Рефераты. Организационно-правовые основы деятельности субъектов малого предпринимательства.






p>   В общем, в 90-е годы сначала наметилась, а далее еще очевидней стала проявляться тенденция,  при  которой  доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже  несколько   снижалась.   Установилось   сбалансированное состояние между мелким  и  средним  бизнесом.  Этот  временный период можно считать звездным часом малого бизнеса,  поскольку для предпринимательства все более важной  становится  быстрая, гибкая, инновационная адаптация  внутренней  среды  и  внешних взаимосвязей    фирм    к  возрастающей  неопределенности хозяйственной  среды.  Предприниматели   все чаще осознают необходимость использовать  не  только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые  открываются при    производственной кооперации: экономия  на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

  Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для  экономик  Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно  и  быстро  реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих  других  развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие  предприятия  стали  своеобразным индикатором общего состояния дел в  экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение    хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы  прибыли  в  отраслях экономики. Волна  разорений  или  образования  новых  компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу,  докатывается  до  более  крупных  фирм, отражаясь на их деятельности.

  В условиях ухудшения  воспроизводства  крупные  компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой  возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать  свою  производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 80-х начала 90-х годов сумели приспособиться -  выжили,  другие  -  просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при  преодолении  этого  кризиса  послужило  важным  средством оздоровления экономики.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

1) увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего    класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

2) рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

3) селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

4) создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

5) трудоустройство работников, высвобождаемых в государственном секторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

6) подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

7) разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

8) косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

9) ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

10) мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

11) снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

12) улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

1)      более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

2) зависимость от крупных компаний;

3) слабая компетентность руководителей;

4) повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

5) трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

6) неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и другие.


4. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого  предпринимательства в Российской Федерации.


Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима­тельства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся:

    1. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпри­нимательства в Российской Федерации».

    2.  Постановление   Правительства  РФ  от  23  апреля   1996 № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд».

    4. Постановление  Правительства  РФ от 21  августа  2001г. № 615 «Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах  - участниках СНГ».

    5. Приказ Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгал­терского учета для субъектов малого предпринимательства». В приказе утверждены: рекомендованный рабочий план сче­тов для субъектов малого предпринимательства, формы бух­галтерского учета, возможность применения кассового мето­да и ряд других моментов, имеющих важное значение для ор­ганизации и ведения бухгалтерского учета на малых пред­приятиях.

Кроме вышеперечисленных нормативных актов, необходимо отметить документы, закрепляющие обязательность ведения бухгалтерского учета  субъектами малого бизнеса, его основные принципы и правила. К ним относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от. 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

 

5. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства


Мировой опыт показывает, что мерки средних и крупных организаций не применимы к субъектам малого предпринимательства.

Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

1) высокая степень централизации и персонализации управления.    Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

2) отсутствие системы стратегического управления.

Руководитель предприятия занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии заниматься средне- и долгосрочными перспективами развития предприятия;

3) высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

4) дефицит финансовых ресурсов – как собственных, так и заемных;

5) скромные финансовые возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету и другим областям, в частности, юриспруденции, маркетингу, менеджменту.

Грамотная постановка учета, четкое определение и распределение функций бухгалтерского персонала в значительной мере определяют правильность ведения бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.