Рефераты. Процесс разработки стратегии развития муниципального образования






Генеральным разработчиком стратегии является Государственное Учреждение Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации (г. Хабаровск).

Необходимость разработки стратегии была обусловлена современными требованиями по обеспечению единого подхода к решению вопросов комплексного развития городского округа.

В течение всего процесса разработки стратегии Комитетом экономики администрации города Южно-Сахалинска была обеспечена эффективная деятельность всех структур стратегического планирования с генеральным разработчиком, представлена статистическая и аналитическая информация по динамике развития города. Была проведена организационная работа по анкетированию всех слоев населения и бизнеса областного центра, проведены рабочие встречи с руководителями предприятий, научных и образовательных учреждений, совещания, круглые столы, пресс-конференции по вопросам разработки стратегии. Население активно вносило свои предложения.

Проведенные исследования и опросы позволили сформулировать самые важные конкурентные преимущества г. Южно-Сахалинска: значение города как административно-культурного центра Сахалинской области; прямое воздушное сообщение с городами Дальнего Востока и России; размещение иностранных и отечественных компаний по освоению нефтегазовых месторождений; близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона; привлекательность для переселенцев из северных районов Сахалинской области; ландшафтная уникальность и наличие территории для малоэтажного строительства.

Авторами стратегии миссией города Южно-Сахалинска определено создание условий для стабильного повышения качества жизни населения и эффективного использования социально-экономического потенциала города, области, региона. В связи с этим определены и задачи, и направления развития. В качестве приоритета выдвигаются интересы населения, сохранение человеческого потенциала.

В целях привлечения населения города, представителей бизнеса, общественных организаций и политических партий к процессу обсуждения проекта стратегии развития городского округа «Город Южно-Сахалинск» на период до 2020 года» администрацией города, совместно с представителями генерального разработчика, на каждом этапе разработки стратегического документа проводились Общественные слушания. В городских средствах массовой информации на постоянной основе размещались материалы о ходе разработки стратегии.

Благодаря принятию стратегии развития у городского округа появится возможность привлечения средств федерального и областного бюджетов для финансирования наиболее важных мероприятий для устойчивого развития городского округа «Город Южно-Сахалинск». Наиболее широко применяемые в муниципальном управлении комплексные целевые программы должны ориентироваться на стратегические приоритеты и тесно увязываться друг с другом. Предлагаемый в Стратегии проектный способ управления позволит сконцентрировать ресурсы городского округа на достижении важнейших задач его комплексного развития, а система целевых индикаторов позволит осуществить мониторинг эффективности управленческих решений.

В настоящее время на территории областного центра действуют порядка 30 целевых муниципальных программ, реализация которых направлена на повышение качества жизни населения города Южно-Сахалинска, рациональное и целевое использование средств местного бюджета. Кроме того, Комитетом экономики администрации города разработан проект Программы социально-экономического развития городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2008 – 2010 годы, содержащий мероприятия по реализации целей и задач, определенных стратегией на ближайшую перспективу, которая войдет составной частью в Программу социально-экономического развития Сахалинской области на 2008-2010 годы.

Администрация города и генеральный разработчик стратегии учитывали важность и необходимость обеспечения единых механизмов и согласованности политики в решении вопросов совместного стратегического развития областного центра и островного края в целом, что уже является залогом успешной его реализации.

Городской округ «Город Южно-Сахалинск», также как и область, и вся страна, выбирает инновационный, социально-ориентированный путь развития, главная цель которого – обеспечить высокий уровень благосостояния и стандартов качества жизни населения.

Город может взять на себя функции областного научного, проектно-конструкторского и образовательного центра по обеспечению развития инновационных производств по всем основным отраслям экономики. Следует учитывать возможности города в развитии инновационных технологий в области образования, медицины, управления, гражданских инициатив. Именно здесь, в Южно-Сахалинске, сконцентрирован научный потенциал области. И это только одна из частей, на которых строится стратегия развития городского округа.

Успешная реализация стратегии позволит сделать механизм управления городским округом более открытым, придаст новый импульс развитию как экономического, так и социального потенциалов города Южно-Сахалинска.

Далее остановимся на рассмотрении стратегии развития Соликамского городского округа до 2018 г.

Разработка Стратегии развития г. Соликамска проводилась в 2007 г. Основными разработчиками выступили представители администрации г. Соликамска, депутаты городской Думы, а также эксперты Института прикладной экономики и бизнес-инжиниринга и Высшей школы экономики. Основные положения Стратегии формулировались в процессе взаимодействия экспертной группы с представителями городского сообщества - специалистами городской и краевой администраций, депутатами городской Думы, руководителями городских предприятий, предпринимателями, представителями некоммерческих организаций, журналистами.

Стратегия предназначена для решения следующих вопросов: [9]

§     консолидации городского сообщества вокруг решения ключевых проблем города;

§     координации процесса стратегического управления городом;

§     повышения инвестиционной привлекательности города.

Основными инструментами анализа и прогноза при разработке Стратегии служили:

§     сбор и обработка статистической информации;

§     проведение и обработка анкет, социологических опросов и интервью.

Стратегические приоритеты г. Соликамска основываются на анализе текущего социально-экономического положения города и формировании видения города на основе согласования интересов и выявлении наиболее благоприятного и вероятного сценария развития города из рассмотренных вариантов.

В аналитическом отчете стратегии была проведена интегральная оценка социально-экономического положения города и рассмотрен детальный анализ приоритетных направлений социально-экономического развития. Были получены следующие основные выводы проведенной оценки и анализа в целях выявления:

§     ключевых стратегических преимуществ и возможностей развития г. Соликамска;

§     ключевых проблем и угроз развития г. Соликамска.

Анализ основных направлений социально-экономического развития г. Соликамска проводился с использованием методики SWOT-анализа, широко используемой в стратегическом планировании. SWOT-анализ позволяет произвести структурированное исследование сильных и слабых сторон субъекта, а также определить возможности и угрозы его развития. SWOT-анализ предоставляет базу для определения возможных сценариев развития города и позволяет выявить приоритетные направления его развития.

Проведенный SWOT-анализ позволяет определить приоритеты стратегии социально-экономического развития г. Соликамска. Приоритеты формируются по следующим направлениям:

§     Снижение степени влияния слабых сторон социально-экономического положения города за счет сильных сторон.

§     Обеспечение перехода возможностей развития в сильные стороны социально-экономического положения.

§     Управление рисками социально-экономического положения путем снижение вероятности перехода возможных угроз в область слабых сторон города.

Далее было сформировано видение г. Соликамска до 2018 года на основании согласования интересов следующих заинтересованных групп: горожан, инвесторов (в том числе собственников и руководителей крупнейших предприятий г. Соликамска), Администрации г. Соликамска и Администрации Пермского края.

В целях формирования видения г. Соликамска в рамках аналитического отчета было рассмотрено несколько вариантов возможных сценариев его развития:

I «Инерционный сценарий». Инерционное управление при устранении техногенных рисков;

II «Соликамск – логистический центр Белкомура»;

III «Соликамск – индустриальная столица Прикамья»;

IV «Соликамск – самый комфортный город Прикамья»;

V «Соликамск – культурная витрина Прикамья»;

На основе анализа текущего социально-экономического положения города, перспектив развития Пермского края, а также представлений основных заинтересованных групп были выявлены вероятные положительные и отрицательные последствия реализации каждого из сценариев, а также была проведена оценка вероятности их наступления.

Среди ключевых интересов в отношении социально-экономического развития г. Соликамска, связанного со спецификой малых городов, а также особенностей географического положения и стратегии экономического развития города, можно выделить конкурентную борьбу за основные виды ресурсов: человеческие, финансовые и т.д. При этом ключевыми конкурентами выступают малые города и районы Пермского края и соседних регионов. Таким образом, рассматривая данный приоритет как ключевой в перспективах развития города, основной стратегической установкой города является создание условий, обеспечивающих привлечение на данную территорию ресурсов.

В связи с представленными выводами наиболее вероятным и отвечающим требованиям заинтересованных групп был признан сценарий: «Соликамск – самый комфортный город Прикамья», так как именно данный сценарий позволяет завоевать конкурентное преимущество в привлечении в первую очередь человеческих ресурсов и производных от них финансовых ресурсов.

В рамках согласованного сценария развития г. Соликамска до 2018 г. видение складывается на основе следующих принципов:

§     сохранение населения города за счет создания комфортной городской среды: качественного жилья, широкого спектра услуг, благоустройства города и т.д.;

§     активная социальная политика города;

§     создание экономических условия в целях обеспечения роста благосостояния жителей города.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.