3. Степень способности быстро реагировать на изменение спроса и в соответствии с этим осуществлять действия.
4. Степень способности организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда за счет по детальной специализации общественного труда и производства.
5. Степень эффективности системы производственного контроля при данной организационной структуре управления.
Объектом для возникновения проблем могут служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, в результате деятельности предприятия стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров.
Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:
· общие;
· организационные;
· запрограммированные;
· незапрограммированные;
· рациональные;
· нерациональные;
· вероятностные;
· решения в условиях неопределенности;
· интуитивные;
· на основе компромисса;
· альтернативные.
Из всей классификации попытаемся рассмотреть лишь некоторые решения. Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое решение.
Управленческое решение устанавливает переход оттого, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.
Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.
Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.
Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.
Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.
2. Последствия решения могут быть предусмотрены. Для этого необходимо провести ряд логико-мыслительных, исследовательских расчетных операций. Последствия этих решений не носят однозначного характера, а возможные варианты могут быть предусмотрены с достаточной степенью надежности и оценены при помощи методов прогнозирования, с использованием теории вероятности либо на основе интуиции, предвидения.
3. Последствия решения предусмотреть невозможно. Это наиболее сложный случай в практике работы руководителей производств, однако часто встречающийся. При принятии таких решений приходится иметь дело с множеством независимых переменных, поэтому заранее невозможно предусмотреть и оценить последствия каждого варианта решений. Такие решения нуждаются в специальных предварительных исследованиях.
Масштаб воздействия решений. Общие решения, как правило, ставят задачи нижестоящим уровням управляющей системы. Частные решения конкретизируют решения общие, хотя имеют ту же структуру (задачи, средства, ответственность, сроки). Общие решения затрагивают систему в целом, например всё предприятие (перевод предприятия на новую систему показателей планирования, смена профиля специализации и т.д.), и требует специальной подготовительной работы. Частные решения касаются текущих вопросов работы производственной системы (устранение отдельных недостатков, обеспечение выполнения плана отдельными цехами и т.д.). Такие решения принимаются на всех ступенях иерархии системой, в том числе наиболее крупные решаются на уровне руководителя предприятия или его заместителей.
Содержание решений. Соответствует основным сторонам деятельности производства, которые на различных уровнях решают научно-технические, экономические, организационные, социальные задачи.
Характер решений. На различных уровнях принимаются разные по характеру решения. На уровне участка, отдела, цеха принимаются преимущественно оперативно-распорядительные решения, затрагивающие различные стороны деятельности данного отдела, цеха, участка. Руководители предприятия, объединения, министерства принимают хозяйственно-руководящие решения, охватывающие различные стороны деятельности предприятия, отрасли. Центральные межотраслевые органы управления принимают нормативные решения, определяющие порядок выполнения каких-либо функций управления народным хозяйством.
Компетенция принятия решений. Каждый руководитель имеет определенные границы полномочий в принятии решений, которые определяются правовыми нормами (положение о предприятии, объединении, министерстве, приказами, должностными инструкциями). Соответственно решение принимается единолично или коллегиально.
Возможность децентрализации решений. По техническим, юридическим, организационным причинам решения по этому признаку могут быть полностью централизованными (если этого требуют чрезвычайные обстоятельства), частично централизованными и полностью децентрализованными, т.е. приниматься на средних и нижних уровнях управляющей системы предприятия (начальником цеха, мастера).
Носитель (способ фиксации) решения. Решение, принятое коллегиальным или единоличным субъектом управления. Может быть оформлено (зафиксировано) устно или письменно, в виде устного распоряжения или документа, т.е. решение может быть устно-распорядительным или документально фиксируемым.
Период действия. В зависимости от характера решений различен и период их действия. Некоторые решения являются разовыми, однократными, служащими целям выполнения частной задачи в конкретный период времени (например, оперативно-распорядительные решения). И наоборот, ряд решений действуют в течение длительного времени (перспективно-принципиальные, хозяйственно-руководящие, нормативные), т.е. являются длительно действующими.
Способ решения проблемы. В ходе выработки и принятия решения возникают две типичные ситуации: 1) проблема может быть такой же, как и предшествующая, но обстоятельства, обстановка, при которых она возникла, могут быть другими; 2) обстоятельства, обстановка, при которых возникла проблема, те же, но сама проблема изменилась. Соответственно и решение принимается по системе, т.е. по выработанной самим руководителем или разработанной другими схеме операций, системе процедур, которые определяют действия руководителя в ходе оценки обстановки, выработке решения, или по процессу, т.е. на основе большого опыта руководящей работы, когда организатор полностью овладел всеми операциями процесса принятия решения и свободно ориентируется в оценке обстановки, обстоятельств и, хотя проблема изменилась, выполняет свои действия по элементам процесса, которые он хорошо знает.
Подготовка сложных решений. Ряд сложных технических, экономических и других решений носит проблемный характер, требует предварительных исследований, технико-экономических разработок. Таким образом, до принятия проблемных решений проводятся исследования и разработки. Что касается ситуационных решений, то они принимаются в конкретной ситуации на основе уже имеющейся информации, оценки обстановки, анализа факторов и т.д.
Сбалансированность обязанностей и прав – необходимая предпосылка качества управленческих решений. Одной из распространенных ошибок в практике управления является несоответствие служебных обязанностей правам принятия решений у низовых руководителей. Возлагая ответственность за выполнение определенных обязанностей на руководителей нижестоящих ступеней, руководитель вышестоящего уровня должен предоставить им и необходимые полномочия в рамках данной ответственности. Все, кому поручена определенная работа и кто несет ответственность за ее выполнение, должны быть наделены соответствующими полномочиями; формула в данном случае проста: ответственность равна полномочиям. Ответственность не может быть уже полномочий; полномочия не могут быть шире ответственности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5