Рефераты. Предпринимательская деятельность на современном книжном рынке России







3.4 Формирование издательского плана

 

При планировании работы издательства следует различать рукописи двух видов: заказные и организованные самим издательством. К заказным относятся рукописи продолжающихся издательских проектов — ранее предпринятые издательством серии, многотомные издания, собрания сочинений и т.п. и финансированные заказчиком (спонсором, грантодержателем и т.п.). В данном случае речь идет о коммерческой надежности этой части плана издания. В остальном требования к рукописям остаются неизменными, независимо от вида и жанра произведения. Рукописи, прошедшие этап внутреннего и внешнего рецензирования, включаются в тематический план выпуска литературы.

План выпуска литературы — это издательский документ, содержащий перечень книг, брошюр или иной продукции, предназначенной к выпуску в свет в течение следующего календарного года.

В состав плана выпуска литературы включаются следующие сведения: автор (фамилия, инициалы), наименование произведения, аннотация, содержащая краткие сведения о нем и потенциальной читательской аудитории, объем в печатных листах, квартал выхода в свет, иногда — планируемый тираж.

План выпуска литературы обычно печатается в виде брошюры, рассылаемой по книготоргующим организациям, магазинам, базам, библиотекам и часто содержит листки с бланками заказов, которые могут оформлять организации и частные лица путем высылки в издательство или в книготоргующие организации. Заказы, присланные на основе плана выпуска литературы, составляют часть гарантированного тиража издательской продукции.

Тематический план выпуска литературы является важнейшим инструментом изучения читательского спроса и рекламы деятельности издательства, его визитной карточкой, отражающей творческие возможности и мировоззрение творческого коллектива[40].

Большим заблуждением было бы считать, что рыночные отношения, коммерческая деятельность свели на нет плановую документацию, как атрибут прошлого. Напротив, успеха добьется лишь тот, кто умеет грамотно планировать свою деятельность — финансовую, производственную и другую.

Разница по сравнению с централизованным управлением лишь в том, что планы издающая организация делает для себя, их не нужно утверждать, согласовывать, защищать в вышестоящих инстанциях. Детальное планирование производственной деятельности сделает работу издательства, безусловно, более эффективной. По этой причине руководства по экономике и планированию издательской деятельности прошлых лет не следует отбрасывать целиком, а с учетом конъюнктурных поправок частично использовать в работе.

Среди документов, которые составлять необходимо, — план по реализации на год (с разбивкой на кварталы), калькуляция себестоимости каждой книги или другой единицы продукции, калькуляция среднегодовой стоимости печатного листа-оттиска, расчет потребности материалов на год, штатное расписание. Конечно, финансовый план и другие финансовые документы делаются отдельно, в обязательном порядке. Основные показатели производственной деятельности издательства выносятся в отдельный документ, являясь, совместно с тематическим планом, как бы визитной карточкой издательства. Основные показатели производственной деятельности включают:

— число наименований (названий) книг или других единиц издательской продукции,

— количество учетно-издательских и печатных листов в год,

— средний объем выпускаемых книг,

— средний тираж.

Такой набор показателей сразу дает представление о масштабе деятельности, производственных возможностях издательства, а тематический план — о намерениях, творческом потенциале коллектива. Только серьезное, детальное планирование деятельности позволит избежать случайностей, срывов, неожиданностей. Производственное планирование непосредственно связано с коммерческой стороной издательского процесса, с такими понятиями как менеджмент и маркетинг, прибыль, расходы, издержки, затраты, себестоимость и др. Существуют различные виды расходов — общехозяйственные, издательские, производственные, коммерческие (затраты на рекламу, хранение, доставку, погрузку и разгрузку продукции, оплату работы посредников и др.). В структуре себестоимости издательской продукции все они занимают разные доли. Приведем примерное соотношение расходов в структуре себестоимости издательской продукции, приведенное в «Энциклопедии издательского дела» (Москва, «Юристъ», 1998. — C. 301):

— общеиздательские расходы — 15%;

— редакционные расходы — 10%;

— авторский гонорар — 15%;

— коммерческие расходы — 5%;

— расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы — 55%.

Естественно, структура и уровень себестоимости, рентабельность, прибыль и прочие финансово-экономические и производственные показатели зависят от многих факторов и, в первую очередь, от конъюнктуры книжного рынка. Их планирование требует от сотрудников издательства высокой профессиональной квалификации, мобильности, способности приспособиться к изменяющимся условиям и потребностям спроса.

Производственное планирование ведется параллельно с тематическим, оформляясь окончательно после утверждения тематического плана[41].


3.5 Применение маркетинговых инструментов


Под издательской маркетинговой деятельностью понимается комплекс видов деятельности по выявлению потребностей потенциальных читателей и их удовлетворению в книжной продукции, во имя лучшего удовлетворения потребительских потребностей покупателей и повышению прибыли предприятия.

Наиболее активное влияние на деятельность издательства маркетинговая деятельность оказывает в начале производственного цикла, на этапе тематического планирования и при его завершении, на этапе реализации выпущенной продукции. Однако, в той или иной степени, маркетинговая деятельность присутствует на каждом этапе работы над книгой и представляет собой комплекс разнообразных мероприятий по исследованию вопросов, связанных с продукцией издательства.

К маркетинговой деятельности относится решение следующих задач:

n изучение потенциального потребителя;

n анализ рынка, на котором реализуется продукции издательства;

n анализ форм и каналов сбыта продукции;

n анализ объема товарооборота потенциального рынка продаж и собственной продукции издательства;

n изучение конкурентной среды;

n изучение рекламной деятельности;

n определение наиболее эффективных способов продвижения книг на рынке;

n изучение своего сегмента рынке, на котором издательство имеет преимущества по сравнению со своими конкурентами;

Отличительной особенностью издательского маркетинга выступает необходимость маркетинговой работы с идеей книги, не существующей на начальном этапе в каком-либо материальном виде продукции.

Таким образом, основной целью маркетинга следует назвать обеспечение экономической эффективности от реализации книжной программы, включающей в себя производство и реализацию книжной продукции.

В качестве общих маркетинговых целей могут выступать цели, определяющие политику издательства в определенный период времени на определенном рынке, например цели достижения лидерства на общероссийском или региональном книжных рынках или его сохранение и др.

К локальным целям маркетинга относятся выполнение отдельных маркетинговых кампаний, например продвижение конкретного издательского проекта, популяризация книжной серии, определенного автора или какой-либо издательской акции.

Одним из основных аспектов маркетинговой деятельности является планирование, то есть разработка планов исследовательской, производственной, рекламной, сбытовой и иной деятельности, связанной с производством, продвижением и реализацией товара.

Важнейшей составляющей маркетингового планирования является так называемый бюджет маркетинга, который представляет собой план действий по производству, продвижению и реализации продукции в денежном выражений.

План маркетинга позволяет в концентрированном виде представить ситуацию с созданием, продвижением на рынок и реализацией конкретного издательского продукта, начиная с самой ранней стадии работы с ним.

Система издательских оперативных планов компании «Рипол классик» схематически показана на рис. 3.3.

Из рис. 3.3. видно, что к запасам «Рипол классик» относятся договорный портфель, редакционный портфель, производственный портфель и запасы склада. На основание производственного портфеля создается план выпуска, рекламы и реализации продукции. Последний также обеспечивается планом товарооборота собственной книготорговли и договорами поставки книг розничными фирмами. В свою очередь, на основании плана по реализации создается план по закупкам книжной продукции.

План по ресурсам обеспечивается договорами с поставщиками ресурсов, договорами с типографиями на выполнение полиграфических работ, трудовыми соглашениями.

На основание взаимосвязанной системой издательских оперативных планов компании создается финансовый план, на основании которого «Рипол классик» формулирует конкретные цели по достижению определенных объемов продаж и получения от них прибыли.

Под ассортиментом издательской продукции понимается число изданий (наименований), выпущенных издательством за определенный период времени.

Каждое издание представляет собой произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.

Ассортиментную политику различных издательств можно разделить на политику недифференцированного маркетинга, дифференцированного маркетинга и концентрированного маркетинга.

Недифференцированный маркетингом заключается в изготовление товара, ориентированного на массового потребителя (читателя). К преимуществам такого подхода относятся его экономичность, в связи с невысокими издержками на производство, рекламу и реализацию литературы рассчитанной на большое количество покупателей. К недостаткам недифференцированного маркетинга относится сложность массового охвата рынка, в связи с изначальной сильной дифференциации потенциальных потребителей по возрастному, половому, профессиональному, психологическому, образовательному, географическому признакам, а также по уровню платежеспособности.

При дифференцированном маркетинге издательство работая в различных сегментах книжного рынка, формирует для каждого из них самостоятельную издательскую программу. Широкий видовой, целевой и тематический спектр литературы выпускается, например, в таких издательских структурах как «Экспо-Пресс», «АСТ» и другие. Как правило, такая ассортиментная политика обеспечивает издательствам экономическую устойчивость на книжном рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.