от своих поставщиков, то есть использует аутсорсинг.

Более крупные производства также используют аутсорсинг, углубляют специализацию, упрощая тем самым производственный процесс. Иллюстрацией такой производственной специализации и упрощения производственных процессов может служить реорганизация производства концерна VOLVO CARS AB в начале 1990-х годов. Дело в том, что в конце 80-х концерн «Вольво» столкнулся с проблемой увеличения собственных производственных расходов: себестоимость продукции росла, а ее конкурентоспособность падала. В то время у «Вольво» имелось около 750 поставщиков, а выпускаемый ею легковой автомобиль состоял примерно из 12 тыс. деталей. Руководство концерна приняло решение более чем втрое сократить количество поставщиков, отменить входной контроль поставок, а функцию тестирования и контроля качества деталей возложить на самих поставщиков или сторонние организации. В результате через год у концерна осталось всего 240 поставщиков.

Собственное производство и технологическая линия в значительной мере упростились, а поставщики и субподрядчики поставляли уже не отдельные детали, а целые агрегаты. При этом если в готовом автомобиле не работал какой-либо агрегат, то поставщик такого агрегата компенсировал стоимость всего автомобиля.

Таким образом, западное производство можно назвать диверсифицированным и высоко специализированным, а российское — вертикально интегрированным.

Не следует путать модель производства и модель распределения. На Западе много производителей и лишь несколько глобальных розничных компаний-распространителей. В России же, наоборот: с одной стороны — среднее или небольшое число крупных объединенных производителей, а с другой — множество торгово-розничных организаций. И между ними прослойка дистрибьюторов. Понятно, что такая трехуровневая структура распределения материальных благ удорожает товар для конечного покупателя.

Более того, вертикальная интеграция производства и распределения в конечном итоге иногда даже приводит к распространению монополизма в конкретной отрасли. Каждый из производителей, имея доступ к конечному потребителю или к сети мелких розничных распространителей, стремится вытеснять производителей-конкурентов с потребительского рынка. То есть вместо того, чтобы инвестировать заработанные средства в обновление производства и таким образом повышать свою конкурентоспособность, такой производитель вовлекается в конкурентные игры, чем ослабляет свое финансовое положение.

Более того, вертикальная интеграция наносит вред всему рынку, приводя к отрицательному эффекту снижения прибылей. Ведь в случае вертикальной интеграции производитель не имеет возможности закладывать прибыль на каждом этапе производства и распределения, а только где-то в одном месте всей цепочки прохождения товара от производства до потребления. В этих условиях он пытается снижать конечную цену товара в надежде выиграть конкурентную борьбу, а на деле такой механизм приводит к «схлопыванию» рынка и торможению экономики в целом.

Производители экономят на затратах, снижают прибыли и в итоге меньше инвестируют. Это приводит к снижению доходов потребителей, которые в результате меньше тратят, что в свою очередь вынуждает производителей еще больше экономить. Оборот денег в экономике постепенно снижается, что в итоге влечет стагнацию. Неслучайно рекламный лозунг типа «Покупайте товары напрямую от производителя!» приобрел такое массовое распространение в российской торговле.

Необходимо отметить также, что российские производственные компании объединяются в промышленные группы по принципу холдинга, для того чтобы любую деталь производить «у себя дома» (включая выращивание овощей для фабричной столовой). Западные производственные компании объединяются в промышленные группы по инвестиционному принципу — для снижения финансового риска, а также для получения эффекта экономии масштаба при закупке комплектующих и снижении или объединении расходов на НИОКР.

Однако не стоит думать, что аутсорсинг как экономическое явление существовал до сих пор только на Западе. Еще в советское время в лексиконе российских директоров и управленцев существовали такие понятия, как «получать по кооперации», «быть на субподряде», «передать функцию в снабжение». Рекордных показателей «социалистическая кооперация» достигла в секторе ракетостроения и космических технологий. Российское ракетное вооружение пользуется популярностью во всем мире, а возможностью строительства космических ракетоносителей обладают только две страны: Россия и США. При этом надежность российских космических кораблей «Союз» и «Прогресс» до сих пор считается выше, чем американских шаттлов «Колумбия».

Именно благодаря производственному аутсорсингу российские оборонные и космические комплексы имеют столь высокие качественно-технические характеристики. Процесс их производства был организован следующим образом: выбиралось головное предприятие по выпуску комплекса, к которому на конкурсной основе прикреплялись предприятия — поставщики узлов и агрегатов. География такой сетевой структуры охватывала практически всю территорию Советского Союза, причем контроль качества поставляемых узлов и агрегатов осуществлялся представителями заказчика — Министерства обороны. За организацию работы и сроки выполнения заказов отвечала Военно-промышленная комиссия при правительстве, а научно-техническое и методическое обеспечение организации производства было возложено на Научно-технический совет по экономике оборонных отраслей, состоящий из ученых и представителей ведущих научно-исследовательских институтов страны. В 1992 году этот совет прекратил свое существование.

С развалом Советского Союза и кризисом экономических отношений между отдельными хозяйственными субъектами последовал развал системы экономических связей. Старые взаимосвязи между предприятиями были разорваны, а новые еще не выстроились. Всеобщее недоверие друг к другу и дезинтеграция социально-экономической системы российского общества породили у новых российских руководителей и предпринимателей стойкую «аллергию» к какой-либо форме аутсорсинга. Большинство компаний долгое время пытались производить все собственными силами и лишь в последние годы, ввиду усиления конкуренции на рынке и реальной угрозы снижения прибыльности бизнеса, стали прибегать к аутсорсингу, как более эффективной форме организации процессов создания добавленной стоимости в экономике.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Оценивая ситуацию на российском рынке аутсорсинга, необходимо понимать, что большинство ныне действующих крупных предприятий представляют собой объединения во многом устаревших производств, замкнутых на выпуск основного продукта и представляющих промышленную разновидность натурального хозяйства. В условиях становления отечественной экономики, с постепенно развивающейся инфраструктурой промышленных услуг сокращается потребность крупных предприятий в широком спектре собственных производственных, вспомогательных и функциональных подразделениях. Известно, что для подъема экономической эффективности ряда крупных предприятий производится их реструктуризация с выведением из их состава ряда непрофильных подразделений (транспортных, ремонтных, строительных, инструментальных и ряда других цехов, включая множество вспомогательных служб). Их функции на условиях аутсорсинга более эффективно могут выполнять ряд сторонних малых специализированных предприятий.

Однако широкому развитию аутсорсинговых отношений все еще препятствует весьма слабый уровень развития малого предпринимательства в сфере оказания производственных и научно-технических услуг. Причем в самом секторе малого предпринимательства, страдающего от недостатка финансовых ресурсов, аутсорсинговые отношения развиваются значительно медленнее, чем среди крупных и средних предприятий. Это также связано с тем, что малые предприятия зачастую не имеют возможности провести анализ целесообразности передачи на аутсорсинг тех или иных функций. В этой связи Агентство профессионального сервиса рекомендует основываться на распределении деловых функций предприятия в соответствии с принципом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других». Такой подход позволяет предприятию оптимизировать свою организационную структуру, снизить издержки производства при одновременном повышении качества и сосредоточить внимание на стратегических вопросах повышения эффективности предприятия, доверив выполнение второстепенных и обеспечивающих функций сторонним предприятиям.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.                 http://os.pkrai.ru/infout/autsorsing-v-zerkale-sovremennogo-biznesa/

2.                 http://revolution./finance/00052939_0.html

3.                 http://super-menedjment.ru/page41/page51/index.html

4.                 http://www.ekportal.ru/page-id-1059.html

5.                 http://www.ibusiness.ru/project/outsorc/27581/

6.                 http://www.intalev.ru/agregator/ssp/id_55351/

7.                 http://www.iteam.ru/articles.php?pid=1&tid=2&sid=17&id=198

8.                 http://www.outsourcing.ru/content/rus/184/1849-article.asp


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.