Рефераты. Особенности становления и развития управленческого консультирования в Украине и его правительственная поддержка. Место и роль иностранных консультационных фирм в инфраструктуре управленческой экономики






Самым новым и, к сожалению, недостаточно востребованным является услуга по разработке и внедрению элементов всеобщего качества (Total Quality Management – TQM).

Данный вид услуг считается базовым и ставит вопрос об управлении качеством консалтинговых услуг и внедрения системы качества в консалтинговых фирмах.

6. Инжиниринг является одним из родоначальников консалтинга и представляет собой услуги по инженерной подготовке и обеспечению процесса производства, строительства и эксплуатации различных объектов.

7. Информационно-технологический консалтинг. Все услуги на данный вид консалтинга являются новыми и очень перспективными вследствие роста спроса на информационную технику и информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются способы автоматизированной переработки информации.

Новыми и весьма перспективными являются услуги по моделированию бизнес-процессов и по их реинженирингу. Впервые термин реинжиниринг бизнес-процессов (от англ. business process reengineering, BPR) был введен М. Хаммером и Д. Чампи, которые определяют этот вид деятельности как фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы. BPR является направлением, возникшим на стыке двух различных сфер деятельности - управления (менеджмента) и информатизации. Именно поэтому реинжиниринг требует новых специфических средств представления и обработки проблемной информации, понятных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем. Подобные средства требуют интеграции ключевых достижений информационных технологий и создания соответствующих инструментальных средств поддержки реинжиниринга. Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован на коренную перестройку всей деятельности предприятия, а не на частичные изменения в той или иной сфере управления.

8. Маркетинговый консалтинг. Самое распространенное заболевание в бизнесе - рыночная слепота, которое порождает множество осложнений. По статистике свыше 75 процентов всех банкротств в мире объясняются плохим знанием своего собственного продукта, потребителя, каналов распространения и конкурентов.

Самым новым видом услуг является оптимизация логистики предприятия.

9.Реклама и отношения с общественностью. Целью этого вида услуг является создание в глазах общественности положительного и вместе с тем особенного, отличающегося от конкурентов, образа (имиджа) товара или фирмы.

Одним из новых и непривычных для нашего общества, но наиболее эффективных видов услуг являются предвыборные технологии. Большинство новоиспеченных, а также и старых политиков часто используют такие услуги.

10. Кадровый консалтинг (рекрутмент) – это услуги по подбору и оценке кадров. Данная область услуг развилась как отдельный вид в связи с постоянно растущей потребностью в руководящих кадрах и высококвалифицированных специалистах. Кадровый консалтинг является одним из наиболее распространенных в Украине видов услуг, так как не требует особой квалификации консультантов в данной области.

Консалтинг в области конфликтологии является новым видом услуг в области кадрового консалтинга и только набирает силу на нашем рынке консалтинговых услуг.

11. Обучение. Обучающее консультирование является самым старым видом консалтинга в нашей стране, называемое ранее повышением квалификации руководящего состава. Отличие различных видов обучения от управленческого консультирования состоит в том, что тренер не рекомендует менеджерам управленческие решения по различным проблемам, а лишь передает им свои знания о том, как их надо принимать, и предоставляет информацию по соответствующей проблематике.

Обучение в действии, а именно активно-игровые методы – деловые игры, организационно-деятельностные игры, ролевые игры и метод мастер-класса являются наиболее эффективными и перспективными, так как предоставляют не только информацию по интересующей проблеме, но и заставляют менеджера самому принимать решения в экстремальных ситуациях, проигрывая различные варианты исхода проблемы.

12. Безопасность организации – самое новое направление консалтинга. Экономическая безопасность предприятия – это обеспечение защищенности хозяйственных отношений, развитие экономического потенциала компании, повышение уровня благосостояния всех ее сотрудников и формирующих основы защищенности фирмы от различных опасностей и угроз, источником зарождения и развития которых выступают внутренние и внешние противоречия.

Защита информации является наиболее актуальной на сегодняшний день и наиболее распространенным видом услуг по безопасности. Несколько лет назад Британский Институт Стандартов (BSI) при поддержке группы коммерческих организаций, среди которых были Shell, National Westminster Bank, Midland Bank, Unilever, British Telecommunications, Marks & Spencer, Logica и другие, приступил к разработке стандарта информационной безопасности, получившего впоследствии обозначение BS 7799. Стандарт BS 7799 определяет общую организацию, классификацию данных, системы доступа, направления планирования, ответственность сотрудников, использование оценки риска и т.д. в контексте информационной безопасности. В Украине аналоги BS 7799 отсутствуют, поэтому предпочтение часто отдается именно ей, так как британская схема является наиболее старой и развитой.

13. Юридический консалтинг является одним из основных родоначальников консалтинга и вообще профессиональных услуг. Юристы оказывают услуги как в форме советов, так и путем непосредственного ведения дел своих клиентов. Они также могут давать экспертные заключения о соответствии действия или документа юридическим нормам.

Приведенный классификатор является предметным, т.е. по видам предоставляемых услуг.

Консалтинговая деятельность зародилась в нашей стране в середине 20-х годов и оказала существенное влияние на формирование теории и совершенствование практики управления. Истоки управленческого консультирования берут начало в концепции научной организации труда (НОТ) 20-30-х годов, когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной деятельностью. Позднее в период организации крупных предприятий, в эпоху индустриализации и укрепления административно-директивного стиля управления, консалтинговая деятельность была резко свернута.

Многие годы консалтинговая деятельность носила кратковременный, эпизодический характер, усилия консультантов были рассредоточены и базировались преимущественно на личной инициативе.

В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, где особенно акцентировался процесс обмена производственным опытом между странами – членами СЭВ. В Международном научно-исследовательском институте проблем управления (МНИИПУ, Москва) было подготовлено несколько описаний опыта хозяйственной деятельности ряда передовых предприятий стран СЭВ, а именно организации научно-техническим развитием и созданием конкурентоспособности продукции и практики управления инновациями.

В СССР был накоплен значительный опыт по управленческому консультированию. В этом направлении плодотворно работали специализированные центры в городах Таллине, Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске и др. В 80-е годы советскими и болгарскими специалистами проводились совместные разработки по практическому экспериментированию методов диагностического анализа и управленческого консультирования. Накопленное за последние три десятилетия понимание процессов развития профессиональной консалтинговой деятельности представляет большую теоретическую и практическую ценность. Примерно такой период оценивается как период непрерывного развития управленческого консультирования в стране в целом за послевоенное время.

В 80-е годы начали возрождаться службы научной организации труда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повышения эффективности труда и управления (и фактически ликвидированные в наше время). По содержанию они наиболее близки к службе внутренних консультантов (СВК) в США.

В настоящее время управленческое консультирование в Украине находится на такой стадии развития, когда отрабатывается логика теории, то есть набор правил в рамках этой теории. Управленческому консультированию предстоит преодолеть сложившееся отставание, главным образом, путем высокой самоорганизации, взаимодействия и интеграции с опытом управленческого консультирования зарубежных стран и практического вклада в создание теории управленческого консультирования.

Существует три основные общепризнанные причины, которые способствуют созданию и продвижению профессионального консультирования в Украине:

-                   создание профессиональных отечественных служб, которые смогли бы уменьшить зависимость страны от иностранных экспертов;

-                   оптимальное приспособление "ноу-хау" в области управления к специфическим условиям Украины именно местными профессионалами;

-                   сокращение использования дорогих иностранных специалистов, что позволит уменьшить стоимость консультационной части многих проектов, следовательно, сэкономит валюту, а также сделает эти услуги доступными для местных клиентов, включая мелких предпринимателей.

Отличие украинских консультантов по управлению от западных консультантов:

1. Уровень профессионализма.

Западные консультанты имеют профессиональное образование и постоянно накапливают опыт и обмениваются им на соответствующих семинарах и конференциях. Однако у них нет большого опыта работы в Украине со своими ментальными особенностями. Имеется большая научная и методологическая база, а также неограниченный доступ к литературе.

Украинские консультанты редко имеют профессиональное образование (зарубежные курсы, семинары, стажировки) и долгий опыт. Однако они лучше понимают проблемы украинских предприятий и их руководителей.

2. Экономическая результативность и рыночная ценность.

Западные консультанты обладают более ясным осознанием смысла и потенциального положительного экономического эффекта, который может дать их профессиональная деятельность. Они рассматривают отношения консультант-клиент объективно.

Украинские консультанты проявляют меньше уверенности в том, как можно оценить результаты их деятельности для организаций. Видение ими взаимоотношений консультанта и клиента более субъективно и основано на приоритете человеческих ценностей над экономической целесообразностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.