Рефераты. Организация и регулирование оплаты труда






Постановлением Правительства РФ от 29.04. 2006 №256 утверждены межразрядные тарифные коэффициенты ЕТС (см. табл. 1).

Между прочим, до 2004г. постановления Правительства по оплате труда распространялись на всех работников организаций бюджетной сферы (Постановление Правительства РФ от 02.10.2003 №609).Документация социального партнерства предусматривает применение региональных и отраслевых соглашений. При их составлении предприятия в основном руководствуются старой схемой, так как новую, современные законы не предлагают. Поэтому большинство отраслей до сих используют тарифную сетку, установленную по Постановлению ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 17.09.86 № 1115.


Таблица 1

Разряд оплаты труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Межразрядные тарифные

коэффициенты

1

1,04

1,09

1,142

1,268

1,407

1,546

1,699

1,866

Разряд оплаты труда

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифные коэффициенты

2,047

2,242

2,423

2,618

2,813

3,036

3,259

3,51

4,5


Результаты партнерства. Стоит отметить, что основные принципы формирования заработной платы в условиях социального партнерства мало соблюдаются. Возник разрыв между уровнем оплаты труда работников государственных и коммерческих организаций. То же наблюдается по отраслям национального хозяйства.

Государство должно увеличить зарплату бюджетников, а во внебюджетной сфере это могут сделать работодатели, но при поддержке государства. Особенно подчеркивает низкий уровень оплаты труда сравнение МРОТ с прожиточным минимумом (см. табл.2).

Об этом же свидетельствует доля зарплаты в системе издержек производства. По оценке Госкомстата России, она составляет всего 10-20%. В то же время в экономически развитых странах за последние 10 лет ее удельный вес составлял 67-72%.

Действующая система партнерства ведет к значительной дифференциации заработной платы по отраслям. Самые высокие зарплаты в октябре 2005г. выплачивались в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых – 25832 руб., что в 2,3 раза превышает общероссийский уровень, в финансовой сфере – 23672 руб. (2,1 раза).

А зарплата в сельском хозяйстве составляет 5045 руб., в текстильной и швейной отрасли – 5331 руб., в производстве кожи и обуви – 6134 руб.

Такой разнобой в оплате труда определяется исключительно принятым соотношением тарифной части (постоянной) заработной платы и ее переменных элементов или «исправлением» тарифной сетки, установленной государством в директивном порядке.

Проконтролировать столь заметные расхождения уровня оплаты труда по видам экономической деятельности весьма затруднительно. Установленная органами статистики отчетная форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» предусматривает учет фонда заработной платы без выделения в нем уровня тарифной ставки, доплат к должностным окладам и тарифным ставкам, надбавок к ним, премий и других поощрительных выплат.

Порядок регулирования трудовых отношений органами, осуществляющими социальное партнерство (гл.5 ТК РФ), и заключения коллективных договоров и тарифных соглашений (гл. 7ТК РФ) подробно регламентированы. Но этого нельзя отметить в оплате и нормировании труда (разд. 6 ТК РФ).

Не узаконен в Кодексе порядок исчисления минимального потребительского бюджета. К тому же при чрезвычайно низком уровне МРОТ не он решает проблемы получения работниками достойного и справедливого заработка. А его, по прогнозам Министерства экономического развития и торговли, предполагают поднимать в очень скромном размере: в 2007г. он должен вырасти всего на 12,8%, в 2008-м – на 10,8, в 2009-м – на 8,8, в 2010г. – на 8,2%.

При таком повышении заработка заниженная базовая тарифная ставка оплаты труда рабочего 1-го разряда не позволит поднять его уровень в издержках производства.

Ничего нового социальное партнерство не вносит разрекламированная корпоративная система оплаты труда, введенная с 1 апреля 2007г. во всех подразделениях и филиалах ОАО «Российские железные дороги». Она по- прежнему базируется на минимальном уровне заработной платы.

Преимущество только в установлении вилок должностных окладов.


Таблица 2

Сравнение минимального уровня оплаты труда (МРОТ) с прожиточным минимумом

Срок, с которого установлены показатели

Сумма Минимального  размеры  оплаты труда в рублях

Сумма прожиточного минимума в рублях

Нормативный акт, отношения МРОТ к прожиточному минимуму

С 1 июля 2000г.

132

1350

Постановление правительства

РФ от 11.11.2000 №852

9,8

С 1 января 2001г.

200

1513

Постановление правительства

РФ от 07.09.2001 №664

13,2

С 1 июля 2001г.

300

1658

Постановление правительства

РФ от 21.12.2001 №879

18,1

С 1 октября 2003г.

600

2341

Постановление правительства

РФ от 12.02.2004 №74

25,6

С 1 января 2005г.

720

2451

-

29,4

С 1 сентября 2005г.

800

2600

-


С 1 января 2007г.

1100

3500?

- примерно

31,4

С 1 сентября 2007г.

2300

4500?

-примерно

51,1


2.2 Новая система дифференцированной оплаты труда в школе


Одним из главных факторов и значительным резервом общего образования является новая система дифференцированной оплаты труда, введение с 1 сентября 2007г. в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 19 мая 2007г. № 39 «О дополнительных мерах государственной поддержки системы образования в Чувашской Республике». Она направлена на повышение эффективности и результативности деятельности каждого педагога. В 2007 году в Чувашской Республике в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования, выигранного на конкурсной основе, во всех общеобразовательных учреждениях создана стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая распределяется совместно с управляющим советом в зависимости от качества работы. В результате средняя заработная плата учителя увеличилась с 5368 рублей в 2006 году до 8000 рублей к концу 2007 года, а в 2009 году она увеличится в два раза к уровню 2006 года.

При этом на сегодняшний день заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования значительно ниже, чем в школах.


Глава 3. Регулирование оплаты труда


3.1 Пути устранения неурегулированности


Рекомендация трехстороннего Генерального соглашения (п. 2.1) для внебюджетного сектора экономики, состоящая в том, что при заключении отраслевых и региональных соглашений необходимо установить минимальные тарифные ставки (оклады) на уровне не ниже прожиточного минимума, вряд ли может способствовать созданию эффективных условий вознаграждения работников предприятий и организаций.

Намного лучше будет, если применить уровень оплаты труда во внебюджетной сфере к бюджетной. В этом случае наблюдаемый разрыв в зарплатах работников разных квалификационных групп заметно уменьшится. Бояться роста инфляции при этом не следует, так как можно размер вознаграждения материализовать моделями рыночного регулирования труда.

Целесообразно корректировку уровня оплаты труда во внебюджетной сфере производить, устанавливая уровень зарплаты работников в зависимости от колебаний цен на товары, производимые их предприятием.

Ответственную роль в росте национальной экономики играет правильное определение диапазона дифференциации заработной платы не только в интересах государства, но и с учетом интересов предприятий и работников.

Несомненно, следует повышать размер минимальной ставки оплаты рабочего 1-го разряда, решить вопрос о более обоснованных тарифных коэффициентах, предусматривающих разумную дифференциацию малоквалифицированного и высококвалифицированного труда. Должны быть достоянием общественности сведения по регионам страны о размере часовой ставки оплаты труда работников разных специальностей и профессий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.