Таблица 1 - Основные
показатели развития отрасли за 4 года
Проанализировав основные социально-экономические
и технико-экономические показатели, можно отметить, что в 2002 г. ввод
некоторых основных производственных мощностей по сравнению с 2001г. значительно
упал, это объясняется последствиями финансового кризиса. Однако
социально-экономические показатели развития отрасли показывают, что большинство
организаций связи успешно справились с этими негативными факторами. На конец
2002 г. телефонная плотность превысила показатель 2001 г. на 3,5 %. Рост
доходов отрасли за 2002 г происходил в основном за счет развития средств связи
и в меньшей степени за счет
введения новых тарифов на услуги. Услуг связи оказано на сумму 87,8 млрд. руб.
Рост на 34%. Рентабельность отрасли составила 15,8%.
В условиях обострения финансово-экономической
ситуации в стране электросвязь обеспечила стабильное функционирование средств
связи и продолжение развития и модернизации сетей общего пользования. Объем
отечественных инвестиций за счет всех источников финансирования составил в 2002
г. 131,1 % к 2001г. В 2000 г. инвестиционный климат резко изменился. Индекс
рынка вырос почти на 40 %. Резко повысилась активность инвесторов.
Организации связи в 2002 г. в основном
своевременно и полностью рассчитывались с бюджетом на всех уровнях. Этот год
отрасль закончила с прибылью. Это является предпосылкой улучшения финансового
состояния предприятий, расширения номенклатуры оказываемых услуг, улучшения
показателей социального развития отрасли.
Благодаря реализации системы антикризисных мер, жесточайшей
экономии затрат и сокращению расходов на социальную сферу ввод основных фондов
увеличился по сравнению с 2002 г на 34,8%, наметилась устойчивая тенденция
повышения интереса к сфере телекоммуникаций как отечественных, так и
иностранных инвесторов.
Проблемы конкуренции сотни традиционных
операторов с более чем 4800 альтернативными обостряются с каждым годом. Только
в 2001 г. было выдано 2178 лицензий, а доля альтернативных операторов на рынке
электросвязи увеличилась. Они живут и развиваются в острой конкурентной борьбе
за клиента, не только тарифной, но и в сфере расширении спектра услуг и
повышения их качества, тогда как региональные компании электросвязи лишь сейчас
начинают задумываться над этими проблемами.