1. кризис. (характеризуется перепроизводством товаров, резким падением цен на них, сокращением размеров пр-ва, массовыми банкротствами фирм, ростом безработицы, падением з/платы, расстройством кредитной системы. (1-2 года).
2. депрессия (перепроизводство прекращается, постепенно возобновляется реализация товаров, приостанавливается резкое падение цен) Т. е. прекращение упадка пр-ва.
3. оживление (постепенный рост пр-ва)
4. промыш-ый подъем (скачкообразно быстрый рост пр-ва).
Пик цикла - в экономике наблюдается полная занятость, пр-во работает на полную мощность, рост деловой активности.
Причины цикличности:
1. технические новшества оказывают большое влияние на инв. и потр. расходы, на пр-во, занятость и ур. цен. длит. и случ. события (войны)
3. эмиссия большого кол-ва денег вызывает инфляционный бум, ускоряет рост безработицы и падение пр-ва.
4. если общие расходы не велики, многим пр-ям не выгодно производить товары и услуги в больших объемах, отюда низк. ур. пр-ва, зан-ти. Цикличность - всеобщая форма движ. нац. хоз-ва как единого целого. Она выражается неравномерностью формирования разл-х элементов нац. пр-ва, смену стадий разв. эк. прогресса.
Отличия промышленного от аграрного кризиса 1. Сфера А.К. - с/хоз-во. Во время него пром-ть м. нах-ся в различных фазах цикла, включая фазу подъема.2. Нециклический характер А.К., т.е. они не регулярны.
3. Носят затяжной характер, длятся в течении 2-х и более десятилетий.
Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода а пользу определенных социальных групп. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ:
1. неравномерный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательной способности.
2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным.
3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
Природа возникновения - несоответствие между обращением товарной и денежной массы, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарами.
ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ: рост цен на мировом рынке на топливо и благородные металлы, неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.
ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит бюджета, эмиссия и увеличение скорости обращения денег.
ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ:
1). "инфляция покупателей" (инфляция спроса) Избыточный спрос приводит к взлету цен.
2). "инфляция продавцов" (инфляция предложения, инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки (в силу повышения заработков, удорожания сырья и топлива и др.).
ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
1. Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до десяти или несколько более процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой. И она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3 - 3.5%.
2. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудноуправляемой. Темп ее роста выражается, как правило, двузначными цифрами (до 100% в год).
3. Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 100%. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет.
Антиинфляция. Политика - комплекс мер по гос. регулированию экономики, направленные на борьбу с И.
2 пути:
1) Дефляционная политика - направлена на сокращение бюджетного дефицита. Ограничение кред. экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денеж. массы в определ-х пределах в соответствии с темпом роста ВНП.
2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств - индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стоимостью стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений м. устанавливаться пределы цен или замораживание зарплаты, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Меры регулирования:
1. Стабилизация и стимулирование производства, 2. Совершенствование налог. системы, 3. Создание рыночной инфраструктуры, 4. ответственности предприятий за рез-ты хоз. деят-ти, 5. Регулирование курс нац. валюты, 6. Проведение опр. мер по регулированию цен и расходов, 7. Достижение полит. Стабильности, 8. Структурная реформа, направленная на преодоление эк. Диспропорций.
Для выполнения гос. функций необходимы фин. рес, кот форм-ся в госбюджет. Госбюджет - фин. отношения по форм-ию, перераспр-ию бюдж-фондов гос-ва. Бюджет зависит от: полит. обстановки, степени гос. вмешательства в жизнь общества, ВВП и НД, задач соц-эк. развития. Имеет свои специф. особенности 1) непосредственную подвластность гос-ву, 2) единство и целостность, 3) демокр-зм в формир и исп. ресурсов, 4) разноуровневость, 5) построен. Госбюджета в соотв. с фед. делением, 6) органич. связь с осн. фин. категориями, 7) двойственный хар-р доходов и расходов.
Принципы построения ГБ: единство (сосредоточения дох. и расх), полнота (учет всех затрат и поступлений), правдивость и гласность.
В хоз практике госбюджет представлен в виде баланса дох. и расх, конкр. статьи кот-х опред-ся соотв. бюджетной класс-ей. Доходы госбюджета склад-ся из налогов и сборов:
1) закрепленные налоги (поступ. в отдел, звенья Б системы), 2) регулирующие налоги. Бюдж система - совокупность сфер и звеньев, связ - ых между собой и имеющих опред. отн. Налоги делятся на фед., респ., местн. Осн. платежи в госбюджет: налог на имущ, на прибыль, НДС, плата за пользов. недрами, земельный налог, акцизы, подоходн, трансп прочие налоги и эк. санкции. Кроме того, неналоговые поступления: дох от гос. деят, от имущ субвенций, ср-ва цел. банк. фондов, взносы в гос. фонды соц. страх, пенс, страх-ия от безработицы Внебюджетные фонды - неналоговые поступления (пен фонд, соц страх, ф занятости, ф соц поддержки населения, ф мед страх)
Осн. расходы:
1) гос. управл, 2) правоохр. деят, 3) энерг-ка и строит-во, 4) с/х и рыболов-во, 5) дорож. хоз и связь, 6) ЖКХ 7) оборона, 8) культура и искусство 10) СМИ, 11) платежи по госдолгу, 12) соц. полигика, 13) соц-пособия и т.д. Расходы госбюджета выполняют функции полит., соц., хоз регул-ия.
Дефицит - превышение расх. над дох. Традиц. Покрывается путем эмиссии денег.
Госбюджет выполняет 2 функции: распред-ую и контр-ую. Распр - концентрация ден. ср-в в бюджете, их перераспр. по отраслям н/х, сферам общест. пр-ва, соц. группами насел, терр-ями м вх исполь-ие по назнач-ию. Контр. - контр-ть процесс использ-я дох части бюджета по всем видам налогов, своевр и правиль-ть исполнения, полнота, обосн-ть и соотв-ие перераспр-ия ден ср-в согласно бюдж. класс-ции расходов, за расх по назнач-ию.
Госбюджет состоит из бюджетов субъектов РФ, бюджетов регионов и терр-ий, местных бюджетов. Выделяют консолидир Б (объединенный), федер бюджеты субъектов федерации и местные.
2 принципа построения бюджета 1) котловой (все п/п ЧР платят налоги в бюджет ЧР, потом ЧР осущ-т перечис-е в федер. - ый бюджет), 2) одноканальный Госдолг - совокупность всех имевших место в стране дефицитов (превышение расходов над доходами) госбюджета, за минусом профицитов.
Налоговая система и налоговое регулирование экономики Налоги - обязательные безвозмездные и невозвратные платежи субъектов хоз-ия и населения органам госуправления.
Налоги - главная статья бюджетных доходов. Явл-ся обязательным взносом в бюджет соответствующего уровня ли во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях опр. закон. актами.
Объект налогообложения - доход (прибыль), стоимость опр. товаров, отдельные виды деят-ти налогоплательщиков, операции с ин. валютой, пользование природными ресур-ми, имущество юр и физ лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты установленные законодательством.
Функции налогов:
Фискальная (аккумулирует ден. средства в госбюджет)
Контрольная (оценивается эффективность каждого налогового канала)
Распределительная (стимулирующая и сдерживающая)
В РФ взимаются платежи:
федеральные налоги субъектов в составе РФ
местные налоги.
Компетенции органов гос власти опред-ся в соот с законом "об основах налоговой системы в РФ".
К федеральным относятся: НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физ лиц, акцизы, тамож пошлины, налог на реализацию ГСМ, платежи за пользование природн ресурсами, сбор на использование наименование "Россия".
К республиканским (9): налог на имущество п\п, транспортный налог плата за воду, лесной, от реализации алкогольных, табачных и ювелирных средств, налог на приобретение автотранспорта.
К местным (18): на имущество физ лиц, земельный, сбор за право торговли, на рекламу, на перепродажу автомобилей, целевые сборы на благоустройство территорий, налог на содержание жилфонда и объектов соц-культурной сферы, сбор на нужды образ учреждений.
Виды налогов:
подоходный налог и налог на прибыль (с чистого дохода)
отчисления работодателей и работников в соц фонды, пен фонд, соц страх, на собственность (имущество юр и физ лиц)
налоги с фонда оплаты труда (транспорт, благоустройство и т.д.)
акцизы и НДС
экспортные и импортные пошлины прочие Льготы по налогообложению:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18