Рефераты. Механизм прогнозирования как инструмент управления устойчивым развитием






Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планирование производства продукта как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее.

Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспективу.

Основные области долгосрочного планирования [18, С. 132]: 1) организационная структура, 2) производственные мощности, 3) капитальные вложения, 4) потребности в финансовых средствах, 5) исследования и разработки, 6) доля рынка и так далее.

Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и так далее. Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и другое. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании – производителя и ее партнеров.

В процессе стратегического планирования общие или главные цели фирмы устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому производству варианты первоначальных показателей валовой и чистой прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения, тем самым создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели фирмы, ее место на региональном рынке, организационная структура управления, кадровая политика, производственная стратегия, выбор новой продукции, общая политика сбыта, финансовые результаты, политика поглощений или приобретений, объем инвестиций и т.д. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки.

Таким образом, в долгосрочном плане отражается главным образом общая стратегия фирмы и описывается модель будущего с позиций весьма широкого подхода. В качестве единой стратегии развития фирмы сейчас может быть взята так называемая модель 7С, характеризующая механизм взаимодействия таких важнейших социально-экономических факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и способности [12, С. 79].

Все эти факторы тесно переплетены между собой и оказывают комплексное влияние на конкретные планово-управленческие результаты деятельности фирмы. Приведенная модель определяет стратегическое планирование не только как процесс создания формальных схем и систем показателей, но и как механизм творческого взаимодействия и взаимного согласия между персоналом всех категорий, основу увязки их личных интересов с общими целями предприятия, а также учета всех сторон деятельности человека в современной организации [7, С. 90].

Следовательно, основная задача стратегического планирования, как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах, которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Это – положение организации на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность. Как свидетельствует передовая отечественная практика, наиболее значимыми в рыночных условиях являются финансовые цели, определяющие состояние платежеспособности и экономическую устойчивость предприятий [33, С. 85]. В табл. 1.2 приведена оценка основных целей по данным социологического опроса высших менеджеров различных американских фирм.

Приведенные данные о ранжировании основных целей показывают, что и на американских, и на российских предприятиях в рыночных отношениях получение прибыли стало наиболее приоритетной задачей. Она служит важным условием достижения всех других целей, которые выдвигаются на первый план в разные периоды деятельности предприятий. Вместе с тем прибыль не должна заслонять собой многие другие цели развития или деятельности фирмы.


Таблица 1.2. Ранжирование основных целей на современных фирмах

Наименование основных целей


Оценка цели


Ранг


%


1. Прибыльность


1


89


2. Рост


2


82


3. Доля рынка


3


66


4. Социальная ответственность


4


65


5. Благосостояние работников


5


62


6. Качество продукции и услуг


6


60


7. Научные исследования и разработки


7


54


8. Диверсификация


12


31


9. Производительность


8


50


10. Финансовая стабильность


9


49


11. Ресурсное обеспечение


10


39


12. Развитие системы менеджмента


11


35


13. Превращение в международную компанию


13


29


14. Консолидация


15


17


15. Прочие цели


14


18



Выбор цели и стратегии развития предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров в свободных рыночных отношениях. При долгосрочном планировании предприятие может также использовать такие известные стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен и все остальные функциональные или целевые стратегии. Каждое предприятие в ходе перспективного планирования должно само выбрать наилучшую стратегию развития или роста с учетом его реальных возможностей и достигнутых результатов на данном этапе экономической деятельности.

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации.

 


2. Анализ применения качественных методов прогнозирования в процессе принятия долгосрочных управленческих решений на предприятии ОАО «Спецстрой»


2.1 Общий анализ предприятия ОАО «Спецстрой»


Акционерное общество открытого типа «Спецстрой» создано путем преобразования из закрытого общества с одноименным названием, учрежденного трудовым коллективом арендного треста «Спецстрой» в соответствии с гражданским кодексом РФ 27 января 1999 года. Главный офис компании расположен в городе Москва.

Основные характеристики деятельности представлены в табл. 2.1.


Таблица 2.1. Основные характеристики ОАО «Спецстрой»

Организационно-правовая форма

Открытое акционерное общество

Вид деятельности

строительство

Географическое расположение

г. Новосибирск

Позиция на рынке

На рынке – 16 лет

Доля внутреннего рынка – 6%

Конкуренты

Более 100 конкурентов.

Основные – «Домострой», «Строймастер», «Стройоблтранс», «Окна в Европу», «ДКС», «СПК», «Строитель»

Сильные и слабые стороны

Сильные – географическое положение, господдержка, привлекательность для инвесторов, конкурентоспособные цены.

Слабые – высокая текучесть кадров, громоздкая система управления, плохо налаженная внешнеэкономическая деятельность

Общее положение организации

Стадия зрелости

Стратегия развития

Инновационное развитие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.