Рефераты. Принципы составления бизнес-плана






В подразделе «Машины и оборудование» приводиться:

-                полный перечень машин и оборудования;

-                расчет затрат, связанных с их приобретением или арендой;

-                     информацию об амортизационных отчислениях по каждому виду оборудования и сроках службы.

В подразделе «Сырьё, материалы и комплектующие изделия»:

– необходимо привести перечень всех видов сырья, материалов и комплектующих изделий, которые будут использоваться в производственном процессе;

– необходимо указать конкретных поставщиков, конкретные цены, дать пояснения по вопросам финансовых и других условий поставки, указ местонахождения поставщиков;

– показать необходимые объемы запасов, указать особые условия их хранения.

В подразделе «Производственные и непроизводственные помещения» приводится информация о всех необходимых для фирмы помещениях. Необходимо описать помещение-местонахождение, ресурсы, наличие площадок для погрузочно-разгрузочных работ, обеспечение транспортными коммуникациями.

В конце производственного плана должно быть охарактеризовано влияние внешних факторов на производственную деятельность фирмы. К основным внешним факторам относят:

-                     возможность приобретения производственных ресурсов;

-                     вероятность проявления новых технологий производства данной продукции;

-                     юридические ограничения – санитарные нормы, требования к утилизации отходов и безопасности.


Оценка рисков


Виды возможных рисков

Любая деятельность в бизнесе связана с рисками. Это объясняется тем, что рыночные субъекты хозяйствования действуют в условиях полной или частичной неопределённости, например: неопределённость цели при многовариантном выборе; неточности оценок развития внутренней и внешней среды, действий конкурентов; отсутствие полной информации при разработке бизнес-плана.

Чтобы получить поддержку инвесторов нужно показать не только выгоды вложения средств, но и возможные трудности в бизнесе. В бизнес-плане необходимо дать ответы на такие вопросы:

1)                насколько глубоко руководство фирмы понимает и учитывает риски, связанные с данным бизнесом;

2)                может ли руководство разработать план действий в условиях неопределенности.

В бизнесе существует множество обстоятельств, которые могут привести к потерям. Опыт предпринимательства показывает, что ему учесть как можно больше рисков, то ими можно управлять.

Основные виды рисков:

1)                производственные риски – связаны с возможным невыполнением фирмой своих обязательств по контракту;

2)                финансовые риски – связаны с нарушением фирмой своих финансовых обязательств;

3)                инвестиционные риски – связаны с возможным обесцениванием инвестиционного, финансового портфеля;

4)                рыночные риски – связаны с возможными колебаниями процентных ставок, курсов валют.

Чаще всего в бизнес-плане рассматриваются риски, являющиеся следствием следующих причин:

1)                неблагоприятных тенденций во внешней среде бизнеса;

2)                реакции конкурентов (возможное снижение цен на аналогичные продукты);

3)                сезонная цикличность объёмов продаж;

4)                недостаточная компетентность персонала, который занимается маркетингом, производством и управлением;

5)                появление новых технических и технологических решений, которые могут привести к старению предмета данного бизнеса;

6)                превышение производственных затрат над запланированными;

7)                трудности с получением сырья, материалов и комплектующих;

8)                цикличность потока наличности.

В бизнес-плане риски делятся на 2-е группы:

1)                внутренние (эндогенные), которые могут контролироваться и управляться фирмой;

2)                внешние (экзогенные), которыми менеджеры непосредственно управлять не могут (рост ставок налогообложения, изменение курса валют и т.д.).

Риски также делят на:

-                      динамические риски связанны с непредвиденными изменениями стоимостных параметров в будущем. Эти риски могут привести как убыткам, так и к возможному росту доходу;

-                      статистические риски – всегда приводят к убыткам, т. к. они связаны с потерей реальных активов или доходов вследствие недееспособности фирмы.

Концепция управления рисками

Концепция управления рисками включает следующие компоненты:

1)                оценка степени риска т.е. определение потенциальных негативных последствий принятых решений, а также побочных эффектов, негативно влияющих на результаты деятельности;

2)                отработка механизма реагирования на возможные негативные последствия;

3)                разработка мероприятий по нейтрализации и компенсации возможных негативных последствий.

В процессе оценки риска необходимо учесть интересы всех участников проекта, т.е. инвесторов, исполнителей, продавцов, заказчиков, покупателей и т.д. Выявление возможных рисков можно произвести различными способами: от сложного анализа в моделях до интуитивных догадок.

В бизнес-плане необходимо стремиться количественно, оценить риски. Существуют следующие количественные методы оценки рисков:

-                     статистический;

-                     экспертных оценок;

-                     аналитический;

-                     аналогический.

Результаты оценки рисков могут быть представлены как абсолютными, так и относительными величинами.

В бизнес-плане должны быть показаны возможные убытки (потери активов, имущества, ценных бумаг, времени, имиджа). Причины возможных убытков могут быть разнообразными от политических факторов, экономической и социальной нестабильности, несовершенства кредитно-денежной системы, дофорсмажорных обстоятельств, некомпетентности кадров, рэкета и т.д.

В общем виде цена риска:



где  – прибыль при отсутствии данного риска;

- прибыль при наличии.

Мероприятия по нейтрализации и минимизации негативных последствий возможных рисков

Реагирование на возможные негативные последствия предусматривают разработку мер предупредительно-профилактического характера. Они включают конкретные рекомендации действий в случае возникновения негативных последствий. С целью своевременного реагирования на негативные последствия разрабатываются альтернативные планы.

Разработка альтернативных планов производится по этапам:

1.                определение основных факторов внутренней и внешней среды, которые могут негативно повлиять на бизнес;

2.                определение масштабов их влияния на бизнес;

3.                определение вероятности этого влияния;

4.                разработка альтернативного плана действий, в котором необходимо определить критические точки, достижение которых свидетельствует о развитии неблагоприятной тенденции.

Альтернативные планы должны определять, что должны делать работники в неблагоприятной ситуации. Наличие альтернативных планов свидетельствует о том, что предприниматель знает о возможных рисках и готовиться к ним заранее.

Различают внешние и внутренние способы снижения рисков.

К внешним способам снижения риска относят:

1)                делегирование части рисков партнерам по бизнес-плану;

2)                хеджирование;

3)                внешнее страхование рисков.

Хеджирование – это способ снижения рисков хозяйственной деятельности посредством заключения долгосрочных соглашений на поставку продукции между поставщиком и потребителем. По контракту потребитель получает право на фиксированное количество продукции по оговоренной цене и тем самым защищает себя от возможного роста цен. Поставщик в свою очередь гарантирует оговоренную цену на продукцию и тем самым защищает себя от возможного снижения цены.

Услуги страховых компаний могут быть как стандартизированными, так и договорными.

Внешние способы снижения риска разнообразны, например:

1)                повышение качества и эффективности управления фирмой;

2)                диверсификация деятельности;

3)                лимитирование, т.е. ограничение верхнего предела инвестиций в определенный проект;

4)                создание запасов;

5)                увеличение обоснованности и полноты информации.

Фирма также может уменьшить свои потери, используя метод самострахования. Он связан с созданием специального резервного фонда для покрытия возможных убытков.

Самострахование применяется в случае, когда стоимость имущества, которое страхуется, невелика в сравнении с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Вероятность убытков невелика.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.