Рефераты. Менеджмент качества проектов







Рис. 7. Подготовка к внутренним аудитам


Плановые проверки проводятся по годовому плану, который должен включать:

·                   проверяемые подразделения / процессы;

·                   важные элементы системы качества;

·                   временные интервалы проведения этапов проверки.

Проверка проводится на основе так называемого контрольного перечня вопросов, подлежащих выяснению, ориентировочный состав которого следующий:

»       проверяемое подразделение;

»       аудиторы;

»       сроки / местонахождение;

»       плановый / внеплановый;

»       цель проверки;

»       проверяемые процессы;

»       элементы системы качества;

»       участники проверки;

»       основные моменты проверки;

»       цели подразделения / процесса;

»       нормативные / законодательные требования;

»       положительные результаты внедрения системы;

»       необходимые изменения системы качества.

»       внешние проверки, подразделяющиеся на:

• проверки, проводимые независимой третьей стороной с целью сертификации (так называемого Third-Party-Certification);

• проверки, проводимые заказчиками у поставщиков / подрядчиков, называемые также оценкой второй стороной (так называемые Second-Party-Assesment).

График внешних и внутренних проверок разрабатывается руководителем службы качества и утверждается уполномоченным высшего руководства предприятия по системе качества.

Для того чтобы обеспечить запланированную эффективность системы менеджмента качества, большое внимание в рамках проекта реструктуризации уделяется подготовке кадров. Общую направленность обучающих программ в сфере менеджмента качества можно сформулировать как «повышение качества через предупреждение дефектов».

Основная задача процедур подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров заключается в обеспечении соответствия квалификационного уровня руководителей и специалистов компании требованиям задач, решаемым в области качества. Критериями профессиональной пригодности являются:

·                   степень соответствия работника    требованиям, предъявляемым данным видом профессиональной деятельности. Для этого существует система специальных справочников;

·                   характер личности. Он должен соответствовать характеру работы: понятно, что он различен у научного работника и рабочего на конвейере. Для оценки соответствия вырабатывается система критериев, по которым судят о пригодности работника к данному виду деятельности.

Для подготовки кадров предприятия / компании предусматривают следующие виды обучения:

v    первоначальное профессиональное обучение рабочих, принятых на работу и ранее не имевших профессии;

v    переподготовка рабочих на другую профессию;

v    повышение квалификации рабочих;

v    повышение квалификации руководящих работников и специалистов.

Концепции и программы обучения формируются в зависимости от размера и задач (стратегии) предприятия. Так, крупные предприятия обычно формируют собственную концепцию и программы обучения. При этом проводимые самим предприятием курсы нередко дополняются внешним обучением. Малые и средние предприятия преимущественно используют предложения специализированных учебных заведений по проведению курсов.

Существует ряд учебных и консультационных организаций, предлагающих свои услуги в этой области – как отечественных, так и зарубежных. При решении вопроса, кому отдать предпочтение, следует исходить из цели обучения.

Если предприятие (компания) хочет в конечном итоге не только создать / модернизировать, но и сертифицировать систему менеджмента качества, целесообразно обратиться к организации, непосредственно связанной с сертифицирующей компанией, – обычно ее дочерней фирме. В этом случае появляется уверенность во взаимосоответствии программы учебного центра и требований сертифицирующей компании. Если такая задача не ставится, можно воспользоваться услугами других учебных центров на основе тендера с типичными для таких случаев требованиями к претендентам.

Во всех случаях для проведения занятий привлекаются высококвалифицированные специалисты компании со средним и высшим специальным образованием, преподаватели учебных заведений, специалисты НИИ и сторонние консультанты.

Инструкторы производственного обучения назначаются из числа квалифицированных рабочих, имеющих стаж работы по профессии на менее трех лет и образование не ниже среднего.

Практика разработки и аудитирования систем качества показывает, что для эффективного функционирования системы среднему предприятию целесообразно иметь по крайней мере двух-трех специалистов, прошедших курс инструктора по обучению менеджеров по качеству, и трех специалистов, обученных по курсу аудитора.

 

1.5 Сертификация продукции проекта


Сертификация продукции является обязательным требованием со стороны государства и поэтому представляет собой важнейшую деятельность в рамках управления проектом.

В России в соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг создана государственная система сертификации продукции, которая действует под руководством Госстандарта России как Национального органа по сертификации. Эта система соответствует правилам ISO.

Основанием для сертификации по показателям обеспечения безопасности людей и охраны окружающей среды являются отечественные или зарубежные стандарты.

Продукция сертифицируется на соответствие ГОСТ, ТУ или зарубежным так называемым престандартам. Например, портландцемент ПЦ 400-Д20 имеет 2 сертификата:

·                   RSSG.RU.9002.1.4.0024 – на соответствие ГОСТ 10178–85;

·                   RSSG.RU.9002.1.4.0025 – на соответствие европейскому престандарту ENV197–1 СЕМ П/B-S, класс 32,5.

Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются:

·                   проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции;

·                   предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.

По согласованию с органом по сертификации конкретной продукции могут быть использованы и другие схемы сертификации, принятые в зарубежной и международной практике и рекомендованные ISO.

Работы по подготовке и проведению сертификации включают:

·                   Выбор, доработку при необходимости и принятие нормативно-технических документов на продукцию, в соответствии с которыми будет проводиться сертификация.

·                   Разработку документа (положения) о порядке сертификации данной продукции, устанавливающего, в том числе, схему ее проведения.

·                   Предварительную проверку производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).

·                   Испытания сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).

·                   Выдачу сертификата соответствия и права на использование знака соответствия, а также работы по их признанию, если сертификат выдан другим национальным или международным органом.

·                   Заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными  или международными органами.

·                   Надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и состояния ее производства.

·                   Информацию о результатах сертификации.

Выбор, доработка и принятие нормативно-технических документов, проверка производства сертифицируемой продукции, испытания базируются на действующих в стране:

·                   системе стандартизации и фонде нормативно-технической документации;

·                   системе сертификации систем качества;

·                   системе аккредитации испытательных лабораторий и сети таких лабораторий.

Правила проведения этих работ устанавливаются соответствующими руководящими документами Госстандарта РФ.

Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и признанных Госстандартом РФ.

Расходы по проведению обязательной сертификации оплачивают изготовители или поставщики продукции (при импорте), добровольной – заявители. Оплата проводится по тарифам, утвержденным в установленном порядке, или, при их отсутствии – по договорам.

Организационную структуру государственной системы сертификации образуют:

·                   национальный орган РФ по сертификации (Госстандарт РФ);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.