Рефераты. Планирование и управление предприятиями железнодорожного транспорта






В связи с увеличением потребности железных дорог в подвижном составе и увеличении плановых заданий по ремонту электровозов на заводе увеличилась потребность в квалифицированных специалистах. С другой стороны на железнодорожном транспорте надвигается и уже идёт период реформ. Процесс реформирования сопряжен с многочисленными социально-психологическими, производственно–этическими проблемами, потому что он будет сопровождаться, с одной стороны, ростом экономических показателей и производительности труда работников, а с другой стороны – неизбежным сокращением численности персонала, расходов на социальную сферу. В этих условиях требования к кадрам не просто резко возрастают – меняется стратегия и тактика, приоритеты кадровой и социальной политики.

План по труду состоит из данных о повышении производительности труда, численности работающих, фонде заработной платы. Исходными данными для планирования этого раздела служат: производственная программа предприятия на предстоящий период, нормы затрат труда и его оплата, план технического и организационного развития и повышения эффективности производства, справочные материалы и указания о системе премирования, фонде оплаты труда и т.д.

Главными задачами при разработке плана по труду и заработной плате являются: обеспечение заданных темпов роста повышения производительности труда и правильных соотношений в заработной плате отдельных категорий работников в соответствии с количеством и качеством их труда в пределах размера общего фонда заработной платы; стимулирование каждого участника производственного процесса и в целом коллектива предприятия в улучшении технико–экономических показателей производственно–хозяйственной деятельности предприятия; обеспечение потребности в кадрах необходимой квалификации, повышение квалификации работников предприятия, оптимальное соотношение численности персонала, занятого непосредственно в производстве, и работников обслуживания производства и управления.

Планирование численности рабочих. Численность рабочих, специалистов, служащих планируется на основе объёма производства с учётом роста производительности труда, заданий по сокращению численности, мероприятий по снижению трудозатрат и т.д. Численность рабочих рассчитывают по участкам, цехам, а затем по предприятию в целом. Необходимая численность определяется по категориям работников, а также по профессиям и разрядам рабочих, должностям специалистов и служащих. Для примера, ниже представлен расчёт численности рабочих и служащих колёсного цеха.

Численность рабочих–сдельщиков (Чрс) определяется с учётом плановой трудоёмкости для объёмов производственной программы по установленной форме по формулу (1.2).


Чрс= (Q*T)/(Ф*k) (1.2)


где Q – плановый объём ремонтов (к/п);

Т – трудоёмкость на единицу изделия (нормо–часы);

Ф – баланс рабочего времени (нормо–часа);

k – коэффициент, учитывающий нормы выработки (%).


Численность вспомогательных рабочих определяется следующим образом: исходя из норм трудоёмкости на обслуживание станков, общестроительным типовым нормам, нормативам численности и нормативам времени обслуживания для вспомогательных рабочих цехов основного и вспомогательного производства, межотраслевым нормативным материалам для нормирования труда на работы по уборке территорий и помещений.

Численность слесарей-ремонтников (Чсл), занимающихся средним, текущим ремонтом станков, а также межремонтным обслуживанием рассчитываются по формуле (1.3).


Чсл=  Rс*n/(k*Ф) (1.3)


где Rс – трудоёмкость ремонта в планируемый период;

n – количество оборудования, подлежащих ремонту;

k – коэффициент выполнения плановых норм выработки;

Ф – годовой фонд рабочего времени.


Расчёт списочной численности машинистов кранов (Чсп) производится при использовании нормативов численности машинистов кранов, управляемых из кабины (Нч), коэффициентов невыходов крановщиков (kн) и фактического наличия кранов в цехе (Nкр) по формуле (1.4).


Чсп=Нч*Nкр*kн (1.4)


На основании нормативов численности стропальщиков, которые установлены с учётом стропления и транспортировки грузов на крюковых кранах, управляемых из кабины и коэффициента невыхода стропальщиков, а также при условии, что все слесари в цехе имеют корочки стропальщиков, так как вручную развернуть или переставить колёсную пару невозможно и поэтому приходится при смене положения к/п прибегать к помощи кранов численность стропальщиков по уборке мусора, готовых изделий и выполнения подсобных работ в цехе, принимаем в количестве 1 человека [5, с. 301].

Численность кладовщиков определяется в зависимости от числа шифров инструмента, оснастки, чертежей (Нш), числа приёмов и выдач (nвыд), коэффициента сменности (kсм=1) и коэффициента невыхода на работу (kн=1,19). На основании Нш и nвыд, определяется норматив численности кладовщиков Чнор, а затем по формуле (1.5) списочная численность.


Чс=Чнор* kн* kсм (1.5)


Численность уборщиков производственных и служебных помещений рассчитывается исходя из межотраслевых нормативных материалов, зависимости от площади покрытия для мытья (пол, панели, облицованные кафелем и т.д.), массы отходов с учётом типа уборки (с предварительным увлажнением или без него). Суммированием нормативной численности, полученной по картам 1–6 и умножением этого числа на коэффициент неявки рабочих.

По указаниям «Сборник нормативов численности ИТР и служащих заводов ЦТВР» от 1983 года определяем наличие и численность начальника цеха, его заместителя, мастеров, технологов, инженеров по нормированию и экономистов по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности.

По функции «Общее линейное руководство», к которой относятся начальники цехов, их заместители, начальники участков, мастера, расчёт численности следует производить в соответствии с приказом МПС № 785, согласно которому должность:

– начальника цеха вводится при численности рабочих для аппаратного цеха не менее 180 человек;

– заместителя начальника цеха вводится в цехах, численность рабочих в которых превышает установленные минимальные пределы в 1,5 раз;

– мастера вводится в соответствии с расчётным нормативом числа подчинённых рабочих для определения численности производственных мастеров по Новосибирскому электровозоремонтному заводу;

– старшего мастера вводится при условии подчинения ему не менее трёх мастеров.

Для определения нормативной численности инженерно–технических работников (ИТР) и служащих по остальным группам используются фактические численные значения соответствующих факторов. По номограммам, приведённым в Сборнике, на шкалах каждого фактора находится нормативная численность ИТР и служащих, соответствующая величинам этих факторов. Таким образом определяется экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности и инженер по нормированию.

Общая численность рабочих и служащих (Ч) определяется по формуле (1.6).

Ч=Чос+Чвсп+ЧИТР (1.6)


где Чос – списочная численность основных рабочих;

Чвсп – списочная численность вспомогательных рабочих;

ЧИТР – списочная численность руководителей и ИТР.


Таким образом, рассчитывается численность по всем цехам и заводоуправлению, а затем суммированием получают общую численность по заводу.

Общая численность по заводу может быть также легко рассчитана в зависимости от фактической выработки на одного рабочего в нормо–часах (В) и трудоёмкости ремонтной продукции (Т), а также коэффициента, учитывающего рост производительности труда (Кпт) по формуле (1.7).


ЧППП= (Т/В)*Кпт (1.7)


Производительность труда. Производительность труда является показателем производственной деятельности людей, которая выражается количеством продукции, вырабатываемой в единицу времени.

Повышение производительности труда обеспечивает постоянное сокращение рабочего времени на производство единицы продукции. Производительность труда является одним из важнейших показателей, характеризующих результаты работы предприятий, мерой эффективности трудовых процессов. От уровня производительности труда зависят эффективность использования в производстве материально–технических ресурсов, результаты хозяйственной деятельности предприятия, окупаемость затрат. В планах производительность труда устанавливается в абсолютном значении и в процентах роста к предыдущему периоду.

Для измерения производительности труда на заводе используют два показателя: выработка и трудоёмкость.

Выработка в стоимостном выражении определяется по товарной продукции. При расчёте выработки по товарной продукции изменение её зависит не только от эффективности труда коллектива работников, но и от стоимости сырья, материалов, которые используют при ремонте подвижного состава, структурных сдвигов в номенклатуре продукции. Определение производительности труда происходит делением товарной продукции на численность производственно–промышленного персонала (ППП). Динамика выработки на одного рабочего ППП за 2005–2010 год и проект на 2009–2010 год приведены на рисунке 1.3


Рисунок 1.3 – Динамика изменения выработки на одного рабочего, % к 2005г


Фактическая выработка на одного рабочего ППП в 2007 году составила 215364 рублей, в то время как к 2008 году она увеличилась уже до 297684 рублей на человека. В связи с увеличением объёмов товарной продукции, действующей программы повышения образования кадрового состава, пересмотра норм выработки, планируется дальнейшее увеличение выработки на одного рабочего.

На отдельных рабочих местах, в бригадах и в цехах при выпуске разнообразной и незавершённой продукции, которую нельзя измерить ни в натуральном, ни в стоимостном выражении, производительность труда определяется трудоёмкостью в нормо–часах. При неизменных нормах количество выработанных нормо–часов достаточно точно характеризует изменение производительности труда.

Повышение общеобразовательного и профессионально–квалификационного уровня трудящихся – одно из направлений повышения производительности труда.

Фонд оплаты труда. Фонд оплаты труда (ФОТ) планируется на предприятии по различным группам контингента исходя из списочной численности и установленной системы оплаты труда [8, с. 117].

По каждой группе контингента и по предприятию в целом ФОТ планируется по следующим видам выплат:

– оплата по тарифу (определяется исходя из существующей 18–разрядной тарифной сетки);

– доплата за совмещение профессий;

– увеличение часовых тарифных ставок, связанное с вредными факторами;

– доплаты и надбавки за работу в ночное время, в праздничные дни и т.д.;

– премии (устанавливаются в соответствии с принятой на заводе премиальной системой);

– 20% увеличение тарифа по постановлению правительства работникам железнодорожного транспорта в районах Сибири, Дальнего Востока и Урала;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.