Первым этапом является экономическое обоснование целесообразности создания предприятия — его способности производить конкурентоспособную продукцию, т.е. такую, которая будет пользоваться спросом со стороны совершенно определенного круга граждан, юридических лиц.
Оргкомитет разрабатывает «бизнес-план», который затем обсуждается, при необходимости корректируется и после этого принимается собранием учредителей. Начинающим предпринимателям можно предложить следующую упрощенную структуру бизнес-плана.
1. Продукт или услуга, которые производит предприятие. В этом разделе дается характеристика продукта, если он стандартизирован, приводятся его стандарты, назначение и возможные сферы применения, технические и качественные параметры, особенности, причины ценности для потребителя, оригинальные и уникальные черты, недостатки, возможности совершенствования и т.п.
2. Рынок сбыта продукта. В этом разделе дается подробная характеристика:
♦ емкости рынка, и степени его насыщенности данным продуктом и его аналогами;
♦ особенностей рынка, например сезонных колебаний спроса;
♦ прогноз состояния спроса на данный товар на перспективу;
♦ наиболее перспективных рынков с точки зрения объема продаж, удаленности и транспортной доступности, организации продаж (самостоятельно или через торговые организации — кто и как будет продавать товар) и т.п.;
♦ прогнозируемого объема продаж, цен;
♦ количества покупателей — граждан и юридических лиц (в том числе и в перспективе), величины запросов наиболее перспективных покупателей;
♦ возможных посредников в сбыте продукции, а также организаций, которые могут взять на себя обслуживание продукта, например его хранение и расфасовку.
3. Анализ конкурентоспособности предприятия. В этом разделе рассматриваются вопросы поиска рыночной ниши для продукта и дается его сравнение с товарами конкурентов в таких сферах, как качество, упаковка, внешний вид, реклама, дополнительные и послепродажные услуги, возможность снижения цен, своевременность поставок и т.п.
4. Политика продвижения товара на рынок. В этом разделе целесообразно определить:
♦ политику цен — основные факторы, влияющие на цену и ее составляющие, изменение спроса с учетом возможных изменений цены;
♦ рассчитать с учетом действия этих факторов возможные цены в диапазоне «от и до»;
♦ политику в области качества продукта — его основные характеристики и направления улучшения с учетом факторов, определяющих спрос на продукт;
♦ политику увеличения продаж — поиск и обеспечение каналов сбыта, формы стимулирования сбыта; способы распространения продукта, включая транспортировку и организацию послепродажного обслуживания;
♦ дополнительное обслуживание покупателей, обеспечивающее сбыт продукта, — реклама, наличие фирменных знаков, комплектность, обеспеченность запасными частями, сопутствующими товарами;
♦ квалифицированная консультация при продаже, доставка, послепродажное обслуживание и т.п.;
♦ политику продления жизненного цикла продукта;
♦ модификацию, поиск новых возможностей использования продукта и потребителей.
5. Прогнозирование продаж продукта — приблизительный рост объема продаж в натуральной и денежной формах с учетом прогнозируемого уровня цен на различных рынках.
6. Производственная база и организация производства продукта. В этом разделе:
♦ дается характеристика технологии, которая будет использоваться для производства продукции;
♦ приводится характеристика производственной базы предприятия, в частности производственных площадей, состава оборудования, источников их поступления;
♦ приводится характеристика затрат на приобретение производственной базы, приведение в рабочее состояние и т.д.;
♦ определяются в расчете на год эксплуатационные расходы;
♦ указываются предполагаемые источники, формы и сроки обеспечения производства сырьем, материалами, энергией, водоснабжением, канализацией, комплектующими и т.д., необходимые для этого затраты в расчете на год;
♦ дается характеристика кадрового состава работников, приводится его численный состав по профессиям, специальностям;
♦ приводится прогноз суммарных затрат на предполагаемый объем производства, перечень статей постоянных затрат, не зависящих от этих объемов (расходы на аренду здания, содержание администрации и т.п.), и переменных, обусловленных объемом производства. Этот прогноз дается на год.
7. Затраты на реализацию продукции. В этом разделе приводятся ожидаемые расходы на упаковку, перевозку, складирование, хранение продукции.
8. Ожидаемая прибыль по итогам года. В этом разделе рассчитывается чистая прибыль или разность между поступлениями денежных средств и их расходами.
9. Критический объем продаж. В этом разделе делается расчет годового объема продаж, при котором предприятие будет функционировать бесприбыльно, но и не убыточно.
10. Риски и страхование имущества предприятия. Здесь перечисляются существенные риски, которые присутствуют постоянно (стихийные бедствия, уничтожение и порча зданий, строений, оборудования, продукции; невыполнение обязательства партнерами, конфликты с ними и т.д.).
11. Финансовая политика. В этот раздел с учетом прогнозируемого объема продаж предприятия на год или более длительный обозримый период включаются сведения:
♦ об источниках формирования финансовых ресурсов;
♦ политике распределения чистой прибыли;
♦ формах контроля за своевременным и правильным поступлением платежей от покупателей продукции пред приятия;
♦ формах контроля в отношении обязательств предприятия перед поставщиками, налоговыми органами и т.д.;
♦ политике в области страхования кредитов;
♦ способах определения и критериях эффективности инвестиций.
Вторым этапом работы оргкомитета является разработка учредительного договора и устава предприятия. В этих документах излагается порядок проведения и применения решений учредительными собраниями. После проведения учредительного собрания перед избранными собранием органами управления малого предприятия возникает задача его государственной регистрации. Малое предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация — это специальный акт государственного органа, фиксирующий законность его создания и предоставляющий ему право заниматься предпринимательской деятельностью. Цель регистрации — зафиксировать правовое положение предприятия, ввести его деятельность в правовое русло, определить предприятие в качестве налогоплательщика. Учредителям малого предприятия необходимо помнить, что оно регистрируется не как таковое, а в качестве производственного кооператива, хозяйственного общества, товарищества, т.е. в определенной организационно-правовой форме.
Регистрация не носит разрешительного характера. Осуществляющий регистрацию предприятия государственный орган вправе отказать зарегистрировать его исключительно по одной причине - если решение о его создании было принято учредителями с нарушением законодательства. Согласно ст. 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.
Регистрация коммерческих организаций осуществляется уполномоченными на то органами, узнать о которых можно в местных органах исполнительной власти. Для государственной регистрации предприятия в орган, осуществляющий регистрацию коммерческих организаций, необходимо представить следующие документы:
1) протокол общего собрания учредителей о создании пред- приятия. Протокол должен свидетельствовать, что собранием принято решение об образовании предприятия, утверждении его устава и избрании его органов управления и ревизионной комиссии (ревизора);
2) устав предприятия;
3) гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса;
4) документы, подтверждающие проверку наименования предприятия на повторяемость;
5) заполненные бланки по образцам, установленным регистрационным органом;
6) квитанция об уплате государственной пошлины.
Все эти документы представляются учредителями или их уполномоченными в орган регистрации или направляются ему ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Требования со стороны органа регистрации о предоставлении каких-либо документов сверх указанных — гарантийных писем, справок, подтверждающих каким-либо органом целесообразность создания малого предприятия, и т.п. — запрещено. Получив документы, орган регистрации, в том случае если они составлены правильно, выдает временное свидетельство о регистрации. С этого момента и до получения постоянного свидетельства учредителям предприятия (его уполномоченным представителям) необходимо осуществить следующие действия, имея при себе копии устава и временного свидетельства о регистрации:
♦ обратиться в местный орган Государственного комитета РФ по статистике для присвоения предприятию кодов Обще- го классификатора предприятий и организаций (ОКПО);
♦ изготовить печать предприятия, получив декларацию об изготовлении печати;
♦ поставить предприятие на учет в Пенсионном фонде, Фондах обязательного медицинского и социального страхования, налоговом органе, получив соответствующие справки, необходимые для открытия счета в банке;
♦ на основании укачанных справок, копии устава и банковской кар точки с нотариально заверенными образцами подписей руководителя предприятия и главного бухгалтера открыть счет в банке, получив от него соответствующую справку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7