Рис. 7. Подготовка к внутренним аудитам
Плановые проверки проводятся по годовому плану, который должен включать:
· проверяемые подразделения / процессы;
· важные элементы системы качества;
· временные интервалы проведения этапов проверки.
Проверка проводится на основе так называемого контрольного перечня вопросов, подлежащих выяснению, ориентировочный состав которого следующий:
» проверяемое подразделение;
» аудиторы;
» сроки / местонахождение;
» плановый / внеплановый;
» цель проверки;
» проверяемые процессы;
» элементы системы качества;
» участники проверки;
» основные моменты проверки;
» цели подразделения / процесса;
» нормативные / законодательные требования;
» положительные результаты внедрения системы;
» необходимые изменения системы качества.
» внешние проверки, подразделяющиеся на:
• проверки, проводимые независимой третьей стороной с целью сертификации (так называемого Third-Party-Certification);
• проверки, проводимые заказчиками у поставщиков / подрядчиков, называемые также оценкой второй стороной (так называемые Second-Party-Assesment).
График внешних и внутренних проверок разрабатывается руководителем службы качества и утверждается уполномоченным высшего руководства предприятия по системе качества.
Для того чтобы обеспечить запланированную эффективность системы менеджмента качества, большое внимание в рамках проекта реструктуризации уделяется подготовке кадров. Общую направленность обучающих программ в сфере менеджмента качества можно сформулировать как «повышение качества через предупреждение дефектов».
Основная задача процедур подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров заключается в обеспечении соответствия квалификационного уровня руководителей и специалистов компании требованиям задач, решаемым в области качества. Критериями профессиональной пригодности являются:
· степень соответствия работника требованиям, предъявляемым данным видом профессиональной деятельности. Для этого существует система специальных справочников;
· характер личности. Он должен соответствовать характеру работы: понятно, что он различен у научного работника и рабочего на конвейере. Для оценки соответствия вырабатывается система критериев, по которым судят о пригодности работника к данному виду деятельности.
Для подготовки кадров предприятия / компании предусматривают следующие виды обучения:
v первоначальное профессиональное обучение рабочих, принятых на работу и ранее не имевших профессии;
v переподготовка рабочих на другую профессию;
v повышение квалификации рабочих;
v повышение квалификации руководящих работников и специалистов.
Концепции и программы обучения формируются в зависимости от размера и задач (стратегии) предприятия. Так, крупные предприятия обычно формируют собственную концепцию и программы обучения. При этом проводимые самим предприятием курсы нередко дополняются внешним обучением. Малые и средние предприятия преимущественно используют предложения специализированных учебных заведений по проведению курсов.
Существует ряд учебных и консультационных организаций, предлагающих свои услуги в этой области – как отечественных, так и зарубежных. При решении вопроса, кому отдать предпочтение, следует исходить из цели обучения.
Если предприятие (компания) хочет в конечном итоге не только создать / модернизировать, но и сертифицировать систему менеджмента качества, целесообразно обратиться к организации, непосредственно связанной с сертифицирующей компанией, – обычно ее дочерней фирме. В этом случае появляется уверенность во взаимосоответствии программы учебного центра и требований сертифицирующей компании. Если такая задача не ставится, можно воспользоваться услугами других учебных центров на основе тендера с типичными для таких случаев требованиями к претендентам.
Во всех случаях для проведения занятий привлекаются высококвалифицированные специалисты компании со средним и высшим специальным образованием, преподаватели учебных заведений, специалисты НИИ и сторонние консультанты.
Инструкторы производственного обучения назначаются из числа квалифицированных рабочих, имеющих стаж работы по профессии на менее трех лет и образование не ниже среднего.
Практика разработки и аудитирования систем качества показывает, что для эффективного функционирования системы среднему предприятию целесообразно иметь по крайней мере двух-трех специалистов, прошедших курс инструктора по обучению менеджеров по качеству, и трех специалистов, обученных по курсу аудитора.
Сертификация продукции является обязательным требованием со стороны государства и поэтому представляет собой важнейшую деятельность в рамках управления проектом.
В России в соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг создана государственная система сертификации продукции, которая действует под руководством Госстандарта России как Национального органа по сертификации. Эта система соответствует правилам ISO.
Основанием для сертификации по показателям обеспечения безопасности людей и охраны окружающей среды являются отечественные или зарубежные стандарты.
Продукция сертифицируется на соответствие ГОСТ, ТУ или зарубежным так называемым престандартам. Например, портландцемент ПЦ 400-Д20 имеет 2 сертификата:
· RSSG.RU.9002.1.4.0024 – на соответствие ГОСТ 10178–85;
· RSSG.RU.9002.1.4.0025 – на соответствие европейскому престандарту ENV197–1 СЕМ П/B-S, класс 32,5.
Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются:
· проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции;
· предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.
По согласованию с органом по сертификации конкретной продукции могут быть использованы и другие схемы сертификации, принятые в зарубежной и международной практике и рекомендованные ISO.
Работы по подготовке и проведению сертификации включают:
· Выбор, доработку при необходимости и принятие нормативно-технических документов на продукцию, в соответствии с которыми будет проводиться сертификация.
· Разработку документа (положения) о порядке сертификации данной продукции, устанавливающего, в том числе, схему ее проведения.
· Предварительную проверку производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).
· Испытания сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).
· Выдачу сертификата соответствия и права на использование знака соответствия, а также работы по их признанию, если сертификат выдан другим национальным или международным органом.
· Заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными органами.
· Надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и состояния ее производства.
· Информацию о результатах сертификации.
Выбор, доработка и принятие нормативно-технических документов, проверка производства сертифицируемой продукции, испытания базируются на действующих в стране:
· системе стандартизации и фонде нормативно-технической документации;
· системе сертификации систем качества;
· системе аккредитации испытательных лабораторий и сети таких лабораторий.
Правила проведения этих работ устанавливаются соответствующими руководящими документами Госстандарта РФ.
Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и признанных Госстандартом РФ.
Расходы по проведению обязательной сертификации оплачивают изготовители или поставщики продукции (при импорте), добровольной – заявители. Оплата проводится по тарифам, утвержденным в установленном порядке, или, при их отсутствии – по договорам.
Организационную структуру государственной системы сертификации образуют:
· национальный орган РФ по сертификации (Госстандарт РФ);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10