Рефераты. Оценка финансового состояния организации на примере предприятия в стратегической деловой игре Никсдорф Дельта






p> 2. 2. 4. Стоимость предприятия

Рыночная стоимость компании определяется на фондовом рынке. Даже стоимость компаний, чьи акции не подвергаются котировке, в реальности также в значительной степени зависит от рынка.

В деловой игре «Никсдорф Дельта» не предусмотрена возможность рыночной котировки акций предприятий-участников. Стоимость предприятий рассчитывается по результатам их деятельности на основании данных финансовой отчетности.

Руководство предприятий не имеет возможности привлекать дополнительный капитал за счет эмиссии акций или осуществлять самофинансирование, выкупая собственные акции на фондовом рынке. Количество акций всех предприятий одинаково и не изменяется в ходе игры, все акции распределены между акционерами.

Для анализа рыночной стоимости предприятия используется ряд показателей, связанных с данными фондового рынка. Рассмотрим некоторые из этих показателей и ограничения, накладываемые на них условиями имитационной модели.

Номинальная стоимость акции служит для определения стоимости капитала, получаемого от выпуска в обращение обыкновенных акций. Номинальная стоимость акции в деловой игре «Никсдорф Дельта» равна объявленному капиталу, поделенному на количество акций (см. «Структура и содержание отчетов предприятий»).

Балансовая стоимость или обеспечение активами акций предприятия в каждом периоде игры определяется как часть собственного капитала, приходящаяся на одну акцию. В отчетах предприятий в деловой игре «Никсдорф
Дельта» балансовая стоимость акции рассчитывается без учета резерва для уплаты налогов.

Рыночная стоимость акций или курс, по которому котируются акции предприятия на фондовой бирже (или ожидаемый курс акций, которые на бирже не котируются) отражает фактические или ожидаемые результаты деятельности, а также изменения макроэкономической ситуации, положение дел в отрасли и многие другие, значимые для бизнеса факторы. В качестве аналога рыночной стоимости акций в деловой игре «Никсдорф Дельта» рассчитывается курс акций по обобщенной стоимости, учитывающей стоимость имущества предприятия и совокупную прибыль за три последних года работы.

Для оценки эффективности деятельности предприятия в текущем периоде или в течение всей игры могут быть использованы специальные коэффициенты.

Прибыль на одну акцию показывает, какую часть прибыли (после уплаты процентов и налогов) получают акционеры компании. В деловой игре «Никсдорф
Дельта» количество акций всех предприятий одинаково, и предприятия не могут влиять на величину этого показателя, изменяя количество акций, находящихся в обращении.

Дивиденд на одну акцию составляет доход акционеров, получаемый в виде дивидендов. Реально доход акционеров от каждой акции складывается из суммы получаемых дивидендов и приращения курсовой стоимости акции (рыночного курса). В деловой игре «Никсдорф Дельта» динамику выплаты дивидендов в течение нескольких лет работы предприятия отражает курс акций по дивиденд - тезису.

Коэффициент выплаты дивидендов показывает, какая часть прибыли выплачивается в качестве дивидендов. Руководство предприятия самостоятельно определяет свою дивидендную политику, исходя из особенностей отрасли и долгосрочной стратегии развития предприятия. В деловой игре «Никсдорф
Дельта» коэффициент выплаты дивидендов может быть рассчитан в первом квартале каждого года.

Коэффициент выплаты дивидендов в странах с развитой рыночной экономикой составляет в среднем от 20 до 40%. Таким образом, компании накапливают больше прибыли, чем распределяют среди акционеров, и большая часть дохода акционеров приходится на прирост капитала, а не на дивиденды.
В свою очередь, прирост капитала зависит от рыночного курса акций.

Данные для сравнения результатов деятельности конкурирующих предприятий в деловой игре «Никсдорф Дельта» содержатся в Отчете руководителя игры, часть «Финансирование/Общие результаты»

2. 3. Оценка предприятия

Проведение деловой игры «Никсдорф Дельта» предполагает ограничение времени на один игровой период и на всю игру. Стратегии развития предприятия, разрабатываемые участниками игры в этих условиях, часто построены таким образом, чтобы запланированный результат (финансовая независимость, высокие значения прибыли, рентабельности предприятия и другие показатели, выбранные в качестве приоритетных) был достижим в течение ограниченного и достаточно короткого времени. Однако ограничение стратегии развития только финансовыми целями на практике приводит лишь к кратковременному получению прибыли.

Долгосрочное стратегическое планирование должно предусматривать усиление конкурентоспособности предприятия, выражаемое увеличением доли рынка, достижением наименьших издержек и обеспечением возможности расширения деятельности в будущем.

Для оценки рыночной позиции предприятия используется ряд показателей, отражающих результативность маркетинговой стратегии, реализованной участниками игры, а также эффективность отдельных тактических решений, принятых в подсистеме Производство. Вместе с финансовыми коэффициентами, эти показатели могут быть включены руководителем игры (преподавателем) в состав интегральной оценки. Тем не менее, в условиях имитационной модели рынка, реализованной в деловой игре «Никсдорф Дельта», каждый из этих показателей имеет свои ограничения.

С точки зрения обеспечения развития предприятия реализованная стратегия должна предусматривать сохранение к последнему периоду достаточных производственных ресурсов, чтобы предприятие при необходимости продолжения игры могло осуществлять дальнейшую деятельность. Сокращение внеоборотных активов предприятия (утилизация оборудования) к последнему периоду игры с целью повышения значений балансовых показателей должно быть отмечено руководителем (преподавателем) при анализе деятельности участников.

Оценивая управленческие решения, принятых участниками деловой игры
«Никсдорф Дельта», руководитель игры (преподаватель) может опираться на значения финансовых показателей, реально применяемых в практике финансового анализа. В то же время условия компьютерной имитационной модели делают необходимым использование дополнительных показателей. Характеризуя условия функционирования виртуальных предприятий, можно выделить, например, следующие ограничения:

• стартовые условия предприятий одинаковы;

• количество конкурирующих предприятий в течение игры не изменяется;

• общий объем реализации продукции в каждом периоде игры ограничен;

• предприятия ограничены условиями имитационной модели в выборе стратегий развития;

• предприятия не могут привлекать дополнительный акционерный капитал;

• предприятия не могут осуществлять долгосрочные финансовые инвестиции, изменять или расширять сферу деятельности.

Экономическая ситуация, сложившаяся к концу игры, в значительной степени зависит от действий самих участников. Таким образом, оценивая эффективность деятельности участников игры и успешность реализации выбранной стратегии развития предприятия, руководитель учитывает не только отдельные финансовые показатели, но и общее состояние дел в отрасли, в первую очередь – рыночную конъюнктуру.

Даже при наличии значительных убытков предприятие, по условиям игры, не прекращает свою деятельность, и возможность проникновения на рынок новых конкурентов исключена. Оценка деятельности участников деловой игры
«Никсдорф Дельта» предполагает сравнение результатов отдельных предприятий, достигнутых в одинаковых для всех конкурентов условиях.

Для комплексной количественной оценки состояния предприятия может быть использован интегральный показатель I, который рассчитывается в каждом периоде игры и предназначен для ранжирования участников игры в зависимости от результативности принимаемых ими решений (Приложение 7).

При расчете показателя I исходными данными могут выступать финансовые коэффициенты, производственные показатели, отражающие эффективность использования ресурсов, и статистические показатели рыночной конъюнктуры, например, доля рынка. Значение комплексного интегрального показателя рассчитывается на основе метода расстояний. Данный метод рассматривает совокупность значений финансовых показателей как точку в n-мерном пространстве, координатами этой точки являются величины коэффициентов, принятых для сравнения (Порядок расчета показателя указан в приложении 5).

В качестве коэффициентов при вычислении I могут быть выбраны рассчитанные по результатам текущего периода игры значения следующих показателей:

• собственный капитал;

• доходность совокупного и собственного капитала;

• оборачиваемость активов;

• рентабельность оборота;

• квота собственного капитала;

• коэффициент финансовой устойчивости;

• коэффициент текущей ликвидности;

• курс акций по балансовой стоимости;

• курс акций по обобщенной стоимости;

• курс акций по тезису прибыли;

• курс акций по дивиденд - тезису;

• доля рынка предприятий;

• операционный поток платежей и его доля в обороте;

• потенциал снижения издержек. характеризующие различные стороны деятельности участников игры с точки зрения обеспечения прибыльности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия.

Для каждого из показателей, заданного руководителем игры в качестве одного из элементов комплексной оценки, выбирается его наилучшее значение.

Таким образом, в каждом периоде игры определяются координаты точки, соответствующей абстрактному предприятию–эталону, имеющему самые высокие значения всех коэффициентов. Геометрическое расстояние от точки, соответствующей отдельному предприятию, до точки предприятия-эталона является количественной характеристикой, позволяющей комплексно оценить деятельность участников игры и определить место конкретного предприятия среди конкурентов. Расстояние может быть рассчитано по абсолютным значениям коэффициентов или по их нормированным значениям.

Таким образом, комплексный интегральный показатель I дает возможность определить положение предприятия по отношению к конкурентам независимо от развития общей экономической ситуации в ходе игры.

2. 4. Пути совершенствования деятельности и повышения рейтинговой оценки

Основной целью функционирования большинства организаций во всём мире является получение прибыли. Для этого предприятие увеличивает свою долю рынка и снижает издержки. Это выражается в проведении более грамотной и умелой маркетинговой политике и составления более эффективной производственной программы.

Кроме этого предприятию необходимо более продуманно подходить к управлению денежными потоками на предприятии. Увеличение кредиторской задолженности на предприятии не очень нравиться кредиторам и собственникам
(акционерам), что может привести к проблемам финансирования операционной деятельности. Наличие большого количества свободных денежных средств на счетах предприятия, как правило, говорит не о том, что у предприятия хорошо обстоят дела с финансированием, а о том, что предприятие расточительно использует денежные ресурсы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.