В марте-апреле 1946 года была создана военно-транспортная авиация как авиационное объединение в составе воздушно-десантных войск – десантно-транспортная авиация.
В 1955 году военно-транспортная авиация выводится из состава воздушно-десантных войск и преобразуется в род военно-воздушных сил с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС.
Это был рассвет военно-транспортной авиации. В конце 1958-го в ее части и соединения начали поступать военно-транспортные самолеты Ан-8 и Ан-12. В 1967 году парк военно-транспортной авиации пополнился самолетами Ан-22 «Антей», позволившими решить проблему авиатранспортабельности боевой техники Сухопутных войск на 100%. В 1974 году на вооружение поступил первый отечественный военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76, ставший к середине 80-х годов основным самолетом военно-транспортной авиации. Эта универсальная машина обеспечивает выполнение всех основных задач военно-транспортной авиации уже более 30 лет. В 1987 году тяжелый дальний самолет Ан-124 существенно расширил возможности военно-транспортной авиации по стратегическим перевозкам тяжелой крупногабаритной техники и грузов[18].
За послевоенный период военно-транспортной авиацией накоплен богатейший опыт выполнения практических задач в интересах государства, его Вооруженных Сил и народного хозяйства. В это время у летного состава, проходившего службу в военно-транспортной авиации, была высокая мотивация труда. Служить было интересно, летный состав осваивал имеюшиюся технику, переучивался на новую. Постоянно совершенствовал своё профессиональное мастерство. Летали много, так как было достаточное количество самолетов и задач.
Высоко были распространены в советское время методы солидарности и приспособления. Цели и задачи ставились интересные и насыщенные, тем более по освоению новой техники. Было высокое доверие, особенно к молодым летчикам и бортовым специалистам, со стороны командования. Большую роль играла партийная организация, которая формировала систему ценностей и целей, убеждала, воспитывала и обучала летный состав военно-транспортной авиации, формируя у них чувство патриотизма и ответственность перед своей страной.
Метод принуждения, как метод мотивации летного состава военно-транспортной авиации также имел высокое значение, потому что приводил к выполнению задачи и безопасности полетов. Но в советское время люди были, в общем, более ответственными и относились добросовестнее к выполнению своих обязанностей. Следовательно, метод принуждения был наименее распространен в военно-транспортной авиации в те года по сравнению с сегодняшним временем.
Методы вознаграждения, как и на современном этапе, широко применялся и в то время. Материальное стимулирование труда хотя и принципиально не отличались, летному составу также выдавалось денежное довольствие, состоящее из оклада, соответствующих прибавок и различных премии, было положено предоставление жилья, продовольственное обеспечение, вещевое обеспечение и другие стимулы, однако в качественном плане имело существенное отличие в лучшую сторону.
Нематериальное стимулирование в советские годы имело более существенный эффект. Даже потому, что материальное стимулирование было значительно лучше, и человек более радостно воспринимал признание своих заслуг в виде благодарностей, грамот и всевозможных наград.
Военный летчик или бортовой специалист тех лет был человеком достаточно обеспеченным, уверенным в завтрашнем дне, социально защищенным. Он имел интересную профессию, уважаемую и признанную в обществе. При увольнении по предельному возрасту получал достойную пенсию. Все это привлекало молодых людей выбирать этот вид деятельности. Еще необходимо отметить, что в советское время летный состав, наоборот, из гражданской пытался перейти в военную авиацию.
Во времена демократических реформ (90-е - начало2000-х) мотивация летного состава военно-транспортной авиации значительно снизилась. Это связано с переменами в нашей стране. В этот период содержание Вооруженных сил в целом было неудовлетворительным, несмотря на то, что они вели, боевые действия в Чеченской республике и военно-транспортная авиация, принимала непосредственное участие в переброске войск в район конфликта. Помимо этого, чтобы иметь хоть какое-нибудь финансирование она занималась коммерческими перевозками в ущерб своей боеготовности и боевой подготовки. Однако военно-транспортная авиация в отличие от других видов военной авиации имела летную практику и у летного состава была определенная материальная мотивация для продолжения службы, а также сохранялись навыки летной работы и готовились молодые экипажи. Это помогло сохранить большую часть летного состава в те непростые годы.
В настоящее время государство обратило внимание на свои Вооруженные силы. Проводит очередное реформирование. В военно-транспортной авиации прекратили коммерческие перевозки, и она занялась боевой подготовкой и выполнением задач по предназначению. Уровень мотивации летного состава вырос по сравнению с годами демократических реформ, но все равно находится на недостаточном уровне и не дотягивает до советского периода. Государство в основном сейчас требует от командования, в первую очередь подготовку молодого поколения, так как за 90-е годы летный состав значительно состарился, а коммерческие перевозки не позволяли готовить летный состав в полном объеме. Также наблюдается уход опытных летчиков и бортовых специалистов в гражданскую авиацию. Но наше правительство в скором будущем обещает достойное материальное вознаграждение как Вооруженным силам в целом, так и военно-транспортной авиации.
Глава 5 Рекомендации по совершенствованию методов мотивации летного состава военно-транспортной авиации Российской Федерации на современном этапе
В данной курсовой работе уже говорилось о недостаточной мотивации летного состава военно-транспортной авиации в настоящее время. Осталось лишь дать рекомендации по усовершенствованию методов мотивации.
Начать надо с возрождения престижа профессии, как военного летчика, так и защитника Отечества в целом. Сегодня Российская Федерация особенно остро нуждается в высококвалифицированных, грамотных кадрах. Это связано с производством, модернизацией и постановкой на вооружение новых, более сложных, в техническом отношении, авиационных комплексов. Однако, престиж воинской службы офицерского состава Вооруженных сил в современном российском обществе, в течение последних десятилетий стремительно снизился, что в целом сказывается как на боеготовности армии и флота, так и на обороноспособности государства. Президент и Правительство Российской Федерации в последние годы стремятся поднять престиж профессии защитника Отечества и у них это получается. Также служба в Вооруженных силах широко освещается средствами массовой информации, где преподносится в качестве образца для формирования у молодого человека традиционно мужских качеств защитника Отечества. Позитивным моментом является то, что на сегодняшний день в школах, колледжах, вузах возобновлено преподавание такой важной дисциплины как военная подготовка, где большое внимание уделяется не только обучению необходимым практическим навыкам, но и воспитательной работе. В настоящее время это дает положительный эффект. Конкурс в военные образовательные учреждения, а особенно в летные, увеличился. Здесь необходимо усилить информационно-просветительскую и воспитательную работу - это первостепенная задача не только военных комиссариатов, учителей и преподавателей, но и общества в целом.
Но в современном обществе, все более главную роль, при выборе профессиональной деятельности играет метод вознаграждения. Более значимое место занимает система материального стимулирования труда. Чтобы, молодежь пошла в военные летчики, необходимо им предоставить достойное вознаграждение за их труд. Разработанные Министерством обороны Российской Федерации меры направлены на повышения мотивации и в настоящее время не являются достаточно эффективными. Хотя Министерству обороны и удается удерживать летный состав в военно-транспортной авиации, все равно часть опытных летчиков и бортовых специалистов уходит в гражданскую авиацию, потому что там им могут предложить более высокое денежное содержание.
Приказ Министра обороны Российской Федерации N 400 от 2 августа 2008 года “О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации” в целом не улучшил положение и, в принципе, не заинтересовал офицеров в повышении уровня своего профессионального мастерства и качества боевой подготовки. А даже наоборот является раздражающим фактором. Методы оценки офицеров не являются совершенными и объективными, награждение осуществляется, в целом, на усмотрение командира, что дает почву для возникновения коррупционной составляющей.
Не учтена специфика воинского коллектива. Недопустимо, чтобы в коллективе, где вооруженные люди совместно выполняют общую задачу по защите Отечества, возникала слишком большая разница в денежном довольствии между офицером, получившим денежное вознаграждение, и не получившим. Каждый офицер должен быть способен и в настоящее время способен выполнить поставленную боевую задачу, а не 34 тысячи, получающих данную премию. Это влияет на обороноспособность государства и является неэффективной мерой Министерства обороны для повышения мотивации летного состава военно-транспортной авиации Российской Федерации.
Более эффективным методом мотивации летного состава военно-транспортной авиации Российской Федерации на современном этапе разделить данную премию среди всех военнослужащих согласно занимаемой должности и воинского звания.
С введением в 2005 года в военно-транспортной авиации, как и во всех Вооруженных силах Российской Федерации, накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих позволяет военнослужащему приобрести жилье уже в начале службы. Это является хорошим стимулом для молодого поколения. Но остается вопрос, что делать с теми, кто в неё не попал? В данный момент государство планирует не строить, а закупать уже готовые квартиры. Но на военнослужащего и каждого члена его семьи по норме положено 13 кв. метров, а застройщики строят современные большие квартиры. В итоге получается, что военнослужащему положена трехкомнатная квартира, а ему предлагается двухкомнатная. Из этого следует, что в современных условиях необходимо увеличить норму предоставляемого жилья.
Также необходимо повышать интерес летного состава военно-транспортной авиации к службе и своей работе. Необходимо поставлять новую авиационную технику. Расширять круг задач. В общем, создавать новую современную военно-транспортную авиацию.
В данной главе даны рекомендации по совершенствованию методов мотивации летного состава военно-транспортной авиации Российской Федерации на современном этапе. Основные: улучшение системы нематериальных методов стимулирования, за счет повышения престижа армии и улучшение системы материальных методов, за счет реформирования оплаты труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5