Рефераты. Применение принципов Э. Деминга к таможенной деятельности






Уже в 1987 году, после принятия первой версии стандартов ИСО серии 9000 они приобрели во всем мире беспрецедентную популярность. Применительно к Российской Федерации можно говорить о том, что с 1989 года в качестве рекомендуемого (основываясь на международном опыте) также был введен комплекс международных стандартов ИСО серии 9000 "Управление качеством продукции и услуг". Особенность применения ИСО 9000 в России заключалась в том, что версия международных стандартов серии ISO официально заменила предыдущую версию стандартов ISO 9000 от 1994 года с 15 декабря 2000 года, в результате чего новая версия стандартов серии ISO 9000 получила обозначение ISO 9001:2000. В итоге 15 ноября 2008 Международной Организацией по Стандартизации (ISO) опубликовала новую версию международного стандарта ISO 9001

Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международный форум по аккредитации (IAF) договорились о реализации плана по обеспечению плавного перехода к проведению аккредитованной сертификации на ИСО 9001:2008, наиболее распространенным в мире стандартом на системы менеджмента качества (СМК). Детали этого плана приводятся в совместном коммюнике двух организаций. Как и все остальные стандарты, опубликованные ИСО, стандарт ИСО 9001 периодически пересматривается и принимается решение об изменении, отмене или пересмотре стандарта. Стандарт ИСО 9001:2008 должен быть опубликован до конца этого года, он заменит версию стандарта, выпущенную в 2000 году. Хотя сертификация систем менеджмента качества не является требованием стандарта, около миллиона организаций были проверенные и сертифицированы независимыми органами по сертификации (регистрации) на соответствие требованиям ИСО 9001:2000. Сертификация на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 часто используется как в частном, так и государственном секторе для повышения доверия к продукции и услугам, предоставляемым сертифицированными компаниями, между партнерами в бизнесе, при отборе поставщиков и в качестве одного из условий участия в тендерах. Международная организация по стандартизации ИСО является разработчиком и издателем стандарта ИСО 9001, но она не проводит аудиты и сертификацию. Эти услуги осуществляются независимые от ИСО Органы по сертификации. ИСО не контролирует такие органы, но содействует применению международных стандартов в целях внедрения данной практики работы по всему миру. Например, ИСО/МЭК 17021:2006 устанавливает требования для органов, проводящих аудиты и сертификацию систем управления. Технический комитет ИСО/TC 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества», который отвечает за семейство стандартов ISO 9000, готовит ряд вспомогательных документов, объясняющих различие между стандартом ИСО 9001 версии 2000 года и 2008 года и значение изменений для пользователей. После утверждения этих документов они будут размещены на веб-сайте ИСО.

Совместное коммюнике IAF-ISO Проведение сертификации по ИСО 9001:2008 в аккредитованной сфере ИСО (Международная организация по стандартизации) и IAF (Международный форум по аккредитации) согласовали план действий, реализация которого обеспечит плавный переход к сертификации на соответствие ИСО 9001:2008 в аккредитованной сфере. ИСО заявляет, что в ИСО 9001:2008 не вводится никаких новых требований. Стандарт ИСО 9001:2008 содержит разъяснения к существующим требованиям ИСО 9001:2000 и основан на восьмилетнем опыте внедрения стандарта во всем мире, подтвержденным, на сегодняшний день, примерно миллионом сертификатов, выданных в 170 странах мира. Внесенные изменения также призваны улучшить совместимость с ИСО 14001:2004. Согласованный план в отношении сертификации на соответствие ИСО 9001:2008 в аккредитованной сфере заключается в следующем: Сертификация на соответствие ИСО 9001:2008 в аккредитованной сфере не должна осуществляться до публикации стандарта ИСО 9001:2008 в качестве международного стандарта. Сертификат на соответствие требованиям ИСО 9001:2008 и/или его национального эквивалента может быть выдан только после официальной публикации стандарта ИСО 9001:2008 (должна состояться до конца 2008 года) и после наблюдательного или ресертификационного аудита на соответствие ИСО 9001:2008.

Срок действия сертификатов ИСО 9001:2000 Через год после опубликования ИСО 9001:2008 все сертификаты в аккредитованной сфере (первичные или выдаваемые при ресертификации) должны выдаваться только на соответствие ИСО 9001:2008. Через двадцать четыре месяца после опубликования ИСО 9001:2008 все действующие сертификаты соответствия ИСО 9001:2000 признаются недействительными.

Именно поэтому в настоящее время в Российской Федерации действует система сертификации, абсолютно одинаковая с международными стандартами серии ISO 9001:2008 версии 2008 года.

Характерно, что по состоянию на сегодняшний день более чем в 100 государствах эти стандарты признаны в качестве национальных. Очевидно, что создание благоприятных условий для полного и эффективного выполнения лицами, пересекающими государственную границу, таможенных правил, а главное, осуществление таможенным персоналом таможенного оформления и таможенного контроля, построенного на проверенных инструментах управления качеством предоставляемых услуг, является одной из гарантий обеспечения экономической безопасности страны. Решение поставленных на современном этапе перед таможенными органами задач требует улучшения систем управления таможенными процессами (далее СУТП). Иными словами, таможенные органы, осуществляя свои функции, обязаны обеспечить соответствующее качество собственного труда и при этом создать условия, способствующие ускорению товарооборота. При этих задачах любой руководитель желал бы иметь в своем распоряжении такую систему управления, которая в случае каких-либо нарушений в работе автоматически приводила бы к выявлению причин этих нарушений, а также к самокорректировке и самосовершенствованию.

Подобные системы управления существуют, например, в отраслях народного хозяйства и сфере обслуживания в принципах систематического улучшения трудовых процессов Э. Деминга, воспроизводящих модели управления качеством результатов труда. Указанные принципы будут приведены ниже и оцениваться в привязке к таможенному оформлению и таможенному контролю. Исходя из целей и поставленных перед таможенными органами задач, на современном этапе руководители таможенных органов всех уровней в перспективе должны осознать, что освоение системы управления качеством результатов труда по МС ИСО серии 9001 - это, прежде всего: – документированность, прозрачность, а также ответственность за реализацию всех рабочих процедур в любой сфере деятельности; – обеспечение авторитета и делового имиджа предприятия или организации.

Преимущества указанной системы управления заключаются в следующем:

– соответствие унифицированным международным требованиям;

– комплексность функций и процедур;

– наличие механизма самосовершенствования, который позволяет

бесконечно улучшать СУТП.

Внедрение системы управления таможенными органами по критерию качества труда обеспечит сознательную дисциплину и заинтересованность персонала, тщательную проработку технологии таможенных процессов, систематическое повышение квалификации персонала, оперативное реагирование на отклонения от требований действующих нормативных правовых актов, систематическую корректировку технологий, инструкций, информационного обеспечения, структур, штатов, технологического оснащения, взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности и т.д. Как уже было сказано выше, в целом – это дополнительные гарантии экономической безопасности страны.

Характерно, что внедрение СУТП не требует дополнительных материальных и финансовых затрат, а также дополнительных штатных единиц. Все элементы указанной системы включаются в положения о структурных подразделениях таможенных органов, должностные инструкции и регламенты должностных лиц. Однако требуется серьезная и кропотливая работа с персоналом и мотивацией его труда, с тем чтобы была возможность запустить в работу механизм самосовершенствования системы. Далее рассмотрим принципы Э. Деминга с позиций таможенной деятельности.

2. ПРИНЦИПЫ Э. ДЕМИНГА. ИХ ОЦЕНКА

Итак, существует задача обучения персонала для работы в системе. Что нужно сделать, чтобы обеспечение качества результатов труда было основано на максимальном вовлечении в процессы формирования качества непосредственных участников процесса труда, как преодолеть сопротивление должностных лиц необходимым нововведениям, как заинтересовать их в сознательном улучшении собственной работы? Это вопросы, в решении которых нуждается любой руководитель.

Э. Деминг дает на них ответы, которые кратко сформулированы в четырнадцати принципах. Вот эти принципы с "привязкой" к действующей СУТП:

1. Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель – стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места.

Очевидно, что в таможенном деле существует необходимость совершенствовать таможенные процедуры и воспитывать у персонала таможен постоянное стремление к этому.

2. Усвойте новую философию. Мы живем в новую экономическую эпоху.

Управляющие должны осознать свою ответственность и взять на себя руководство, чтобы добиться перемен. Новая философия жизни, которую должен усвоить персонал таможни, заключается в изменении отношения чиновника к участникам внешнеэкономической деятельности, да и к любым лицам, пересекающим таможенную границу РФ. Надо встать на позицию партнерства, основанного на разумном, доброжелательном выполнении своей государственной функции при обеспечении максимального удобства своему клиенту и безусловного выполнения требований таможенного законодательства. Руководство таможенного органа должно помогать персоналу в освоении этой философии, создавая соответствующие условия.

3. Исключите зависимость от контроля при достижении качества. Устраните необходимость в массовом контроле, сделав при этом качество неотъемлемой характеристикой товара.

Реализация этого принципа также актуальна в таможенном деле. Контроль за качеством выполнения таможенных функций лишь констатирует случившийся факт и с точки зрения улучшения качества является, в сущности, мерой запоздалой и неэффективной. Рутинная стопроцентная проверка с целью улучшения качества труда, пожалуй, равноценна включению некачественной работы в план и признанию того, что процесс не обладает теми возможностями, которые требуются в соответствии с таможенным законодательством. Руководитель, осуществляя контроль, должен в большей мере следить за стабильностью процесса. Для реализации этого принципа руководителю таможенного подразделения необходимо постоянно готовить должностных лиц к самоконтролю и постепенно сделать его основной формой контроля качества таможенных процедур.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.