Рефераты. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации трудовых ресурсов в общем и на железной дороге






Договорные отношения «вуз - предприятие» предпо­лагают взаимовыгодное сотрудничество по трем направле­ниям деятельности: подготовка специалистов с высшим об­разованием, переподготовка и повышение квалификации, проведение прикладных исследований. Когда в университете началась реализация системы целевой индивидуальной под­готовки студентов (ЦИПС), наступил новый этап во взаи­моотношениях «вуз - предприятие». Учитывая конкретные потребности заказчиков, ЦИПС позволяет студентам - уси­лить и расширить отдельные элементы подготовки по осва­иваемой ими специальности либо дополнительно приобрес­ти вторую специальность. Предприятия же получают необ­ходимое количество специалистов с заданными качествен­ными характеристиками и привлекают научный потенциал вуза к решению конкретных технических, экономических, управленческих задач. У вуза при этом появляются допол­нительный источник финансовых поступлений и возмож­ность поддерживать качество обучения на высоком уровне за счет более тесных и разнообразных контактов с предпри­ятиями. Эти контакты включают совместное проведение профориентационной работы, определение целей и содер­жания подготовки, организацию практики и стажировки, оснащение учебных и научных лабораторий, контроль ка­чества обучения.

Интересно, что если на начальном этапе, вступая в дого­ворные отношения в рамках программ ЦИПС, предприятия стремились прежде всего преодолеть неопределенность в изучении качества подготовки молодых специалистов, то теперь их заботит и проблема количества. Ведь, по имеющимся оценкам, за последние 8 лет доля юношей и девушек от 18 до 30 лет снизилась на предприятиях железнодорожного транспорта с 22 до 18 %, а обеспеченность отрасли специалистами с высшим образованием упала за последние годы на 5%.

В соответствии с указанием МПС России введена совместная с железными дорогами работа по потребности в подготовке и переподготовке специалистов в области управления с учетом изменений во внешне хозяйственной среде деятельности предприятия отрасли.

Работа во время практики после первого и второго курсов позволяют руководителям практики и заинтересо­ванным работникам предприятия-заказчика составить об­щее представление о способностях студента, его творческом потенциале, поведенческих характеристиках и в результате определить, в каких должностях возможна его наиболее полная реализация как специалиста. С учетом этого состав­ляется программа прохождения студентами дальнейшей практики непосредственно на их будущих рабочих местах.

При условии успешного освоения студентом основной и дополнительной учебной программы и качественного вы­полнения заданий практики в договоре ЦИПС предусмот­рена доплата к стипендии в размере, устанавливаемом заказчиком.

Помимо прямого финансирования отдельных элементов подготовки конкретных студентов (дополнительных учебных программ, практики, стажировки) предприятия в рамках договорных отношений с вузом направляют средства на закупку учебного и научного оборудования, что позволяет удерживать обучение на современном уровне.

Многолетний опыт плодотворного сотрудничества вузов с предприятиями железнодорожного транспорта позволил провести совместное исследование по оценке со­ответствия качественных характеристик работников кадро­вых и экономических служб требованиям, предъявляемым  к персоналу предприятий, работающему в современной ры­ночной среде. В результате был сделан вывод, что многие работники не имеют достаточного образовательного уров­ня, а у части профиль подготовки не соответствует характе­ру выполняемых функций. Если все это не сказывалось на качестве их работы в прежних условиях, то сегодня может обернуться существенными экономическими, потерями, пря­мыми или косвенными. При этом перепод­готовка или повышение квалификации работников в ряде случаев не дадут результатов, так как им не хватает базовых знаний в области общетехнических, экономичес­ких, гуманитарных дисциплин. И сами ра­ботники осознают необходимость не просто получения временных знаний по ряду направлений их деятельности, а повышения своего образовательного уровня в целом. Поэ­тому вузы и руководство дороги признали целесооб­разным организацию заочного обучения работников кад­ровых служб по специализации «Управление персоналом» специальности «Менеджмент».

Непрерывность образования наряду с получением заоч­ного образования, прохождением курсов переподготовки и повышения квалификации, предусматривает экономичес­кую учебу, организуемую на предприятиях. Осталась в про­шлом практика проведения экономической учебы «для га­лочки»; сегодня и рядовые, и руководящие работники про­являют вполне понятную заинтересованность в изучении основ рыночного хозяйства, ознакомлении с современными методами внутрипроизводственной организации и управле­ния.

Очевидно, что с подобной работой предприятия не мо­гут справиться самостоятельно. В свою очередь, вузы спо­собны выполнить ее лишь частично, так как не знакомы со структурой кадрово-образовательного потенциала конкретного предприятия, особенностями методов управления и стиля руководства, наработанным коллективом опытом перестройки хозяйственной деятельности и др. Поэтому понятно, что организация и успешное проведение экономи­ческой учебы возможны лишь при тесном сотрудничестве предприятий с вузами в рамках договорных отношений. В этом случае предприятия могут контролировать качество оплачиваемой ими услуги (курса занятий) на всех этапах, начиная с разработки ее качественных характеристик и заканчивая оценкой эффективности. Вполне очевидны и те преимущества, которые дает такая форма организации эко­номической учебы преподавателям вуза и, конечно же, са­мим слушателям.



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ОБУЧЕНИЯ  РАБОТНИКОВ ВЕДУЩИХ  ПРОФЕССИЙ.

Совершенствование профессиональных знаний и навыков основных участников перевозочного процесса - машинистов локомотивов, дежур­ных по станциям и поездных диспетчеров - является важнейшим направ­лением профилактической работы по обеспечению безопасности движе­ния поездов. Это - основа действующей на железнодорожном транспор­те системы подготовки и повышения квалификации работников. Ведь наряду с новичками, которые еще не в полной мере овладели своей специ­альностью, и опытные специалисты в ряде случаев допускают ошибки, приводящие к серьезным последствиям.


Участники перевозочного процесса должны обладать профессиональной компетентностью, уметь предвидеть возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций, своевременно выявлять предпосылки к нарушению безопасности

поездов, полностью исключать их или быть готовыми к лиголизации последствий. Опыт проведения специализации занятий с машинистами-инструкторами дорогах подтверждает эффективность предъявляемых  требований в процессе обучения.

Обучающие должны иметь полное представление о важнейших момен­тах формирования личности участника перевозочного про­цесса и его социальной зрелости.

К сожалению, таких специалистов до настоящего време­ни в отрасли не готовили. Некоторые сдвиги в решении этой проблемы наметились с созданием в вузах МПС специаль­ных кафедр, которые призваны обеспечить знание будущи­ми инженерами путей сообщения основ работы железных дорог и правил их технической эксплуатации, особенностей функционирования человеко-машинных систем, динамики взаимодействия подвижного состава и пути и, наконец, способов ликвидации последствий чрезвычайных проис­шествий.

В процессе обучения, как и при проведении профилактической работы по обеспечению безопасности движения, непосредственные участники перевозочного процесса должны по­лучать наглядное представление о том, как влия­ют на их работу состояние организма, психофи­зиологические возможности, погода и другие факторы. Так, внезапные проверки готовности машинистов к поездке показали, что лишь у половины из них состояние организма при явке на работу полностью соответствует норме, у 20 % находится в пределах допустимых откло­нений, а у 30 % ниже нормы. После отдыха в пункте оборота - в норме у 65 %, в пределы допустимых отклонений - у 30, ниже нормы - у 5%.

Таким образом, около четверти машинис­тов после домашнего отдыха по своему психо­физиологическому состоянию фактически к работе не подготовлены.

Проверка уровня профессиональных знаний в условиях ограниченного времени важна для предупреждения сбоев в перевозочном процессе, но снижает надежность работы машиниста в целом, так как это несколько сдерживает его мыслительный процесс.

По вопросам обучения операторов на тренажерах сегод­ня существуют разные точки зрения. Безусловно, тренаже­ры - это эффективные средства обучения. Они различаются по стоимости и характеру воздействия на обучаемого. Наи­больший эффект дают тренажерные комплексы, но можно использовать и простые абстрактные модели, формирую­щие навыки управляющей деятельности и процесс принятия решения. Но обязательным во всех случаях является нали­чие реального пульта управления.

Опыт работы на тренажерах показывает, что только подготовка в условиях, близко имитирующих реальные, стимулирует максимальную заинтересованность обучаемых, необходимую для эффективной их тренировки и усвоения навыков и умений. И только в этом случае удается легко перейти с тренажера на реальный поезд или пульт диспетче­ра при минимальном времени стажировки и безусловном обеспечении безопасности движения.

Относительно дешевым и высокоэффективным, напри­мер для подготовки машинистов, может быть тренажер в виде вагона, включаемого в реальный поезд, где смонтиро­ваны пульты управления обучаемых и инструктора, а моделирования аудиовизуальной обстановки может быть выполнена в виде передающих телекамер, установленных в кабине машиниста локомотива, и микрофонов, связанных с аппаратурой аудио - видео воспроизведения на рабочих мес­тах. Инфформационно-вычислителыми системасдатчнками, фиксирующими любые управляющие действия обучаемых, и система автоматического контроля и регистрации этих действий монтируются также на рабочих местах в вагоне. Такой тренажер полностью отражает реальное движение поезда и продолжительность рабочей смены в условиях монотонии, почти полного отсутствия физической нагруз­ки, но значительного умственного и психического напряже­ния.

Для повышения эффективности управляющей деятель­ности основных участников перевозочного процесса необ­ходимо использовать пособия, разрабатываемые с учетом требовании закона опережающего поведения, важности ос­новных действий, обеспечивающих выход из аварийной ситуации (изучение обучаемыми примерно 20 % общего числа факторов позволяет им в 80 % случаев обеспечить безошибочную деятельность), усвоения и переработки ин­формации памятью, формирования психологических струк­тур деятельности и наличия лидерства в обучаемых группах. Лучшей результативности обучения способствует фор­мирование учебных групп из работников с равными профессиональными знаниями и умениями. При работе с индивидуальными средствами отображения информации в подгруппе должно быть не более пяти, а с коллективными - девяти человек. Кроме того, необходимо учитывать снижение у обучаемых мотивации к приобретению новых знаний при получении ими явно заниженной или завышенной оценки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.