Рефераты. Процесс разработки стратегии развития муниципального образования






Стратегия развития МО представляет собой принятые органами власти на долгосрочную перспективу генеральные цели, направления, принципы и методы действий· органов управления МО в экономической и социальной сфере. А вот это сущность. Первый параграф. Эта стратегия должна иметь комплексный характер, то есть основываться на учете всех субъектов хозяйствования на территории МО и интересов населения.

Вместе с тем в рамках общей стратегии развития МО представляется целесообразным выделение ряда условий (частных стратегий развития):

1) корпоративные стратегии или стратегии развития различных субъектов хозяйствования, включая стратегии развития предприятий, банков, страховых компаний и т. д.;

2)стратегии развития административных районов города;

3) стратегии развития различных политических сил, действующих на территории данного города;

4) система стратегических интересов различных групп населения Муниципального образования. [6]

В процессе разработки общей стратегии развития МО должна решаться достаточно сложная задача согласования и объединения названных частных стратегий развития. От соблюдения всех основных правил и последовательности действий зависит результативность стратегии развития, позиционирование МО на уровне региона, страны в целом.

 

Глава 2. Оценка процесса разработки стратегии развития муниципального образования на примере стратегий развития российских муниципальных образований

 

Стратегия развития города основывается на тщательном анализе, прогнозе и вероятностной оценке всего комплекса внутренних и внешних условий, моделировании развития событий для последующего принятия решений.

При разработке стратегии рабочая группа сталкивается с высоким уровнем внешней и внутренней неопределенности. Это обусловлено, во-первых, сложной внутренней структурой МО. С одной стороны, это общественная сфера – муниципальные финансы, земли и имущество, муниципальные предприятия и учреждения, жилищный фонд. Данные объекты находятся в муниципальной собственности, что определяет их прямое управление со стороны МО. С другой стороны - предприятия и другие объекты, не находящиеся в муниципальной собственности, но расположенные на территории МО. Это коммерческий сектор, в принципе развивающийся самостоятельно. Однако на него нужно воздействовать косвенными методами – через налоговую, инвестиционную, административную политику. В основном местные органы власти стремятся создавать для бизнеса благоприятные условия функционирования, привлекать дополнительные инвестиции, максимизируя налоговую базу и количество рабочих мест. Но в зависимости от объективных условий могут быть сформированы и другие приоритеты.

Во-вторых, это связано с разнообразием и динамичностью внешних факторов развития. Сюда относится множество позиций, которые на региональном, страновом и общемировом уровне определяют сложный комплекс политических, экономических, социальных и других внешних условий развития МО. В результате неопределенность условий развития МО повышается. Усиление интеграции на разных уровнях, глобализация всех сторон жизни еще больше усиливают этот процесс.

Уровень неопределенности повышается и за счет роста власти олигархических структур и транснациональных компаний. Некоторые муниципальные образования, независимо от размера, оказываются в ситуации, когда на их территории начинают разворачивать свои проекты крупные игроки, центры принятия решений которых находятся не только за пределами МО или региона, но даже за пределами России. Такие проекты, часто координально меняющие специализацию и экономическое положение, реализуются внешними по отношению к МО лицами и группами, возможности влияния на которые у местного сообщества весьма ограничены. В этом случае местные власти сталкиваются с новыми вызовами и рисками, которые могут носить долгосрочный характер.

Чтобы выдерживать конкуренцию и успешно развиваться в современных условиях, МО необходимо: эффективно использовать свои внутренние возможности, наилучшим образом позиционировать себя на российском и мировом рынках, правильно спрогнозировать новые потребности и технологические прорывы, предусмотреть возможные тенденции и события в России и мире. Все это должно быть учтено при разработке стратегии развития муниципального образования. Все вышесказанное – это теория, а в этом пункте нужна практика только.

В качестве примера формирования стратегии можно привести «Стратегию социально-экономического развития муниципального образования «Город Архангельск» на период до 2020 г.»[7], разработанную совместно мэрией города и Институтом экономических стратегии в 2007-2008 гг.

Проведенный предварительный анализ социально-экономической ситуации показал необходимость применения сценарного подхода при разработке стратегии города.

В настоящее время Архангельск находится в ситуации стратегического выбора, обусловленного изменением его функций в системе межрегиональных и международных обменов и взаимодействий. При этом в значительной степени ни администрация, ни городское сообщество не являются субъектами, принимающими конечные решения и оказывающими исключительное влияние на реализацию тех или иных крупных социально-экономических проектов на территории города. Субъектами, способными оказать критическое влияние на развитие города, являются федеральные органы власти, российские и международные транснациональные компании.

В связи с этим при разработке стратегии города Архангельска рассматривались три пространственные зоны, по отношению к которым город может и должен формировать свою стратегию:

Зона прямого действия – территория внутри границ МО, где органы местного самоуправления (ОМСУ) правомочны осуществлять административную и хозяйственную деятельность. В рамках этой зоны для разработки и реализации стратегии ОМСУ могут использовать весь набор управленческих, политических, административных и финансовых инструментов.

Зона влияния – территория, в границах которой события и процессы, происходящие за пределами города, оказывают непосредственное влияние на развитие и функционирование города. В рамках этой зоны для разработки и реализации стратегии города ОМСУ могут использовать механизмы межмуниципального сотрудничества, координации действий между органами власти разного уровня.

Зона интересов – территория, в границах которой события и процессы, происходящие за границами города, оказывают существенное, но косвенное влияние на развитие города. При этом ОМСУ имеют минимальные возможности для воздействия на происходящие процессы. В рамках этой зона ОМСУ для разработки и реализации стратегии должны отслеживать значимые для города социальные, экономические и политические события и процессы, учитывать их при принятии стратегических решений.

Стратегия социально-экономического развития г. Архангельска разрабатывалась на 13 лет на период с 2008 по 2020 гг.

Анализ социально-экономического положения города, его возможностей и ресурсов, а также существующих и разрабатываемых в настоящее время крупных инвестиционных проектов позволил выделить для Архангельска 8 основных сценарных гипотез развития.

Транспортные сценарии (№1 и №2) предусматривают усиление роли Архангельска как транспортного узла за счет строительства магистрали «Белкамур». Сценарии, связанные с освоением ресурсов (№3 и №4), предполагают, что Архангельск становится либо базой освоения сухопутных природных ресурсов области либо базовым городом освоения арктического шельфа. В сценарии №5 «Промышленный подъем» основная ставка делается на развитие традиционных для города и инновационных производств товаров и услуг за счет существенного увеличения инвестиций и заказов у национального судостроения. Сценарий №6 («Межрегиональный административный и образовательно-культурный центр») предполагает усиление гуманитарной составляющей города. Основной акцент делается на повышение качества и наращивание человеческого капитала как внутри города, так и за его пределами. Последние два сценария (№7 и №8) предполагают консервацию существующей ситуации и дальнейшее ее ухудшение.

При оценке все сценарии были сравнены с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ». В результате было установлено, что предлагаемые сценарии не имеют полного соответствия содержанию Концепции, что связано с разным масштабом и степенью воздействия проектов на экономику России и экономику города. Например, проекты, рассматриваемые в рамках Концепции как элементы энергосырьевого сценария, будут способствовать инновационному развитию г. Архангельска.

Так, сценарии № 1,4,5 и 6 являются наиболее амбициозными и относятся к сценариям инновационного развития. При этом №1 и №4 требуют значительных инвестиций для реализации ключевых проектов. Сценарии №5 и №6, являясь менее затратными с точки зрения необходимых инвестиций, требуют для реализации высокого уровня менеджмента. Сложность реализации этих сценариев не столько в необходимости привлечения средств, сколько в налаживании конструктивных взаимовыгодных партнерских отношений между предприятиями и организациями разных форм собственности из различных сфер деятельности.

При выборе стратегической траектории развития города Архангельска из возможных сценариев предпочтение отдавалось тем, при реализации которых возрастает значимость и роль города России, среди городов Баренц-региона, растет качество и сложность его социальной организации, повышается привлекательность для жизни и развертывания современных высокоорганизованных видов деятельности.

Из четырех инновационных сценариев наиболее предпочтительным в долгосрочной перспективе для города является сценарий №6 «Административный и образовательно-культурный центр межрегионального значения», элементы которого присутствуют почти в каждом из инновационных сценариев. Именно на этом сценарии развития остановились разработчики стратегии. Особенностью данного является то, что он способен стать определяющим для постиндустриального развития города на перспективу, выходящую за пределы прогнозного периода.

Так или иначе, но большинство из представленных сценариев будут иметь свое продолжение с позиций краткосрочной и среднесрочной перспективы, создавая условия и накапливая ресурсы для реализации следующего сценария.

Еще одним примером разработки долгосрочного развития является стратегия развития городского округа «Город Южно-Сахалинск» на период до 2020 года. Одобренная жителями областного центра на проведенных в апреле 2008 года публичных слушаниях стратегия утверждена решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 28.05.2008 года № 1099/51-08-3.[8]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.