Рефераты. Организация структуры управления предприятием






разделение функций управления между руководителями, ответственными за высокие конечные результаты и за обеспечение наиболее полного использования имеющихся ресурсов;

вовлечение руководителей и специалистов всех уровней в сферу активной творческой деятельности по техническому совершенствованию производства.(15)

Рассмотренная классификация не раскрывает ряд качественных пара-метров структуры управления предприятием, имеющих важное практическое значение. В связи с этим была разработана типизация структур управления, отражающая особенности построения и принципы организации производства. Согласно этой классификации выделяются отделенческая (территориальная), отраслевая (цеховая), бригадная и комбинированная структуры управления.

Отделенческая структура управления характеризуется производственно-территориальным принципом организации и управления, при котором на определенной обособленной территории (отделении) обеспечивается производство продукции, например, растениеводства и животноводства. Руководят отделениями управляющие. В крупных отделениях по специализированным функциям управление осуществляют отраслевые специалисты: агрономы, зоотехники, ветврачи, механики, бухгалтеры и др.

Отделенческая структура типична для крупных хозяйств с многоотраслевым производством и значительной его территориальной разобщенностью.

Для этой структуры характерна линейно-функциональная система отношений, при которой на общехозяйственном уровне создается сеть функциональных служб - агрономическая, бухгалтерия и т. д. Работники этих служб реализуют свои полномочия через управляющих и специалистов отделений. Такая организация позволяет полнее использовать материально-технические и трудовые ресурсы, повышать оперативность управления.

Однако рост числа функциональных служб и отдельных исполнителей, подчиненных непосредственно руководителю предприятия, приводит к значительному превышению нормы управляемости, что усложняет руководство производством, а двойственность подчинения подчас порождает безответственность и другие недостатки.(6)

При углубленной специализации усиливаются внутриотраслевые связи и ослабляются связи по использованию техники и рабочей силы.. В результате получает развитие отраслевая структура управления, при которой одинаковые по специализации внутрихозяйственные подразделения, выполняющие работы по производству однородного продукта или части его, независимо от территориального расположения объединяются в специализированные цехи.

Степень однородности производимого продукта в цехе зависит от размеров производства, глубины специализации и концентрации. При крупных размерах подотраслей и сравнительно высоком уровне концентрации цехи могут быть узкоспециализированными. В хозяйствах, развивающих несколько отраслей в сравнительно небольших размерах, цехи могут объединять, например, растениеводство и животноводство. При этом главные (старшие) специалисты становятся их руководителями и выполняют как общие (административные), так и технологические функции.

Условия, необходимые для внедрения цеховой структуры управления:

узкая специализация предприятия;

компактность территории;

высококвалифицированные специалисты;

надежные средства связи.

Бригадная структура управления - наиболее простая, находит применение в небольших по размеру хозяйствах (овощеводство закрытого грунта). Она может быть построена как на территориальных принципах (комплексные бригады), так и на отраслевых. Однако в любом случае объем управленческих работ резко возрастает.

Комбинированная структура управления применяется в хозяйствах с многоотраслевыми подразделениями, организованными по территориальному принципу и специализированными (цехи, бригады), в основе организации которых лежат отраслевые принципы. На практике эта структура может иметь множество комбинаций.

Типизация структур управления важна для разработки штатных нормативов и определения численности работников управления. Она позволяет использовать стандартизацию и унификацию элементов и процессов управления, своевременно выявлять устаревшие формы и разрабатывать обоснованные рекомендации по совершенствованию структур, разработке положений, должностных инструкций и т. д. (15)

Практика показывает, что формы управления исключительно многообразны и в пределах каждого типа имеется много модификаций, отражающих местные условия, различия в уровне развития предприятий, факторах производства. Цели и задачи, стоящие перед предприятиями, различны; существенно отличаются друг от друга и трудовые коллективы: квалификационным составом, отношением людей к делу и т. д. Поэтому типовые структуры не надо рассматривать как стандартные решения. Их следует привязывать к конкретным условиям.

В СПК"Заря" функционирует линейная структура управления (схема 2), т.е. разделение управленческого труда осуществляется по объектам, а не по функциям. Она предусматривает непосредственное подчинение каждого подразделения или работника одному лицу.

В широком смысле под системой понимают множество, элементы которого закономерно связаны между собой. Элементами множества могут быть любые параметры, явления, знания, методы и т.д.

Всякая система- это внутренне организованная совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое, совместно действующих для достижения поставленной цели.

Системы имеют иерархическую структуру. Любая структура - это взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, характеризующие строение чего-либо. Использование иерархического принципа при построении системы позволяет до известной степени упрощать систему, успешно преодолевать информационные барьеры, возникающие при осуществлении управляющего воздействия.

Любое предприятие как специальная система состоит из управляемой и управляющей подсистем.

Управляющая система (субъект управления) - это совокупность органов управления и управленческих работников, различающихся масштабами своей деятельности, компетенцией и спецификой выполняемых функций.

Управляемая система (объект управления) - это совокупность ресурсов и организационно-экономических условий, которые характеризуют деятельность предприятия.

Функционирование любой системы происходит в некоторой окружающей ее внешней среде, не входящей в систему, по определенным образом взаимодействующей с ней.



2.3 Состав и численность работников аппарата управления


Известно, что уровень и результаты работы предприятия в значительной степени зависят от качества управления, работы управленческих кадров.

К кадрам управления относят ту часть работников, которая выполняет какие-либо функции в системе управления организации. Это работники занятые преимущественно умственным трудом, обеспечивающие необходимую направленность, согласованность и эффективность деятельности всего персонала.

Кадры управления - это совокупность работников предприятия, занятых управленческим трудом. Для управления современным агропромышленным производством требуются менеджеры и специалисты самого разного профиля: агрономы, зооинженеры, ветврачи, инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы и др. (20)

Кадры управления можно классифицировать по разным признакам: по уровням управления, профессиональной структуре, видам деятельности, сложности и ответственности выполняемых работ, специализации управленческого труда, по образованию. Исходя из функциональной роли в процессе управления выделяют руководителей, специалистов и вспомогательный (обслуживающий, технический) персонал. Внутри групп персонал делится на должности, каждая из которых предоставляет границы компетенции работника, то есть круг его обязанностей, права и ответственность. Это директор, агроном по защите растений, зоотехник по племенной работе, инженер-теплотехник и др. Единообразие классификации обеспечивается Единой номенклатурой должностей служащих, утвержденной Правительством РФ.(16)

Профессия - род трудовой деятельности человека, владеющего отдельными общими и специальными знаниями и навыками.

Качественные характеристики персонала: наличие знаний и профессиональных навыков в определенной сфере деятельности, профессиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации, наличие физических, психологических, интеллектуальных качеств конкретной деятельности.

Качественные характеристики персонала предприятия предопределяют структуру персонала по категориям, таким, как руководители, специалисты, вспомогательный (технический) персонал и по профессиям, специальностям, квалификационным признакам.

Руководители занимаются вопросами развития производства и деятельности аппарата управления, организуют принятие и реализацию решений.

Специалисты участвуют в подготовке решений, а затем в их реализации.

В СПК "Заря" в состав аппарата управления входит руководитель, специалисты и вспомогательные работники. Всегда на предприятии аппарат управления состоит из 15 человек, из них 6 человек руководители и 9 человек - специалисты. К специалистам относят: главный агроном, главный инженер, зоотехник, ветврач, главный бухгалтер, главный экономист и др. К вспомогательным работникам относят: бригадир тракторно-полеводческой бригады, заведующий молочно-товарной фермой, электрик, учетчик тракторной бригады и др.


2.4 Построение управленческого аппарата


В зависимости от места в структуре руководителей принято подразделять на линейных и функциональных. К линейным относятся руководители предприятий и их заместители, к функциональным -руководители отдельных служб, секторов, отделов и их заместители.

Правильное разделение работников управления на группы является важным условием рационального формирования структуры и эффективного функционирования аппарата управления.

Важно иметь в виду, что роль руководителей и специалистов в управлении далеко не одинакова.

Руководитель - это профессия, но особого рода, совсем не напоминающая профессию агронома или инженера. Значение этой профессии определяется ее центральным местом в управлении, поскольку только руководителю принадлежит функция принятия решений, он также должен организовать процесс их подготовки, выполнения и контроля. Руководитель побуждает, направляет, организует людей на выполнение работы, но не более.

Роль специалистов существенно иная; особенно велика она в разработке и совершенствовании технологий, планировании, внедрений научной организации производства, труда и управления, анализе производственно-финансовой и хозяйственной деятельности, разработки предложений по ее улучшению, контроле за ходом технологических процессов, обучении кадров.

В современных условиях хозяйствования не потеряли своего значения такие принципы как подбор людей по деловым и нравственным качествам, использование опытных работников в сочетании с молодыми, использование кадров с учетом опыта их работы и профессиональной подготовки, непрерывность процесса обновления кадров, подготовка и переподготовка кадров с учетом перспектив развития народного хозяйства и отдельных предприятий, соответствие качеств кандидата характеру объекта управления (занимаемой должности), психологическая совместимость работников управления и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.