Рефераты. Основные научные теории отношения руководителя к персоналу
Для нейтрального (либерального) стиля руководства характерны следующие особенности:
·
уход от принятия стратегически
важных решений;
·
предоставление делам возможности
идти своим чередом, самотеком;
·
незначительный контроль подчиненных;
·
использование коллективного
способа принятия решений для уклонения от ответственности;
·
равнодушие к критике;
·
безразличие к персоналу.
Нейтральный (попустительский) стиль характеризуется тем, что руководитель
устраняется от активного участия в управлении коллективом. Такой руководитель или
ждёт указаний сверху, или попадает под влияние коллектива. Руководитель стремится
не рисковать, предпочитает, чтобы возникающие проблемы или конфликты разрешались
сами собой, стремится снять с себя персональную ответственность. Такой стиль руководства
рано или поздно приводит к возникновению неуправляемых конфликтных ситуаций, которые
чаще всего разрешаются вмешательством вышестоящей организации путём смены руководства.
2.4.
Технократический и бюрократический стили руководства
Если рассматривать стиль руководства, исходя с содержания управленческой работы,
то дополнительно можно выделить еще два типа руководства: технократичний и бюрократический.
Технократичний стиль руководства. Его руководитель называется технократом.
Технократ – человек, который глубоко знает специфику производства, которым руководит.
Основную часть в свое время занимается выполнением плана, получением высоких технико-экономических
показателей трудового коллектива, но абсолютно не интересуется и не занимается его
социальными проблемами. Вместе с тем, социологические исследования показывают, что
большая часть рабочего время руководителя идет на решение социальных проблем, работу
с кадрами. Игнорирование их отрицательно отражается на трудовом коллективе.
Бюрократический стиль руководства, а руководитель коллектива, соответственно
стилю, называется бюрократом. В переводе с французского языка “бюрократия” – это
“господство канцелярии’, то есть – это привилегированная часть оторванных от народа
высших чиновников, членов правительства, административных работников. А бюрократ
[по толковому словарю украинского языка] – это лицо, которое в ущерб делу и интересам
граждан, неуклонно придерживается формальностей в делах, защитник этого способа
правления. Бюрократу присущий оторванность от масс, административное своеволие,
догматизм, казенное равнодушие к правам и потребностям людей.
Для бюрократии характерные четкое разделение труда и определение границ компетенции
на каждом уровне, принятие рациональных решений на основе принятых законов и инструкций,
благоустроенный, стандартизированный способ действия. Практически это управление,
основанное на безличном авторитете закона [4, с. 188]
Можно выделить еще и непоследовательный, или алогичный, стиль руководства.
Непоследовательный стиль руководства проявляется в непредусмотренном переходе
руководителей от одного стиля к другому (авторитарный сменяется попустительским,
потом демократической, а потом снова авторитарным) Такие непредвиденные переходы
от одного стиля к другому предопределяют чрезвычайно низкие результаты работы, приводят
к максимальному количеству конфликтов и нерешенных проблем.
2.5. Ситуативный стиль
руководства
Социологи П. Херси и К. Бландед выделяют еще один тип управления - ситуативный.
Ситуативный тип руководства гибко учитывает уровень психологического развития
подчиненных и коллектива, исходя из низкого, среднего, хорошего и высокого уровня
развития коллектива и его персонала [3, c. 499].
Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития
подчиненных и коллектива.
Стили руководства с точки зрения их формальной характеристики и содержательной
стороны могут быть представлены следующей схемой, предложенной известным специалистом
в области социальной психологии К. Левиным [4, с. 190].
“Либерал”
Максимум внимания к людям, минимум внимания к работе.
“Организатор”
Высокая ориентация на эффективную работу в сочетании
с доверием и уважением к людям.
“Манипулятор”
Умеренное внимание к работе и к людям (поиск компромиссов).
“Пессимист”
Незначительное внимание к производству и к людям.
“Диктатор”
Максимум внимания к работе, незначительное внимание к
людям.
“Бюрократ”
Направленность на официальную субординацию, официальные
инструкции и предписания (ради соблюдения инструкции могут ущемляться интересы
людей, интересы дела и даже собственные интересы).
“Карьерист”
Повышенная направленность на собственные интересы (ради
достижения своих целей, карьеры могут быть принесены в жертву интересы дела и
людей).
Следует заметить, однако, что при характеристике стилей руководства существенным
моментом является то обстоятельство, что в чистом виде тот или иной стиль может
себя и не обнаружить. Он обусловлен рядом социально-психологических факторов, которые
с неизбежностью приходится иметь в виду руководителю, а именно: специфику наличной
ситуации, своеобразие решаемых задач, квалификацию и сработанность членов коллектива,
их личностные особенности и т.д.
3. Стили руководства с точки
зрения…
Американский менеджмент на основе исследований, проведенных в США, выделяет
четыре типа управленцев: “мастер”, “хищник джунглей”, “человек компании”, “игрок”.
“Мастер” – это наибольшая группа корпоративных (которые принадлежат корпорации)
менеджеров технических компаний. Они ценят производство высококачественных продуктов
и решения проблемы. Любит решать большие, масштабные вопросы и заниматься “настоящим”
делом.
“Хищник джунглей” есть выразителем предпринимательской этики XIX столетия. Он стремится получить
власть над другими, властвовать. Часто уничтожает других, чтобы не погибнуть самому.
Существует два типа “хищников”: “львы” и “лисицы”. “Лев” требует абсолютной
лояльности, но и сам лояльный к другим. “Лисице” – интриганы и те, кто прикидывается,
те, которые поднимаются ступеньками корпоративной иерархии, хитро используя других
людей, не выключая похищения чужих идей и удар в спину.
“Люди компании” – это те, кто подпадает под определение Уайта “человек организации”.
Больше всего они ценят гармонию, хорошие отношения и корпоративное сообщество. Наилучшие
из них становятся посредниками, которые интегрируют работу мастеров. Худшие из них
– бюрократы, одержимые идеей надежности.
“Игрок” – представитель нового поколения лидеров, который бросил вызов “львам”
и “людям организации”. Корни “игрока” теряются в ранней предпринимательской Америке.
“Игрок” направляется иногда на большой риск, постоянно испытывая новые средства
и методы, чтобы одолеть конкурентов. Избирательность, гибкость и любовь к новинкам
дали Америке преимущество в тех областях промышленности, где успех основывается
на передовой технологии, взаимозависимости и конкурентоспособности.
Русский социолог В.П. Горяинов предлагает свое трактование стереотипов современных
руководителей, социотипы с точки зрения управления могут быть разделены на три вида:
“дарение”, “торг”, “диалог”. Социотип “дарение” отвечает руководителю типа автократа,
поскольку он самостоятельно принимает решение без согласования с подчиненными и
“дарит” им свою идею, требуя от подчиненных безоговорочного выполнения.
Стереотип “торг” частично совещается с подчиненными, предлагает им свои решения
и торгуется с исполнителями, предлагая им определенные льготы, если они будут выполнять
его решения.
Стереотип “диалог” практически отвечает демократическому стилю руководства,
поскольку предусматривает согласование действий руководителя с мысленным взором
подчиненных. Руководитель и подчиненные здесь выступают почти как равные.
В середине 40-х лет XX столетие проявились два наиболее сильного течения в
изучении процесса руководства: в государственном университете Огайо и университете
Мичигана. Руководство исследованиями осуществляли Ральф Стогдилл в Огайо и Ренсис
Майкерт в Мичигане. “Оба они приходили к выводу, который существует два принципиальных
измерения поведения руководителя:
1) сосредоточенные на работе;
2) сосредоточенные на человеке” [2, с. 243].
Руководитель, сосредоточенный на работе или ориентированный на задачу, прежде
беспокоится о выполнении задачи и разработку системы вознаграждений, которые оказывают
содействие повышению производительности работы. Первейшей заботой руководителя,
настроенного на отношения, есть люди. Он делает ударение на взаимоотношения, взаимопомощь,
разрешает сотрудникам максимально принимать участие в принятии решений, избегает
мелочной опеки, считается с потребностями подчиненных, помогает им решать не только
производственные, но и личные проблемы, оказывает содействие их профессиональному
росту.
Г. Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля руководства [4, с. 194]
МОДЕЛЬ 1
МОДЕЛЬ 2
МОДЕЛЬ 3
МОДЕЛЬ 4
Эксплуататорско-авторитарная
Благосклонно-авторитарная
Консультативно-демократическая
Основанная на заботе