Практика показывает, что обеспечение высокого уровня дисциплины невозможно без психологических особенностей их работников и профессиональных коллективов. Дисциплинированное поведение зависит от направленности личности, особенностей характера, темперамента, темперамента, способностей работника. Своеобразно преломляясь и взаимодействуя друг с другом, элементы структуры личности работника образуют у него такое свойство, как дисциплинированность.
На уровень дисциплинированности влияют также различные социально-психологические явления в профессиональном коллективе: общественное мнение, внутриколлективные нормы поведения, социально-психологический климат и удовлетворенность работников различными сторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства и т.д.
Дисциплинарные воздействия и дисциплинарная практика должны также учитывать особенности профессионального общения, профессиональной этики, уровня притязаний и самооценки каждого сотрудника.
Для определения степени развития у государственных служащих такого качества, как дисциплинированность, используют следующие критерии:
· уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в учебном заведении и на практической работе;
· усердие, проявляемое в профессионально-служебной деятельности как степень напряжения потенциальных возможностей;
· результаты деятельности (успехи и недостатки);
· общественная активность, включающая в себя оказание помощи руководителю в укреплении дисциплины и законности путем положительного воздействия на сослуживцев;
· характер и количество поступков и проступков, в том числе и тех, за которые не объявлены поощрения или взыскания.
К числу основных мотивов, влияющих на поведение работника и уровень его дисциплинированности, относятся:
· деловые мотивы, выражающие отношение к служебной деятельности и выполняемым профессионально-служебным задачам;
· коллективистские мотивы, характеризующие степень связи побуждений работника с ближайшим окружением, принятыми нормами и традициями поведения;
· мотивы уровня профессиональных достижений, показывающие степень влияния успехов и профессиональной деятельности на дальнейшее поведение работника;
· мотивы уровня притязаний, отражающие особенности сложившейся профессиональной оценки и определения в связи с ней целей и трудностей выполняемых профессиональных задач;
· мотивы избегания возможного наказания за нарушение дисциплины.
У государственных служащих необходимо сформировать позитивную мотивацию деятельности, позволяющую преодолевать элементы недисциплинированности, склонности к дисциплинарным проступкам и нарушению законности. Недисциплинированное поведение проявляется, во- первых, в склонности к пререканиям и обсуждениям распоряжения руководителя, отступлении от установленного порядка служебных взаимоотношений, выражении недовольства, во-вторых, в неисполнительности, проявлении недостаточного усердия к выполнению должностных обязанностей, в-третьих, в побуждении к самочинным действиям.
Важное значение для поддержания высокого уровня дисциплины в коллективе имеет учет складывающихся формальных и неформальных отношений. В неофициальной структуре взаимоотношений образуются дружеские микрогруппы, появляются неформальные лидеры, которые оказывают значительное влияние на жизнедеятельность коллектива. Сближение формальной и неформальной структур по их направленности, ценностным ориентациям, нормам и т.д. может способствовать улучшению дисциплины и организованности в работе.
Исследования показывают, что уровень дисциплины профессионального коллектива связан с общественным мнением и преобладающими в нем настроениями. Через коллективное мнение к личности каждого сотрудника предъявляется определенная система требований, осуществляется контроль за его поведением и оценка поступков. Таким образом, мнение выполняет нормативную и мотивационную функцию в сфере поддержания служебной дисциплины.
2.1. Проблемы организации служебного распорядка представительства Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в органах власти
Для написания практической части дипломного проекта я руководствовалась знаниями и материалом, полученными в ходе прохождения преддипломной практики в представительстве Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в органах власти.
Служебный распорядок регламентирует продолжительность служебного времени, начало, и окончание служебного времени, время отдыха, время перерыва для отдыха и питания, выходные и праздничные нерабочие дни.[13]
Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя, выходные дни - суббота и воскресенье.
Служебное время устанавливается с 9 до 18 часов, перерыв для отдыха и питания - с 13 до 14 часов.
Служебным распорядком органа исполнительной власти области может устанавливаться иное начало и окончание служебного времени, а также время перерыва для отдыха и питания.
Так, например, в период с 1 июня до 1 октября возможно установление начала служебного времени с 8.00 часов, перерыва для отдыха и питания с 12.15 до 13.00 часов, окончания служебного времени в 17.00 часов, а накануне выходных дней - в 15.45 часов.
В день, предшествующий нерабочему праздничному дню, продолжительность служебного времени уменьшается на один час. При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного служебный день[14].
Основные вопросы прохождения государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и осуществления служебной деятельности (порядок приема на гражданскую службу и увольнения со службы, права и обязанности представителя нанимателя и государственных гражданских служащих области (далее - гражданские служащие), поощрения и дисциплинарные взыскания) регламентируются Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [15], Законом Саратовской области "О государственной гражданской службе Саратовской области" [16], трудовым законодательством Российской Федерации.
Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего в Представительстве Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в органах власти (далее Представительство Губернатора) составляет 40 часов в неделю. Для гражданского служащего Представительства Губернатора установлена пятидневная служебная неделя, выходные дни - суббота и воскресенье.
Служебный распорядок Представительства Губернатора области доведен до сведения гражданских служащих под роспись. Служебный распорядок вывешен в отделе на видном месте.
Нарушение служебного распорядка является нарушением служебной дисциплины и может повлечь за собой применение мер дисциплинарного воздействия в соответствии с законодательством. На практике это не имело место.
В зависимости от занимаемой должности устанавливается перечень должностей с ненормированным рабочем днем и рекомендуемое количество дней дополнительного отпуска. Так у Первого заместителя руководителя аппарата Губернатора области – руководителя Представительства Губернатора области и Правительства области в органах власти О.К. Павловой и заместителя руководителя аппарата Губернатора Р.В. Ярового - количество дополнительных дней отпуска составляет 6.
В исполнительном органе власти Правительства Саратовской области разработаны «Типовые правила внутреннего трудового распорядка органа исполнительной власти Саратовской области» от 04.06.2003 г. № 111 (в редакции Постановления Губернатора Саратовской области от 19.07. 2005 года № 203).
Исходя из этих правил следует:
- Гражданин, поступающий на работу, должен обладать соответствующими навыками или соответствовать установленным законодательством квалификационным требованиям для обеспечения выполнения им трудовых функций.
- Гражданин реализует право на труд путем заключения трудового договора. Все сведения, предъявляемые при поступлении на государственную гражданскую службу, подлежат обязательной проверке.
- Прием на работу оформляется приказом соответствующего руководителя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ о приеме на работу объявляется под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника ему выдается заверенная копия указанного приказа.
- При заключении трудового договора [17] работнику может быть установлено испытание в целях проверки его соответствия поручаемой работе на срок до 6 месяцев в соответствии с законодательством.
- В случае если результат испытания окажется неудовлетворительным, работник подлежит увольнению как не выдержавший испытательного срока. Работник предупреждается об этом в письменной форме не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания работника не выдержавшим испытание.
Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив соответствующего руководителя в письменной форме за три дня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6