Рефераты. Оценка эффективности управления предприятием в рамках системы экологического менеджмента на примере ОАО "Котласский ЦБК"






Оценка эффективности управления предприятием в рамках системы экологического менеджмента на примере ОАО "Котласский ЦБК"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра маркетинга








РЕФЕРАТ


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ОАО «КОТЛАССКИЙ ЦБК»



Выполнил студент группы Э – 051

Жилинков П. В.

Проверила к.э.н., доцент

Котикова Г. П







Кемерово, 2008г.

Система экологического менеджмента и связанное с ней управление не являются исключением в отношении возможности и желания руководства оценить их эффективность. Тем более что экологический менеджмент — достаточно новое явление для российских организаций, и многие руководители скептически относятся к его внедрению на своих предприятиях, считая данное направление затратным и неэффективным.

Оценка экологической эффективности — это постоянный процесс сбора и анализа данных и информации. Являясь инструментом управления, она занимает важное место в процессе обеспечения устойчивого развития организации, так как, с одной стороны, позволяет соизмерять плановые и фактические показатели, а, с другой, служит отправной точкой, «переходным мостиком» к последующему этапу развития. В этом случае оценка экологической эффективности обеспечивает руководство достоверной и подтверждаемой текущей проверкой информацией, позволяющей определять, соответствует ли экологическая эффективность организации совокупности критериев, заданных руководством [1].

Методы оценки экологической эффективности различаются в зависимости от поставленных задач. Но при любом варианте общими для всех методов являются однородность показателей, интегрированный системный подход и использование понятных оценочных величин [2].

В целом или индикаторы согласно ISO 14031 все оцениваемые экологические показатели группируют следующим образом [3]:

·                   индикаторы эффективности систем экологического менеджмента, которые обеспечивают информацию, касающуюся управленческих решений, принимаемых на предприятии в целях улучшения экологической эффективности. При этом руководство должно учитывать внедрение политики и программ, соответствующих требованиям или ожиданиям, финансовым возможностям организации и отношениям с общественностью;

·                   индикаторы эффективности функционирования, которые дают информацию об экологической эффективности предприятия, то есть воздействии предприятия на окружающую среду. Показатели эффективности функционирования могут подразделяться на входные (сырье, материалы, электричество, газ), показатели средств труда и оборудования (строения, здания и сооружения, зеленые зоны, выбросы от транспортных двигателей) и показатели выходных потоков (выбросы в атмосферу, сбросы в водоёмы, вещества в продукции). Все они являются инструментом для предоставления данных об условиях эксплуатации и, кроме того, могут являться основой для финансового управления природоохранной деятельностью (после включения их в число финансовых показателей);

·                   индикаторы состояния окружающей среды в данный момент, которые позволяют предприятию выявить своё настоящее и потенциальное влияние на экосистему (например, концентрация (ПДК) определенного вещества в атмосфере, почве, воде) [4]. Разработка и применение показателей состояния окружающей среды чаще является функцией местных региональных, национальных или международных правительственных органов, неправительственных организаций и научно-исследовательских институтов.

В совокупности показатели экологической эффективности должны быть напрямую связаны с рентабельностью, соответствовать размеру и типу организации, ее потребностям и приоритетам и отражать прежде всего те экологические воздействия, которые являются значимыми и на которые компания может влиять, что в совокупности будет способствовать реализации их двойного назначения — помогать управлять организацией и обеспечивать заинтересованные стороны информацией.

При анализе результатов оценки экологической эффективности, как правило, учитываются [5]:

·                   эффективность произведенных затрат и достигнутых выгод;

·                   прогресс в достижении экологической эффективности;

·                   приемлемость для предприятия выбранных критериев экологической эффективности;

·                   использованные источники данных и их качество, а также методы сбора данных. Информация, полученная при оценке экологической эффективности, позволяет [6]:

·                   определить необходимые действия для обеспечения соответствия экологической эффективности организации установленным критериям;

·                   идентифицировать важные экологические аспекты;

·                   выявить возможности совершенствования управления экологическими аспектами;

·                   выявить тенденции изменения экологической эффективности;

·                   повысить эффективность и результативность всей деятельности организации;

·                   идентифицировать стратегические возможности.

В наших исследованиях оценка эффективности управления предприятием в процессе его экологизации проводилась на базе ОАО «Котласский ЦБК». Собиралась, анализировалась, систематизировалась и обобщалась информация, охватывающая период формирования (предсертификационный), внедрения, сертификации и функционирования системы экологического менеджмента на предприятии.

Сертификационный аудит на соответствие системе экологического менеджмента (СЭМ) стандарту ИСО Р 14001:1996 был успешно пройден на комбинате в декабре 2003 г. Поэтому исследование охватывало период за два года до сертификации (2002-2003 гг.) и после неё (2004-2005 гг.). В качестве критериев оценки использовались различные показатели деятельности, среди которых основное место занимали: количество достигнутых целевых и плановых показателей, внедрённых мероприятий по предотвращению загрязнений, доля работников, прошедших обучение; степень соответствия продукции требованиям и ожиданиям потребителей, доля выполненных аудитов, количество обнаруженных при аудите несоответствий за определенный период, причины несоответствий, сумма платежей и природоохранных инвестиций, позволяющих оценить эффективность систем управления в достижении соответствия требованиям или ожиданиям.

Формирование системы экологического менеджмента на предприятии начиналось с разработки и утверждения предприятием экологической политики и целей. Экологическая политика — это совокупность основных принципов, обязательств и намерений деятельности предприятия в области обеспечения экологической безопасности [7]. Экологическая политика задаёт уровень экологической ответственности и масштаб обязательств по отношению к окружающей среде, в соответствии с которыми оцениваются все последующие действия предприятия.

Для повышения эффективности управления руководством комбината было принято решение об интеграции основных функциональных систем менеджмента — системы менеджмента качества (СМК), системы экологического менеджмента (СЭМ) и системы промышленной безопасности и охраны труда (СПБОТ), и создании единой политики в области качества, экологии, промышленной безопасности и охраны труда.

Основным внутренним документом, регламентирующим процесс формирования и функционирования систем менеджмента качества и экологического менеджмента, является «Руководство по системе менеджмента качества и системе экологического менеджмента ОАО «Котласский ЦБК», утверждённое руководством комбината.

Основными принципами экологической составляющей политики ОАО «Котласский ЦБК» стали:

·                    предотвращение отрицательного воздействия на окружающую среду;

·                    соответствие действующему экологическому законодательству и другим требованиям, за выполнение которых предприятие несёт ответственность;

·                    последовательное улучшение системы экологического менеджмента. При этом руководство комбинатом были приняты следующие обязательства:

·                    анализ «Политики», выполнения целей и задач в области качества, экологии, промышленной безопасности и охраны труда;

·                    выполнение требований потребителей и заинтересованных сторон, законодательных, нормативных и других требований;

·                    обеспечение запланированных мероприятий ресурсами.

·                    Все принципы и обязательства, включаемые предприятием в «Политику», были раскрыты в виде общих целей, которые включали:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.