Рефераты. Предпринимательская деятельность на современном книжном рынке России






Объем книжного рынка России в стоимостном выражении начиная с 1998 г. непрерывно растет, в ближайшие годы прогнозируется рост рынка в стоимостном выражении до $3 млрд.[32] Рост в последние годы обеспечен ростом средних цен на один экземпляр и вызван не только инфляционными явлениями, но и повышением качества изданий, снижением тиражей и увеличением в издательских планов дорогостоящих изданий. Тем не менее средняя цена на книгу в России остается одной из самых низких в Европе и составляет в настоящее время около $2.5[33].

Среди современных тенденций книжного бизнеса наиболее заметна тенденция к появлению объединений фирм, которые предоставляют его участникам новые финансовые возможности. Примерами интеграции нескольких издательств, полиграфии и книжной торговли (оптовой и розничной) могут служить издательская группа АСТ и издательство ЭКСМО. Крупные оптовые книготорговые структуры имеются в группах «ОЛМА», «РИПОЛ», «Центрполиграф», а также во многих крупных издательских группах. На оптовом рынке успешно работает «ТОП-книга». Вызывает интерес создание вертикальной структуры известным финансистом А.Л. Мамутом, объединившим под одним финансовым контролем издательства «Колибри», «Иностранка», «Махаон», книготорговую сеть «Букберри», крупный Интернет-портал, в плане создание собственного полиграфического предприятия.

Такие каналы распространения как интернет, книга-почтой, книжные клубы и др. расширяют круг потребителей. В книжной торговле магазинная форма остается для предпринимателей ведущей, но она базируется на современных информационных технологиях, использовании логистических методов в управлении материальными потоками. Успех предпринимателя все больше зависит от его маркетинговой стратегии, умения найти и использовать свои конкурентные преимущества. На повестку дня выходит вопрос о ценообразовании в книжном деле, которое по примеру развитых стран может стать предметом картельных соглашений между полиграфическими, издательскими и книготорговыми фирмами. Очень важен вопрос о едином формате взаимодействия партнеров книжного бизнеса. Большим препятствием для дальнейшего развития книжного бизнеса остается слабая мощность книгопроводящей сети. После развала советской системы оптового книгораспространения «книжный голод» советской эпохи (неудовлетворенный спрос при больших остатках в сети неликвидной политической литературы) сменился состоянием близким к насыщению рынка в мегаполисах России и неудовлетворенным спросом на книги во многих регионах. При этом во многих регионах Европейской России имеется неплатежеспособный спрос («регионы датируемые бюджета государства), то во многих регионах за Уралом («бюджетообразующие» регионы) спрос неудовлетворяется из-за высоких транспортных тарифов.


Часть 2. Практика книжного предпринимательства издательства «Рипол классик»

 

Глава 3. Организация издательского бизнеса


3.1 Историческая справка


Основным учреждением в системе издательского дела является издательство.

Издательство — это государственное, общественное, кооперативное или частное предприятие, обладающее правом на издательскую деятельность, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции на принципах самостоятельной коммерческой деятельности и в соответствии с требованиями государственных стандартов[34].

В России функционируют издательства различных направлений и типа организации:

по выпускаемой продукции — книжные, книжно-журнальные, газетные, газетно-журнальные, издательства по выпуску изобразительной продукции, картографические, нотные и др.;

по отраслевой принадлежности — издательства общественных организаций, научных, профессиональных и других обществ, творческих союзов, министерств и ведомств;

по административно-территориальному признаку — центральные (общероссийские), региональные, областные;

по видам издаваемой литературы — универсальные и специализированные (выпускающие литературу определенного профиля — »Медицина», «Химия» и др.).

В последние годы проявилась тенденция к значительному росту числа издательств при уменьшении объемов выпускаемой ими продукции. Наибольшее распространение получили малые издательства универсальной тематики. В то же время возникают немало новых мощных издательств, выпускающих большие серии значительных книг и журналов[35].

Наряду с многолетними специализированными гигантами, такими, как, например, «Просвещение», «Прогресс», «»Наука», «Художественная литература», «Высшая школа», «Искусство», «Знание», в течение нескольких лет возникли и утвердили себя на книжном рынке страны и мира — «Аст», «Дрофа«, «Эсмо-пресс», «Вагриус», «Олма-пресс», «Инфра-М», «Фламинго», «Росмэн», «Владос» и др.

В бывшем СССР было приблизительно 200 издательств, на территории Российской Федерации, как республики, — чуть больше 100. В настоящее время число издательств и издающих организаций (то есть учреждений, организаций или предприятий, имеющих, наряду с основной деятельностью, юридическое право на издательскую деятельность) достигает 20 тысяч. Однако действующих среди них гораздо меньше, а высылающих, согласно закону, обязательные экземпляры в Российскую книжную палату — около 6 тысяч. Однако в последние годы число издательств и издающих организаций в России, а также городов, в которых они расположены, продолжает расти. Так, в 2000 г. 271 город России имел 5110 издательств, в 2001 — 308 городов — 5930 издательства, в 2002 — 328 городов имело 6128 издательств[36].

Издательства и издающие организации в России имеются и в регионах: в Новосибирске, например, 98, в Уфе — 110, в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде — по 61, в Ростове-на-Дону — 54, в Самаре — 52 и т.п. Но основная часть издательств находится в Москве и Санкт_Петербурге, причем число их в последние годы растет: Москва имела 2515 издательств в 2000 году, 2997 в 2001-м и 3125 — в 2002-м; Санкт-Петербург соответственно — 591, 705 и 714 издательств. В этих двух главных городах страны издается 75% названий книг и 90% их тиража.

Еще одна тенденция — рост доли негосударственных издательств и издающих организаций. Из общего количества 69749 названий книг, изданных в 2002 году тиражом 591, 3 млн. экз.:

1) государственные издательства, подведомственные Министерству РФ по делам печати выпустили 1905 названий книг (2,7% в общем объеме) тиражом 61, 5 млн. экз. (10, 4%);

2) издательства и издающие организации других министерств и ведомств — 21806 назв. (31,3%) тиражом 12, 8 млн. экз. (2,2%);

3) негосударственные издательства и издающие организации — 46038 названий (66%) тиражом 517,1 млн. экз. (87,4%)[37].


3.2 Структура издательства и холдинга


ИД «Рипол классик», издательская деятельность которого будет рассмотрена в данном исследовании, является в настоящее время одним из крупнейших издательств РФ. Если в 2003 году «Рипол классик» занимал 17-е место по количеству выпущенных наименований занял в 2003 г., то уже в 2004 г. он достиг 12-го место, а к 2005 г. занимал 6-е место в рейтинге по указанному показателю. В этом же году «Рипол классик» занял 8-е место по совокупному тиражу и совокупному листажу.

Таким образом, созданная в 1996 году в качестве небольшого независимого предприятия, компания сегодня по праву является одним из лидеров отечественного книжного рынка и уверенно выходит в число самых интенсивно развивающихся издательств России.



Таблица 3.1.

Выпуск книг и брошюр ИД "Рипол классик" за период с 1996 г. по 2005 г. согласно данным РКП

Показатели

Год


1996

1997

1998

2000

2003

2004

2005

Число книг и брошюр, печ. ед.

73

58

176

305

534

604

887

Общий тираж, тыс. экз.

2011

1488

3928

6588

6255

7596

13511


ИД «РИПОЛ классик» входит в состав холдинга издательской группы «РИПОЛ». Структура указанного холдинга включает в себя также ООО «Торговый дом Амадеос», занимающийся сбытом и торговлей печатной продукции, ООО «Таурус», производящий складские операции, ООО «Автотранс» осуществляющий транспортировку и экспедирование, а также ООО «Эктраст Трайзинг», занимающийся экспортом книжной продукции.


Рисунок 3.1. Структура ООО ИД «Рипол классик»


В структуру «РИПОЛ классик» входят генеральный директор компании, редакционный совет, проектный совет, а также различные производственные, коммерческие и вспомогательные отделы (см. рис. 3.2).

Таким образом можно говорить о наличие в «Рипол классик» функциональной структуры организации издательства, при которой, как уже указывалось в первой главе настоящей работы, деление издательства производится на отдельные функциональные блоки, выполняющие свои конкретные функции и взаимодействующие друг с другом.


Рисунок 3.2. Структура «Рипол классик»


Вспомогательными (обслуживающими) отделами в структуре «Рипол классик» выступают финансовый отдел, обеспечивающий планирование и контроль над финансированием компании; главный маркетолог, осуществляющий стратегический маркетинг; юридический отдел, обеспечивающий правовую деятельность издательства; бухгалтерия; заместитель по информационному обеспечению; и АХО, осуществляющий материальное и техническое обслуживание.

Общей функцией вспомогательных отделов выступает обеспечение нормального функционирования издательства как предприятия.

В производственно-коммерческую часть компании входят первый заместитель, осуществляющий оперативно-календарное планирование; отдел авторских прав, обеспечивающий планирование и пополнение авторского портфеля; главный редактор, осуществляющий планирование и редакционную подготовку; художественный отдел, занимающийся разработкой художественного оформления книжной продукции; коммерческий отдел, осуществляющий организация транзакций (заключение договоров поставки, работа с клиентами, формирование отгрузочных партий); и отдел маркетинга и рекламы, осуществляющий промоушен, рекламу и мерчендайзинг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.