Рефераты. Менеджмент женского персонала: опыт последнего десятилетия






Менеджмент женского персонала: опыт последнего десятилетия

СОДЕРЖАНИЕ


1. Менеджмент женского персонала: опыт последнего десятилетия

2. Составить должностную инструкцию экономиста планово экономического отдела

Список использованной литературы


1.                                                                                                                               

1. МЕНЕДЖМЕНТ ЖЕНСКОГО ПЕРСОНАЛА: ОПЫТ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ


В последние годы во многих странах численность работающих женщин, их количество в управленческих структурах разных уровней, а также число принимаемых ими решений (в экономике, политике, общественной жизни) возрастает.

Во многих странах женщины являются значительным кадровым потенциалом. Женщины, родившиеся в 50-60-е годы прошлого века, воодушевленные открывшимися перед ними возможностями, ринулись пополнять армию трудящихся. Так, число работающих женщин в США с 1970-го по 2004 год возросло с 30 млн. до 65 млн. В настоящее время они составляют 44,7% рабочей силы. Неуклонно увеличивается доля работающих женщин в численности экономически активного населения Великобритании - с 25% в 1951 г. до 70% в 1980 году. Как свидетельствуют данные демографической статистики, доля работающих женщин в народном хозяйстве России в ближайшие годы также будет иметь тенденцию к увеличению (в 2000 г. в РФ было занято 36,5 млн. женщин - более половины всех занятых в народном хозяйстве работников).

Так, в странах Центральной и Восточной Европы женщины обладают более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% всех обучающихся. По данным исследований, проведенных британским банком «National Westminster», почти треть фирм, учрежденных в Великобритании в конце прошлого века, были основаны женщинами. Более 790 тыс. женщин в стране руководят собственным бизнесом, удачно находят свободные ниши на рынках. Доля женщин на министерских постах и в парламентах за последнее десятилетие удвоилась. В Швеции - стране наиболее прогрессивной в этом отношении - доля женщин в парламенте составляет ныне 42,7%, в Финляндии - 33,5%, в Дании, Норвегии. Нидерландах - 36-37%.

В Великобритании в 2005 г. в правлениях и исполнительными руководителями химических компаний работали 42 женщины (12,5%), появились женщины на посту главного финансового руководителя. По данным 2004 г., в общем числе членов наблюдательных советов 200 крупнейших германских фирм доля женщин составляла 10,4%. В Европе по количеству женщин на руководящих постах в фирмах лидирует Норвегия, где их доля превышает 1/5. По статистике в Южной Корее количество женщин в аппарате управления страны выросло за 20 лет в 6 раз и достигло 7,1% от числа работников, занятых в управлении и организации производства. Вообще, в азиатских странах больше всего женщин на руководящих постах. На Филиппинах в 97 процентах компаний есть женщины в высшем звене. Более 80 процентов компаний Китая, Малайзии, Таиланда, Гонконга и Тайваня также имеют женщин-руководителей.

В России значительная роль женщин в экономике обусловливается, прежде всего, демографическими факторами. Уже на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения в структуре российского общества. В настоящее время женщин в России 78,7 млн., их доля составляет 53%. и она будет, по-видимому, увеличиваться в дальнейшем по ряду причин (в частности, продолжительность жизни женщин почти на 10 лет больше продолжительности жизни мужчин). Кроме того, женщины в России лидируют, с точки зрения образовательного потенциала. По данным Госкомстата РФ, высшее и среднее профессиональное образование имеют 46% работающих женщин и только 34% работающих мужчин. Однако по остальным позициям Россия значительно отстает от развитых стран. Так, в составе директорского корпуса предприятий доля женщин составляет всего 6%. В высшем органе законодательной власти - Государственной Думе - женщины составляют лишь около 10%. В малом бизнесе присутствие женщин в качестве лидеров и менеджеров оценивается примерно на уровне 17%.

В России этап стремительного роста женского предпринимательства еще не наступил, но предпосылки для него складываются. Развитие «женского» бизнеса в стране обусловлено его способностью проникать в узкие сегменты рынка. Именно женщины с их коммуникабельностью, эмоциональной ориентацией на клиента, умением устанавливать доверительные отношения, добиваться результатов путем согласия, а не любой ценой, имеют, особенно в период смены ценностных ориентиров в обществе и перехода к демократическим принципам управления, определенные преимущества перед мужчинами в реализации конкретных задач.

И хотя в России работают более 50% женщин, в Италии - только 50%, в Германии - 55%, в Японии - 57%, во Франции - 60%, аналитики утверждают, что в ближайшие годы доля работающих женщин и женщин-предпринимателей в Европе и Японии возрастет, и это будет способствовать росту их экономики и личного благосостояния работниц.

Экспериментальные исследования, касающиеся различных аспектов проблемы женского труда: психологических, биологических, социальных, этических, медицинских, показали, что женщины, как правило, быстрее адаптируются к производственным условиям и выполняют свои обязанности не хуже мужчин, а в некоторых вопросах социально-бытового плана более компетентны. Для женщин больше, чем для мужчин, важны польза работы и социальные аспекты по сравнению с высокими заработками и легкостью работы.

К примеру, в таких странах, как США, Великобритания. Германия не существует более ограничений в функциональных обязанностях сотрудниц и их карьерном росте.

Система управления, формы и методы использования женского персонала определяются, в первую очередь, национальными особенностями и социально-экономическим положением страны, с учетом физиологии и психологии женщин.

В последние годы в ряде стран апробирована практика неполногo рабочего дня, поддержанная Министерством внутренних дел Великобритании. Здесь к 2005 г. доля частично занятых женщин возросла до 45% (для сравнения: таких мужчин - 4%). Подобная практика снижает текучесть, дает возможность руководству предприятия более рационально и гибко использовать подчиненный женский персонал для выполнения производственных задач.

Привлечение женщин в трудовой коллектив может существенным образом положительно повлиять на изменение мужского поведения и культуры. Однако, как показал опыт, отношения внутри коллектива значительно лучше, если количество женщин («критическая масса») не превышает 20% от всего состава работников.

Наиболее значительной инновацией на финских предприятиях швейной промышленности была введенная в начале 80-х годов по инициативе работниц ротация рабочих мест. Чтобы внести разнообразие в работу, снизить негативное воздействие монотонности труда на конвейере, работницы стали периодически меняться местами, при этом ритм ротации устанавливают сами работницы, так что он может быть разным по производственным участкам.

При поддержке инициативы активом профсоюза большая группа женского персонала прошла переподготовку. В настоящее время ротация охватывает 20 % рабочих мест. За дополнительную квалификацию и совмещение максимального количества специальностей работницам доплачивают. Была пересмотрена шкала зарплаты в пользу тех, кто выполняет больше одной операции в день.

В небольших городах Южного Уэльса (Великобритания) в связи с миграцией молодежи, притоком в сельскую местность пожилых людей, изменением социокультурной среды появилась необходимость развития инфраструктуры и сферы обслуживания населения. С целью вовлечения женщин в трудовой процесс и управления мелкими предприятиями и фирмами в городе Lampeter были созданы курсы обучения. Малообеспеченным выдавали компенсацию на проезд и проживание во время учебы.

В подготовке женщин-менеджеров большую помощь оказали не только местные власти, но и различные европейские фонды социального и регионального развития. Помимо финансовой помощи они помогали в организации выставок, проведении международных конференций, совместных проектов. В обучении акцент был сделан на управление и применение информационных технологий на предприятиях сферы обслуживания. После окончания учебы слушательницы поддерживали связь с центрами обучения, каждые два года присылая обзоры, благодаря чему на курсах анализировали и совершенствовали процесс преподавания.

Развитая инфраструктура, гранты местного правительства, подходящая стоимость предприятий в Уэльсе на фоне высокого уровня безработицы и дешевой рабочей силы привлекли к себе внимание японских бизнесменов. Здесь в 80-е годы было создано 28 японских предприятий, на которых большой процент среди рабочих составляли женщины. Недавнее обследование этих предприятий, опрос их управляющих, анализ технико экономической документации показал, что, несмотря на некоторые разногласия с профсоюзами, японские производственные системы прижились на предприятиях Уэльса.

В их основе лежат методы «kaizеn» (яп.) - непрерывное совершенствование, элементами которого являются качество, работа группами, гибкость и, как следствие, - ноль дефектов и «kanban» (яп.) - контроль материалов, статистический контроль производственных процессов, кружки качества, отслеживание ошибок.

Необычную заботу о женской половине своего коллектива проявил один из крупных банков Южной Кореи.

С помощью известного агентства знакомств он решил заняться устройством личной жизни одиноких сотрудниц и отправить их в путешествие для свидания вслепую. Согласно программе, двадцати одиноким сотрудницам банка в возрасте от 29 до 33 лет агентство знакомств подберет двадцать мужчин. Они встретятся с работницами банка на популярном горном курорте в Северной Корее. Половину стоимости за двухдневную поездку оплатит банк. Организаторы этой акции надеются, что благодаря романтике завязавшихся отношений женщины будут чувствовать себя счастливыми и в офисе.

Банк «Хана» уже два года предлагает своим сотрудникам систему «full life service» (пожизненное обслуживание). Кроме социальных услуг, данная система также включает денежную поддержку работников, которые желают найти свою вторую половину с помощью специальных агентств.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.