Экономическая педагогика уже в первом десятилетии ХХI в. будет той отраслью знаний, которая обеспечит преобразование опыта лидера в успехи его последователей. Она станет ближайшей “соратницей” мотивации, а неотъемлемой частью самой мотивации будет возможность самообразования. Мы уже сегодня осознаем необходимость в более глубоком и широком, чем у нас есть, образовании - а любые кризисы лишь усиливают эту необходимость. Кризис самого образования заставляет и вынуждает идти на самообразование, самостоятельное постижение современных знаний. Самостоятельность и ответственность из условий развития личности превращаются в критерии не только самоуправления, но и менеджмента персонала. При этом непрерывный характер самообучения и образования сотрудников перестанет кого-либо удивлять. К слову, концепция т.н. «непрерывно самообучающейся организации» оказалась наиболее востребованной в американском менеджменте середины 90-х годов ХХ века.
В ХХI веке реальное лидерство будет предполагать учет долговременных аспектов, в том числе и в области образования сотрудников. Это хорошо видно на примере тех родителей, которые вкладывают деньги в образование своих детей. Уже сегодня система образования в странах, где налицо нехватка природных ресурсов, стала приоритетным ресурсом, обеспечивающим компетентность руководителей и прибыль предприятий – за счет переориентации производства в наукоемкие отрасли. Излишне будет говорить, что именно для таких отраслей проблема непрерывного повышения уровня подготовки персонала является ключевой проблемой.
Современная ситуация такова. У некоторых руководителей предприятий потребности в компетентности опередили интеллектуальные запасы - иначе говоря, потенциал личности оказался ниже потенциала должности. В то же время у руководителей цехов, отделов иная картина. Менеджеры среднего звена “перерастают” свои должности на предприятиях. Они теряют интерес к карьере по трем причинам:
1. Мало шансов при существующей кадровой политике на продвижение;
2. Небольшие возможности для горизонтальной карьеры в пределах одной должности за счет роста оклада, персональных надбавок, работы в проектной группе;
3. Немного лет остается для карьеры: средний возраст таких руководителей (например, на предприятиях Белоруссии) близок к 50 годам.
Именно эти проблемы предстоит решать менеджерам первой половины XXI века.
Этот, второй тип подхода, представляет собой скорее стратегическое решение вопроса. В отличие от предыдущего, вполне традиционного способа, концепция «управления знаниями» тесно связана с понятием т.н. «непрерывно обучающейся» или же «интеллектуальной» организации и предполагает формирование такой структуры, в самую основу которой заложен принцип непрерывного самосовершенствования.
Концепция интеллектуальной организации базируется на организационных знаниях, на которых основаны ее способности к изменениям с целью выживания. Организационные знания развиваются благодаря знаниям каждого сотрудника и включают спектр принципов, фактов, навыков, правил и методов, обеспечивающих деловую активность организации и ее кадровый потенциал. Структура организационных знаний включает практические, теоретические, стратегические, коммерческие, производственные знания. Они составляют интеллект организации, основанный на информационных технологиях, технологиях решений и скорости восприятия нововведений. Интеллектуальная организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью добавить новое качество выпускаемым изделиям для удовлетворения интересов потребителя.
Несомненно, такая организационная форма позволит обеспечить наиболее гибкое управление компанией, наиболее быстрое и эффективное решение большинства текущих вопросов. Стоит также отметить, что тема «интеллектуальной организации» выходит далеко за рамки простого «повышения квалификации персонала» и затрагивает практически все аспекты деятельности компании. Поэтому мы не будем останавливаться на этом вопросе более подробно.
ДОРОЖНЫЕ ЦЕНТРЫ ПОДГОТОВКИ.
Думать о безопасности движения поездов, снижении браков, аварий и травм немыслимы без кадровой подготовки работников, связанных с перевозками с этим на дорогах создаются региональные учебные центры. Их подготовка кадров и повышение квалификации переведенный затем переход на безотделенческую работу требовал качественно новых форм в организации профессиональной подготовки кадров для решения этой задачи создали Дорожный центр с реорганизацией региональных учебных центов в отделы (ОДЦО).
Продолжительность начальной подготовки обусловлена программами по каждой специальности и учебными планами, утвержденными Департаментом кадров и учебных заведений МПС, согласованными с причастными департаментами. Теоретическое и практическое обучение проводится на тренажерах-имитаторах, компьютерах, специальных учебных полигонах и непосредственно на предприятиях, с учетом местных особенностей, знанием состояния безопасности движения поездов.
Система подготовки согласована со всеми службами. Указания, инструкции, телеграммы МПС и дороги поступают в ДЦО так же, как и на предприятия, что дает возможность оперативно вносить изменения в учебные планы. Регламентируются периодичность и место проведения курсов. Ни одному машинисту и ремонтнику на предприятии не повысят разряд без обучения и сдачи экзаменов в квалификационной комиссии при ДЦО.
Контроль за технической подготовкой на предприятиях позволяет инженерам ДЦО быть в курсе их работы, определять эффективность обучения. Руководитель ДЦО подчиняется заместителю начальника дороги по кадрам и социальным вопросам.
Развитие и совершенствование учебно-материальной базы, оснащение ее техническими средствами, организацию учебы в ДЦО, на предприятиях курирует главный инженер дороги. В настоящее время ДЦО – это учебный центр с оборудованными лабораториями, тренажерами, компьютерными классами, аудиториями, полигонами, техническими библиотеками.
Для подготовки дефектоскопистов подвижного состава используются компьютеризированный класс с учебными программами по конструкции и ремонту колесных пар и тележек грузовых вагонов, ПТЭ, лабораторию с настроечными образцами деталей, ультразвуковыми, магнитопорошковыми и феррозондовыми приборами неразрушающего контроля, устройством сканирования колес.
Есть базовые отделы по подготовке машинистов локомотивов и путевых машин. В учебных классах имеются конструкции электровозов, тепловозов, подвижного состава, автотормозов, двигателей внутреннего сгорания. В обучении применяются тренажеры электровозов 2ТЭ10, ТЭМ2, электропоезда ЭД9Т, электровоза ВЛ80Т. Специалисты ДЦО создали свои обучающие фильмы.
Внедряя современные обучающие, тестирующие и экзаменационные компьютерные программы, в ДЦО не отказываются от традиционных форм, разрабатывая методические пособия для изучения устройства тяжелых путевых машин, бесстыкового пути, а также лабораторных работ дефектоскопистами подвижного состава. Ежегодно увеличивается количество профессий, по которым разрешена начальная подготовка.
Неоценимую помощь в совершенствовании учебного оборудования и полигонов оказывают отраслевые службы и предприятия дороги. По заказам ДЦО изготавливают различные наглядные пособия, в первую очередь, приборы безопасности и современные дефектоскопы.
Чтобы иметь дополнительные средства на финансирование развития базы, ДЦО готовит машинистов тепловозов, их помощников, монтеров и бригадиров пути, составителей поездов, деффектоскопистов, мастеров погрузки для промышленных предприятий. На рассмотрение Департамента локомотивного хозяйства МПС готовится проект двухгодичного многоступенчатого обучения машинистов локомотивов (слесарь — помощник машиниста – машинист). В планах ДЦО — не только подготовка специалистов, но и воспитательная работа, способствующая укреплению трудовой и производственной дисциплины, повышению престижности работы на железнодорожном транспорте, снижению текучести кадров.
ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ «ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ».
ИНВЕСТИЦИИ В ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.
К настоящему времени в зарубежной экономической теории и хозяйственной практике утвердилась кадрово-образовательная концепция инновационного процесса, согласно которой трудовые ресурсы, или человеческий капитал, рассматриваются как единственный источник всех перспективных качественных сдвигов в науке, технике, производстве в целом. Этим объясняется повышенный интерес к развитию системы высшего и продолженного образования. Причем на первый план сегодня выходит проблема эффективности инвестиций в подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов, повышения адаптивных возможностей образовательной системы.
Сам факт возникновения этой проблемы и сложность ее решения объясняются двойственностью положения вуза. С одной стороны, он является одним из элементов рыночной экономики, образующим и поддерживающим рыночные отношения. Так, формируя рынок высококвалифицированной рабочей силы, он выступает товаропроизводителем. Затем он является субъектом рынка научной продукции, представляя собой одновременно товаропроизводителя и потребителя. Кроме того, вуз обеспечивает функционирование других товаропроизводителей различными услугами, являясь при этом элементом инфраструктуры рынка. В современных условиях и отечественные вузы, финансовые потребности которых из госбюджета удовлетворяются лишь на 30-40 %, вынуждены проводить обширные маркетинговые исследования, оценивая текущее состояние и перспективы рынков труда и научной продукции. Подобная работа позволяет выявить наиболее очевидные пробелы в кадровом потенциале предприятий, обусловленные принципиальными изменениями в условиях хозяйствования, и начать подготовку специалистов, дефицит которых наиболее болезненно сказывается на производственной деятельности. Кроме того, появляется возможность определить тематику исследовательских программ, представляющих взаимный интерес для вузов и предприятий. Тем самым усиливается рыночная ориентация вуза.
В подобной ситуации в лучших условиях находятся те учебные заведения, которые накопили достаточный опыт успешного сотрудничества с предприятиями на основе договорных отношений. К их числу относится и Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДвГУПС). В сложной социально-экономической обстановке университету удалось не только сохранить складывающиеся десятилетиями связи с предприятиями железнодорожного транспорта, но и обогатить и углубить их.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7