Рефераты. Применение принципов Э. Деминга к таможенной деятельности






4. Прекратите практику предоставления заказов на основании ценовых показателей. Вместо этого сведите к минимуму совокупные затраты. Старайтесь иметь одного поставщика для каждого из комплектующих, работайте с ним на основе долгосрочных отношений, взаимного доверия и лояльности.

Данный принцип Э. Деминга реализуется в таможенном деле через организацию учета затрат на выполнение таможенных функций. Здесь необходим точный учет руководителем затрат на выполнение таможенных функций и процедур и анализа.

5. Постоянно и неизменно совершенствуйте систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом постоянно снижать затраты.

Фактически пятый принцип - логическое продолжение действий по четвертому принципу. Эти действия являются действиями руководителя таможенного органа (структурного подразделения) по постоянному и неизменному анализу отклонений от технологий, обеспечивающих таможенные процессы, а также по разработке действенных мер по приведению этих технологий в нормативное состояние.

6. Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах.

Профессиональная подготовка в таможенных органах должна носить систематический постоянный характер. Во многом это объясняется постоянно изменяющейся нормативной правовой базой в сфере таможенного дела, а порой и противоречивостью отдельных правовых актов. Данная учеба по подготовке кадров в таможне должна быть построена на анализе отклонений от технологий таможенных процессов и разработке предложений по предотвращению этих отклонений.

7. Создайте систему эффективного руководства. Целью инспектирования должна быть помощь людям, станкам и устройствам работать лучше. Контроль за администрацией нуждается в пересмотре, так же как и контроль за производственными рабочими.

Руководство в таможенных органах РФ – это организация, планирование и регулирование процессов, связанных с решением всевозможных задач, поставленных перед Федеральной таможенной службой. Основой эффективного управления в таможенных органах до сих пор считается жесткий контроль. Э. Дэминг, в отличие от традиционных форм контроля, предлагает исключить элемент угрозы наказания, заменив его элементом доброжелательной помощи, включающей в себя выяснение причин невыполнения поставленных задач и (что бывает очень важным в процессе деятельности таможенных органов) создание условий для выполнения их в последующем. Думается, что такой подход к управлению таможенными процессами с учетом неукоснительного выполнения всех других принципов Э. Дэминга, можно только приветствовать, поскольку причинами неудач, даже у высокопрофессиональных кадров таможенных подразделений, является выражение страха в том, что я:

– боюсь потерять работу из-за реорганизации таможенного органа;

– мог бы работать лучше, если бы знал, что произойдет завтра;

– боюсь выдвинуть идею – если я это сделаю, меня сочтут предателем;

– боюсь, что по результатам аттестации меня понизят в должности;

– боюсь, что не всегда найду ответ на вопрос начальника;

– боюсь работать в полную силу своих возможностей в коллективе, т.к. кто-то другой благодаря моему вкладу может быть оценен выше, чем я;

– работаю в системе, которая не позволяет мне реализовать мои

возможности;

– не осмеливаюсь спросить о том, что хотел бы лучше понимать причины

отдельных таможенных процессов, связанных с профессиональной деятельностью;

– не имею достаточно времени, чтобы внимательно проанализировать свою работу.

И другие выражения страха, которые необходимо в себе подавлять – и это уже восьмой принцип.

8. Уничтожьте страх, чтобы дать эффективно работать на компанию.

Администрации таможни необходимо устранить страх, прежде всего у самих себя, и всеми силами содействовать устранению его у своих подчиненных. Это, наряду с выполнением других принципов, обеспечит более эффективную работу таможни.

9. Разрушьте барьеры между отделами. Работники исследовательских, конструкторских, торговых и производственных отделов должны работать как одна команда, предвидеть возникновение проблем при производстве и использовании продуктов и услуг.

Существует определенная локальная самостоятельность служб и отделов в таможенных органах. Показательно, когда руководитель таможенного подразделения при решении своих задач зачастую не беспокоится, как принятые решения повлияют на работу других подразделений и как это скажется в перспективе на работе всего таможенного органа. В таможенном деле крайне важно, чтобы все подразделения таможни (служба организации таможенного контроля, экономический и правоохранительный блоки) работали как одна команда, имеющая общую цель.

10. Откажитесь от лозунгов, проповедей и заданий для рабочих, призывающих к нулевому браку и достижению новых уровней производительности. Подобные проповеди вызывают только противодействие, поскольку в большинстве случаев низкое качество и низкая производительность обусловлены системой и существуют вне власти рабочего.

Злоупотребление призывами к лучшей работе, лозунгами и увещеваниями в любом структурном подразделении таможни, скорее всего, является достаточно распространенным недостатком руководства. В большинстве своем это не приводит к положительным результатам, т.к. понятно, что качество работы зависит не от исполнителей, а от системы, в которой они работают. Этот принцип очень актуален для таможни.

11. Исключите нормы (квоты) на производстве. Измените руководство. Откажитесь от объективистских методов управления. Откажитесь от управления, ориентирующегося на цифры, на количественные показатели.

В таможне необходимо отказаться от установления для исполнителей количественных норм, выполненных за смену, таких, например, как обеспечить:

– обработку определенного количества таможенных деклараций;

– взимание определенной суммы таможенных пошлин;

– выявление определенного количества административных правонарушений в области таможенного дела и т.п.

Установление подобных норм мешает таможеннику работать свободно, сковывает его действия и в результате приводит к ошибкам и необходимости неоднократно переделывать работу, теряя рабочее время и тем самым снижая производительность труда. Методы управления, отличные от установления каждому таможеннику "стахановских" контрольных показателей на каждый рабочий день (смену), в большей степени способствуют активизации трудовых процессов.

12. Устраните препятствия, которые не позволяют кадровому рабочему, администрации и инженерным работникам гордиться своим мастерством.

Ответственность инспекторов должна быть изменена. Они должны отвечать не за цифры, а за качество. Это означает, кроме всего прочего, отказ от ежегодной аттестации и объективистских методов управления.

На современном этапе поднять престижность профессии таможенника представляется достаточно затруднительным. В чем же причины? Рассмотрим некоторые примеры:

– текучесть кадров, которая сводит на нет работу с ними;

– несовершенство оценки должностных лиц и аттестации по результатам их труда (аттестация в таможенных органах не требует ни от кого решения человеческих проблем, она лишь ранжирует работников, контролируя результаты их труда, но не занимается проблемами совершенствования системы);

– управление происходит только на основе имеющихся цифр и процентов без должного внимания к проблемам, с которыми сталкивается должностное лицо в процессе службы;

– отсутствие возможности предоставить жилье должностным лицам при ротации кадров;

– зачастую негативное отношение участников внешнеэкономической деятельности ввиду противоречивой нормативной правовой базы, а также отсутствия в системе руководства и планирования соответствующей ориентации должностных лиц таможенных органов на качество обслуживания и т.п.

13. Внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования.

Понятно, что таможенным органам нужны не просто хорошие люди, а люди, которые становятся лучше благодаря образованию и самосовершенствованию. Продвижение должностных лиц таможни по службе должно происходить в условиях состязательности в их знаниях.

14. Сделайте так, чтобы каждый в компании участвовал в программе преобразований. Преобразования – дело каждого.

Необходимо констатировать, что Федеральная таможенная служба не стоит на месте. Создана Концепция развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 г. №2225-р). В этих условиях важнейшей задачей руководителей таможенных органов является вовлечение всех должностных лиц в разработку программ преобразований и их реализацию.

На основе приведенного краткого анализа принципов Э. Деминга с позиций таможенного дела становится понятным, что применение указанных принципов в СУТП – необходимость. Особенности таможенной системы, во всем своем многообразии, требуют совершенствования управления этой системой. С этой точки зрения целесообразно адаптировать методы управления качеством на основе ИСО серии 9001 к таможенной системе России, таким образом обеспечив ее соответствие требованиям XXI века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема совершенствования управления организациями являлась предметом исследований многих зарубежных и российских ученых. Теории контроллинга на предприятии посвящены работы зарубежных и отечественных экономистов Э.Майэра, Р.Манна, Х.Фольмута, Е.А..Ананькиной, С.В.Данилочкина, Н.Г.Данилочкиной, В.М.Носова, С.Г.Фалько, А.М.Карминского, А.М.Оленева, А.Г.Примак и других. Появление контроллинга как функционально обособленного направления экономической работы в организации, связанного с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте, открыло также новые перспективы повышения эффективности управления в государственной службе. В последние годы контроллинг внедряется таможенными службами за рубежом, особенно в Германии и Австрии. В нашей стране контроллинг применяется в основном в коммерческом секторе, поэтому практически все научные исследования в области контроллинга посвящены контроллингу предприятия. В России вопросы контроллинга в государственной службе разработаны недостаточно полно. Отдельные теоретические и практические аспекты формирования системы контроллинга в таможенных органах прорабатывались в научных исследованиях ученых Российской таможенной академии — В.В.Макрусева, В.Н.Иванова, В.Б.Кухаренко. Однако пока не разработана концепция контроллинга как системы информационно-аналитической и методической поддержки управленческой деятельности, которая позволяет систематически совершенствовать процедуры управления таможенными подразделениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баландин Е.С. Международные стандарты ИСО серии 9000-2000: метод. рекомендации по применению. - Ульяновск: УлГТУ, 2003.

2. Барамзин С.В. Система управления таможенными процессами на основе международных стандартов ИСО серии 9000. - М.: РИО РТА, 2004.

3. Барамзин С.В. Теория и методология систем управления таможенными процессами. - М.: РИО РТА, 2009.

4. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

5. Конарева Л. Теория доктора Деминга. http://quality.eup.ru/

6. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: учеб. пособие. - М.: Дело и Сервис, 2009.

7. Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. №2225-р.

8. Управление качеством: уч. / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, С.Ю. Ягудин [и др.]; под ред. докт. экон. наук, профессора Ильенковой С.Д. – М.: ЮНИТИ, 2007.

9. Статья по материалам книги Лапидуса В.А. "Всеобщее качество в российских компаниях". www.six-sigma.ru

10. ISO 9000:2000 – Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

11. ISO 9001:2008 – Системы менеджмента качества. Требования. (ГОСТ Р ИСО 9001-2008).

 http://www..ru/


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.