В институте открыто отделение по специальности «Организация работы с молодежью». Помимо этого, на базе института действуют две программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере молодёжных госструктур. Окончившим факультет присваивается квалификация «специалист по работе с молодежью».
В мае 2004г. в области утверждена программа кадрового обеспечения системы государственной молодёжной политики и формирования кадрового молодёжного кадрового резерва государственной и муниципальной службы «Молодёжный региональный кадровый резерв» на 2004-2005 годы, в рамках которой осуществляется отбор, подготовка и стажировка кандидатов на государственную и муниципальную службу. Кроме того, уже работающие специалисты могут пройти курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации. Повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров сферы молодежной политики проводится на инструктивно-методических областных семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, на которых осуществляется обмен опытом работы, приобретение навыков, новых методик работы, инноваций для работы с молодежью, привитие молодежи навыков работы ведущих молодежных программ и мероприятий для молодежи. Существует практика совместной организации повышения квалификации организаторов детского и молодежного движения, работников клубов по месту жительства, оздоровительно-образовательных учреждений.
В настоящее время на Белгородчине объявлен Конкурс лидеров молодежных общественных объединений «Лидер XXI». В конкурсе могут принимать участие лидеры и руководители общественных объединений, местных молодёжных и детских общественных организаций, чья деятельность не противоречит законодательству,
Участники будут соревноваться в уровне интеллектуального развития, правовых знаний, научного подхода к деятельности общественных объединений, и понимания принципов государственной молодежной политики. Конкурс призван повысить профессиональное мастерство руководителей молодежных и детских организаций. Исполнительная власть области заинтересована в этом мероприятии потому, что видит в молодежных лидерах кадровый ресурс государственного управления.
Выступая на годичном собрании Российской академии наук в мае 2000 г., Президент России В.В.Путин особо отметил необходимость государственной поддержки молодых талантливых ученых, определил задачи по разработке соответствующей национальной программы, финансированию научных школ, развитию системы молодежных научных конкурсов.
Правительством РФ подготовлен проект Концепции государственной поддержки талантливой научной молодежи и развития кадрового потенциала российской науки на период до 2010 - 2015 гг. в качестве основы для разработки указанной программы.
Основные положения проекта.
Трудные для научной сферы реформы последнего десятилетия, экономический кризис 1998 года, недостаточная последовательность государственной научно-технической политики крайне осложнили условия труда и социальное положение ученых. В течение 90-х годов резко (более чем в два раза) сократилась их численность, из-за “утечки умов” ухудшились качественные характеристики научных кадров, значительная часть исследователей, прежде всего молодых, оказалась в бедственном материальном положении и интенсивно (в среднем по 40-50 тысяч в год) покидала науку.
В результате средний возраст российского ученого составляет сегодня 49 лет, кандидата наук 52 года, доктора наук 61 год. Массовый отток из НИИ, КБ, научных подразделений вузов молодых и средневозрастных квалифицированных специалистов, сопровождаемый резким старением и выбытием по возрасту из сферы науки и высоких технологий опытных научных кадров делает реальной угрозу утраты преемственности между поколениями российских ученых, значительно снижает эффективность их труда, ведет к появлению элементов распада кадрового потенциала науки. Следствием этого может явиться утрата интеллектуальной и технологической независимости страны, падение ее обороноспособности и статуса мировой державы.
В связи с этим в области кадрового потенциала науки и высоких технологий перед российским государством и обществом в течение ближайших 10-15 лет возникает неотложная необходимость решения двух основных задач: а) совершенствования возрастной структуры научных кадров путем снижения оттока из научной сферы, привлечения и закрепления в науке необходимого количества молодых талантливых ученых и специалистов, а также путем высвобождения и подготовки соответствующих рабочих мест;
б) улучшения общих условий труда, профессионально-квалификационной структуры и эффективной занятости научного персонала, способного обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российской науки и техники, экономики и социальной сферы.
Успешное решение этих задач требует комплексного подхода - сочетания целевых (адресных) методов поиска, отбора и вовлечения в научную деятельность молодых талантливых ученых и специалистов с общими методами поддержки научно-технической сферы.
Решение неотложной проблемы укрепления научных кадров и активизации привлечения молодых специалистов в науку должно проводиться на основе государственного подхода и на базе следующих принципов:
- первостепенности задачи обновления, развития и поддержки кадрового потенциала науки в государственной научно-технической политике;
- дифференцированности работы по обновлению научных кадров с учетом прогрессивных тенденций и особенностей развития отраслевой, региональной и секторной структуры научного потенциала, первоочередном привлечении талантливой молодежи в приоритетные для государства и общества отрасли науки и технологии;
- селективности работы по поиску, отбору, подготовке и закреплению в науке молодых талантливых специалистов и ученых, обладающих призванием и способностями к научным исследованиям;
- гармонизации отношений между учеными разных возрастов и квалификации, обеспечения преемственности поколений, недопустимости искусственного создания приоритетности молодых кадров только по причине их молодого возраста;
- оценки сравнительной эффективности достижения необходимого уровня кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов или за счет лучшей мотивации и организации труда действующих исследователей, или за счет возвращения в науку ушедших из нее (уехавших за рубеж) специалистов; необходимо оптимальным образом сочетать данные направления повышения качества кадрового потенциала науки;
- комплексности подхода к решению указанной задачи на основе согласованного использования политических, экономических, организационных, социально-кадровых и образовательных форм и методов, а также органического сочетания целевых (адресных) и общих (улучшающих общую ситуацию в науке) методов привлечения молодых специалистов в научную сферу. [17]
В целях развития творческих способностей, выявления и поддержки талантливой молодежи Белгородской области, пропаганды ее достижений, а также формирования на перспективу кадрового потенциала, наиболее подготовленного для научно - исследовательской, административной деятельности и работы в сфере реализации государственной молодежной политики принято Постановление главы администрации Белгородской области от 2 марта 2001 г. N 139 "О проведении областного конкурса научных молодежных работ "Молодежь Белгородской области" и присуждении премии "Молодость Белгородчины" в области технических и сельскохозяйственных, гуманитарных, правовых и экономических наук “.
Цели конкурса:
- стимулирование научных исследований, осуществляемых молодыми людьми, направленных на решение актуальных научно -технических, производственных, социально - экономических проблем Белгородской области, разработка на их основе профилактических рекомендаций по реализации государственной молодежной политики;
- выявление талантливой молодежи с целью ее поощрения и поддержки в области наиболее перспективных в теоретическом и практическом отношении научных разработок;
- формирование на перспективу кадрового потенциала, наиболее подготовленного для исследовательской, административной деятельности и работы в области реализации государственной молодежной политики.
С ростом ценности образования и необходимости ориентации молодых людей на собственные силы в профессиональной подготовке, особую актуальность приобрели различные способы поддержки творческих способностей талантливой молодежи. Молодые таланты области реализуют себя, принимая участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, научных конференциях, соревнованиях областного и всероссийского масштаба.
Сейчас уже можно утверждать, что в области существует и растет потенциал в лице молодых талантов, как в творческих, так и в научных сферах деятельности. Формы работы с одаренной молодежью стали более разнообразными и к уже апробированным формам добавилось участие в них неформальных групп молодежи (байк-группы, джокер-группы, бардовские гостиные и т. п.). Традиционные формы работы стали более массовыми (студенческие балы, дискомарафоны, локальные тематические праздники, фестивали неформальной молодёжной культуры, арт-проекты: "Нежегольская тропа", "Осколданс", "Оскольская Лира", "Славянские встречи", "Музыкальный автограф", выплата стипендий одарённой молодёжи). Расширили свою работу общественные творческие организации - "Молодежная филармония", "Артклуб", клуб "Молодой художник", областная лига КВН.
Назрела острая необходимость в создании банка творческих молодежных инициатив, на основе которых проводился бы анализ, и вырабатывалась стратегическая линия в использовании и направлении молодёжных инициатив в социально необходимом направлении.
В вопросах обеспечения гарантий в сфере труда и занятости молодежи усилилось взаимодействие органов исполнительной власти — как федеральных, так и региональных. Отдельные действия принесли заметный эффект, стала более предметной координация деятельности ведомств по обеспечению занятости молодежи, включая временную занятость учащихся и студентов, поддержку молодежного предпринимательства и самозанятости и ряд других мер.
В практику работы органов по делам молодежи субъектов РФ по решению вопросов трудоустройства молодежи вошло принятие разделов в программах содействия занятости населения или специализированных региональных программах по занятости молодежи и созданию для молодежи рабочих мест.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8