Таким образом, маркетинговая деятельность современной организации охватывает большой комплекс маркетинговых мероприятий, без которых в настоящее время бизнес вообще невозможен. Объединить все эти элементы позволит разработка плана маркетинга.
Важнейшее место в плане маркетинга занимают аспекты, связанные с созданием конкурентоспособного предложения и его постоянным обновлением. Исходным моментом здесь является определение и эффективное удовлетворение потребностей целевых покупателей с учетом рыночной новизны. Одним из основных факторов, определяющих эффективную работу на рынке, является рациональная организация производства продукции и услуг.
6. План производства
Данный раздел бизнес-плана разрабатывают только производственные организации, поскольку непроизводственные организации могут определить потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат в разделе "Финансовый план". Цель формирования плана производства — определение организационно-технического уровня производства, способного обеспечить объемы выпуска продукции соответствующе-то качества. Для достижения поставленной цели при разработке плана производства необходимо решить следующие задачи:
определить вид технологии, наилучшим образом соответствующей особенностям реализуемого проекта;
оценить потребности в производственных мощностях;
рассчитать необходимый объем сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов;
определить валовые средние издержки производства продукции.
Исходя из поставленных целей и задач план производства включает следующие подразделы:
описание используемой в процессе производства технологии;
производственную программу;
материально-производственную базу организации;
расчет потребности в сырье и энергетических ресурсах;
трудовые ресурсы;
прогноз затрат.
Рассмотрим более подробно подходы к формированию подразделов плана производства.
Описание используемой в процессе производства технологии
Технологический процесс — это целенаправленное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт с заданными свойствами, пригодными к индивидуальному или производственному потреблению. Любой технологический процесс состоит из ряда операций — частей, элементарных действий (работ) по преобразованию предмета труда и получению необходимого результата.
В описании технологии должны быть рассмотрены:
тип производства (единичное, серийное или массовое);
метод организации производства;
структура производственного цикла;
схема технологического процесса.
Разработчикам бизнес-плана необходимо определить соответствие используемой технологии современным требованиям, уровень автоматизации производственного процесса, пути обеспечения гибкости процесса и возможности быстрого увеличения (сокращения) объемов выпуска.
Если в будущем планируется изменение используемой технологии, то следует оценить возможные изменения качества и себестоимости продукции. Особое внимание необходимо уделить участвующим в технологическом процессе субподрядчикам с точки зрения их надежности, производственных, финансовых и кадровых возможностей.
Производственная программа
Производственную программу формируют на основе результатов маркетинговых исследований рынков сбыта с последующим их сопоставлением с производственными возможностями организации. В данном подразделе бизнес-плана определяют необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана маркетинга. Производственная программа содержит, как правило, систему натуральных и стоимостных показателей. Преимуществами натуральных показателей являются наглядность и объективность, недостатком — сложность определения общего объема производства для организации с многономенклатурным выпуском продукции. При формировании стоимостных показателей необходимо учитывать изменение масштаба цен, т.е. инфляционную составляющую.
Материально-производственная база
При определении потребности организации в материально-производственной базе необходимо учитывать возможные источники приобретения и финансирования, а также эффективность их использования.
Расчет потребности производства в сырье и энергетических ресурсах
Исходными данными для расчета потребности производства в сырье и энергетических ресурсах являются производственная программа, а также нормативная база потребностей в материальных ресурсах на единицу продукции. Потребность в материальных ресурсах определяют методом прямого счета (умножением нормы расхода материалов на соответствующие показатели объемов). Расчеты могут быть представлены в виде таблицы (табл. 16).
Таблица 16. Расчет потребности производства в сырье и энергетических ресурсах
Вид материальных ресурсов
Период
1-й
2-й
п-й
Сырье и материалы
Покупные и комплектующие изделия
Топливо
Энергия
Итого
7. Организационный компонент бизнес-плана
Организационный компонент (план) является важным разделом бизнес-плана. Цель написания данного раздела — организация эффективной системы управления. Реализацию данной цели можно рассматривать в двух аспектах: упорядочение системы управления;
поддержание системы управления в динамическом равновесии. Организационный план может быть составлен с позиций линейного
календарного или сетевого планирования. Это позволяет увязать во времени следующие значимые для организации события:
создание организации;
окончание НИОКР и создание прототипа изделия;
достижение договоренности с торговыми представителями и выход на торговые показы продукции;
подписание соглашений с оптовиками;
заказ материалов в количествах, необходимых для производства первых партий заказов;
поставка первых партий заказов;
получение первых платежей и поступлений на счет.
С целью снижения вероятности сбоев и потерь времени целесообразно выявить и проанализировать критические события бизнес-плана, а именно:
определить принципиально важные области и виды деятельности;
установить даты начала и завершения каждого вида работ;
выбрать ответственного и формы отчета по каждому виду работ;
осуществить анализ причин возможных сбоев и определить пути их преодоления и необходимые для этого ресурсы.
В результате анализа может быть сформирована аналитическая таблица (табл. 17).
Таблица 17. Критические события
Область
деятельности
(события)
Дата
начала
окончания
Ответственный
и форма отчета
Возможные сбои в расписании и их корректировка
Критические отклонения в расписании
Принципиально важным аспектом успешной реализации бизнес-плана является обоснованная организационная структура управления. Организационная структура управления — состав (специализация), взаимосвязь, соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей — во многом определяет эффективность управления, поскольку представляет собой "каркас", основу организации. Следует подчеркнуть, что организационная структура носит подчиненный характер по отношению к целям организации.
Каждая организация уникальна, поэтому при формировании бизнес-плана необходимо предусмотреть в организационной структуре управления элементы, учитывающие особенности конкретного вида бизнеса. При этом нужно ориентироваться на типовые подходы к формированию организационных структур управления. Следует отметить, что эффективность структуры управления определяется по результатам деятельности организации и зависит от степени соответствия ее целям. Преимущества и недостатки организационных структур управления приведены в табл.18.
Таблица 18. Преимущества и недостатки организационных структур управления
Тип организационной структуры
Преимущества
Недостатки
Линейная
Единство и четкость распорядительства. Личная подотчетность исполнителя одному лицу. Ответственность каждого за выполнение задания (дисциплина)
Субъективность принимаемых управленческих решений.
Высокий уровень требований к знаниям, навыкам и умениям руководителя
Функциональная
Рост специализации. Отсутствие дублирования функций управления
Недостаточная гибкость системы управления. Усложнение контроля и координации
Адаптивная
Повышение самостоятельности и ответственности структурных подразделений. Гибкость по отношению к меняющимся внешним условиям
Увеличение управленческого аппарата.
Повышение вероятности возникновения конфликтов. Усложнение системы управления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9