Рефераты. Механизм прогнозирования как инструмент управления устойчивым развитием






В предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой – является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию.

По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде.

Процедуры прогнозирования могут также классифицироваться как количественные и качественные. Качественные, не требуют математического оперирования данными. Количественные, не требуют никакой дополнительной оценки.

Можно выделить следующие пять этапов в процессе прогнозирования.

1) сбор данных;

2) редукция или уплотнение данных;

3) построение модели и ее оценка;

4) экстраполяция выбранной модели;

5) оценка полученного прогноза.

Успешность прогнозирования зависит от таких условий: объема и качества информации о прогнозируемом процессе, объекте управления; правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения; наличия необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом.

Выбор конкретного метода является одной из наиболее важных задач прогнозирования. Для выбора наиболее подходящего метода прогнозирования на предпрогнозном этапе необходимо структурировать информацию об объекте прогнозирования, проанализировать ее (оценить полноту, непротиворечивость, сопоставимость и соизмеримость данных, точность и достоверность информации).

Условно все существующие методы прогнозирования можно разбить на две большие группы:

– фактографические (формализованные), которые базируются на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом;

– экспертные (интуитивные) методы используют мнения специалистов-экспертов и применяются тогда, когда невозможно формализовать изучаемые процессы или имеет место неопределенность развития хозяйственной системы.

Обоснованность прогноза в значительной мере зависит от выбора метода прогнозирования.

Особое место в классификации методов прогнозирования занимают комбинированные методы, которые объединяют различные методы прогнозирования.

Целью создания прогноза является уменьшение того уровня неопределенности, в пределах которого руководитель должен принимать решения. Эта цель диктует два основных правила, которым должен следовать процесс прогнозирования:

1. Прогнозирование должно быть технически корректным и должно порождать прогнозы, достаточно точные для того, чтобы отвечать нуждам фирмы.

2. Процедура прогнозирования и ее результаты должны быть достаточно эффективно представлены руководителю, что обеспечит использование прогнозов в процессе принятия решения во благо фирмы. Результаты прогнозирования также должны быть сбалансированы в отношении затрат / прибыли.

В аналитической части работы было рассмотрено предприятие «Спецстрой». Эта компания планирует расширение своей деятельности. Для увеличения конкурентоспособности предприятия необходимо выработка эффективного механизма поиска оптимальных управленческих решений. Для этого проанализируем некоторые из методов прогнозирования.

В процессе принятия решений методом «дерева» автор придерживался следующей последовательности:

1. Определил все возможные в данной ситуации варианты решения.

2. Для каждого из них определил его возможные исходы.

3. Для каждого решения и его исходов подсчитал возможный доход.

Наиболее удобная форма представления этих этапов – таблица доходов. Принимающий решение должен выбирать правило принятия решений, которое больше всего подходит к данной ситуации. Выбранное правило и определяет выбор решения.

Анализируя полученные результаты при сравнительном сопоставлении количественного и качественного подхода в прогнозировании деятельности «Спецстрой», отмечаем, что метод сценариев даёт более пессимистичные оценки относительно риска инвестиционного проекта. В частности коэффициент вариации, определённый по результатам этого метода значительно больше, чем в случае с имитационным моделированием.

Рекомендуется использовать сценарный анализ только в тех случаях, когда количество сценариев конечно, а значения факторов дискретны. Если же количество сценариев очень велико, а значения факторов непрерывны, рекомендуется применять имитационное моделирование.

Следует отметить, что, используя сценарный анализ можно рассматривать не только три варианта, а значительно больше. При этом можно сочетать сценарный анализ с другими методами количественного анализа рисков, например, с методом дерева решений и анализом чувствительности.




Список использованных источников


1.        Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 287 с.

2.        Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2001. – 341 с

3.        Анташов В.А., Уварова Г.В. Экономический советник менеджера: Учебно-практическое пособие. – М.: Финансы, учет, аудит, 1996. – 318 с.

4.        Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 288 с.

5.        Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192 с.

6.        Бестужев И.В. Рабочая книга по прогнозированию / Редкол.: И.В. Бестужев. - М.: Мысль, 2002.-430 с.

7.        Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. 2-е изд. перераб. и доп. М: Статистика. 2000. – 263 с.

8.        Бобровников Г.Н., Клебанов А.И. Прогнозирование в управлении техническим уровнем и качеством продукции: Учеб. пособие. - М: Издательство стандартов. 2004. – 232 с.

9.        Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие/ Борисевич В.И., Кандаурова Г.А. – М.: ИП» Экоперспектива», 2000. – 432 с.

10.   Бухалков М.Н. Внутрифирменное планирование. Учебник. – М.: Инфра – М, 2003. – 341 с.

11.   Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.

12.   Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 416 с.

13.   Гжегорчик Е.Д. Популярная логика (Краткий очерк логики предположений). – М.: Наука, 2001. – 179 с.

14.   Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. – Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. – 400 с.

15.   Гранберг А.Г. Статистическое моделирование и прогнозирование / Под ред. Гранберга А.Г. – М: Финансы и статистика 2000. – 383 с.

16.   Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. – М.: Экономика, 1998. – 136 с.

17.   Карасев А.И., Крамер Н.Ш., Савельева Т.Н. Математические методы и модели в планировании. – М.: Экономика, 2001. – 239 с.

18.   Карданская Н.Л. Основы принятия решений: Учебное пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 1998. – 288 с.

19.   Кинг У., Клиланг Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика, М.: «Прогресс», 2002 г. – 297 с.

20.   Козлов Н.А., Бочаров Е.П. Перспективный экономический анализ. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.

21.   Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности предприятия, C-П.: «Бизнес-пресса» 1999 г. – 299 с.

22.   Кузьбожев Э.Н. Экономическое прогнозирование (методы и модели): Учеб. пособие. (Курск. гос. техн. ун-т Курска), 1997 – 84 с.

23.   Литвак Б.Г. Управленческие решения, М.: ЭКМОС 1998 г. – 365 с.

24.   Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М: Патент, 1996. – 217 с.

25.   Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 318 с.

26.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: – «Дело», 1990. – 402 с.

27.   Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. // Под ред. Морозовой Т.Г., Пикулькина А.В. – М: ЮНИТИ-ДАТА, 1999. – 318 с.

28.   Мотышина М.С. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебное пособие – СПб: Изд-во СПб УЭФ, 2001. – 114 с.

29.   Нанивская В.Г. Планирование в сложных хозяйственных системах / В.Г. Нанивская, В.В. Пленкина, Л.Л. Тонышева, Г.А. Чистякова, И.В. Андронова, Е.М. Дебердиева. Под ред. В.Г. Нанивской. Учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1998. – 80 с.

30.   Петров Л.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: С. Питербург 2003. – 331 с.

31.   Саркисян С.А. Теория прогнозирования и принятия решений. Учеб. пособие. Под ред. Саркисяна С.А. М: «Высш. Школа», 1977. – 351 с.

32.   Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. – М.: Статистика, 1977. – 282 с.

33.   Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 352 с.

34.   Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организаций. – М.: Эксмо, 2004. – 397 с.

35.   Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. и предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 800 с.

36.   Четыркин Е.М. Теория и практика статистического моделирования экономики / Под ред. Е.М. Четыркина, А. Класса. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 272 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.