Ведущая консалтинговая
компания США (Бостонская консультационная группа - БКГ) разработала матрицу
«рост – доля рынка». Разработка стратегий осуществляется на основе портфельного
анализа, то есть вся фирма делится на стратегические бизнес-единицы (СБЕ) –
отдельные области её деятельности. Стратегии вырабатываются относительно
положения каждой единицы на матрице. Размер каждого бизнеса пропорционален
площади круга (см. рис. 2.4)[11]. На рисунке представлено
возможное расположение СБЕ какой-либо компании.
Темпы роста
рынка
Относительная доля рынка
Рисунок 2.4. Модель БКГ
Матрица «рост – доля
рынка» разделена на 4 квадранта. В них представлены области деятельности фирмы:
1.
«Вопросительные знаки». Это СБЕ, действующие на рынках с высокими
темпами роста, но обладающие низкой относительной долей рынка. Требуется
значительное вложение денежных средств, чтобы не отстать от конкурентов и
попытаться обойти лидера.
2.
«Звезды». Являются лидерами на рынке. Хотя не всегда дают большую
прибыль, так как требуют больших вложений.
3.
«Денежные дойные коровы». Рынок уже не растет, а доля велика. Этой СБЕ
достаточно удерживаться на месте и получать большую прибыль.
4.
«Собаки». Не приносят достаточно высокой прибыли. Руководство должно
решить вопрос о дальнейшей судьбе этой СБЕ.
После того как компания
определила место каждой СБЕ в матрице, она должна проанализировать содержимое
своего бизнес-портфеля и определить дальнейшую стратегию развития.
Более четкий анализ
позиции СБЕ и определение стратегических целей позволяет осуществить модель «General Electric».
Для организации работ по
обеспечению конкурентоспособности фирмы нужно определить её стратегию развития,
миссию, возможности, сильные и слабые стороны. Определить эти факторы и
ответить на все вопросы, возникающие в процессе организации работ, поможет
система обеспечения конкурентоспособности (далее – СОК) и полный её анализ.