Рефераты. Корпоративное управление.Методическое пособие






p> Для той части менеджеров/собственников, которые ориентированы на развитие своих компаний в России, проблема стимулов для принятия стандартов цивилизованного корпоративного управления также стоит достаточно остро.
Внутренние инвесторы, во всяком случае в настоящее время, едва ли могут представлять для них значительный интерес. Так, совокупные чистые активы паевых инвестиционных фондов (ПИФов) на 30.06.2000г. составляли лишь 6,11 млрд. рублей (217.8 млн. долларов). Для сравнения: стоимость активов инвестиционного фонда «Пионер», работающего в Польше (который является отнюдь не единственным на польском финансовом рынке) составляла в середине текущего года 0.5 млрд. долларов. Другие российские инвестиционные институты ненамного богаче. Суммарные активы негосударственных пенсионных фондов России в сентябре 2000г. составляли 20 млрд. рублей. Очевидно, что этих средств явно недостаточно для того, чтобы пробудить у менеджеров крупных компаний сильное стремление вносить серьезные изменения в существующие в них принципы корпоративного управления. Аналогична ситуация с российскими банками. Большинство из них до сих пор не оправилось от кризиса и занимает крайне осторожную позицию в отношении кредитования промышленных компаний, и тем более в отношении участия в их акционерном капитале. В целом можно сказать, что кризис августа 1998г. показал необоснованность ожиданий, что банки станут важными, если не главными проводниками цивилизованных корпоративных отношений в промышленных компаниях.

Как известно, в стране имеются довольно значительные денежные средства, представляющие собой сбережения граждан, хранящиеся у них дома
(оценки этих средств варьируются в пределах от 30 до 150 млрд. долларов)..
Привлечение этих средств в финансовые институты, несомненно, значительно расширило бы их инвестиционные возможности и повысило бы заинтересованность промышленных компаний в улучшении своих позиций в конкуренции за эти средства (в том числе и с помощью улучшения системы корпоративного управления). Однако выход этих средств «из кубышек» связан с общим повышением доверия граждан к государству, финансовым институтам, что на наш взгляд, возможно в лучшем случае лишь в среднесрочной перспективе.

Таким образом, для улучшения корпоративного управления в российском деловом сообществе, на наш взгляд, необходим некий внешний толчок, внесение в деловую среду идей и принципов, выработанных в странах с устоявшимися механизмами эффективного корпоративного управления, а также подкрепление таких шагов со стороны регулирующих органов. Именно такого рода шаги были предприняты за последние годы в России. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициировала проведение серии «круглых столов» по корпоративному управлению, проекты по улучшению корпоративного управления в России намерены реализовать Международная финансовая корпорация. Европейский банк реконструкции и развития. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разработан Кодекса корпоративного поведения, содержащий рекомендуемые стандарты корпоративного управления для российских компаний. Однако, очень важно, чтобы эти шаги были подкреплены усилиями самых субъектов корпоративных отношений (менеджеры, инвесторы, различные заинтересованные группы). Поэтому, системные действия по улучшению корпоративного управления должны стать частью обшей стратегии по развитию гражданского общества в России. А для этого необходимо самое активное участие в этой программе представителей всех групп участников корпоративных отношений. В противном случае все ограничится принятием декларации, благих пожеланий, имеющей очень слабое отношение к повседневной практике корпоративного сообщества.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные элементы системы эффективного корпоративного управления?

2. Является ли уровень корпоративного управления показателем, характеризующим состояние инвестиционного процесса в стране?

3. По каким основным компонентам акционерных компаний проводится оценка для определения рейтинга корпоративного управления.

4. Для чего нужны рейтинги корпоративного управления компаниям, акционерам, потенциальным инвесторам.

Тестовое задание по теме.

Ключевыми принципами эффективного корпоративного управления являются:

1. Выплата дивидендов.

2. Честность, прозрачность, ответственность.

3. Ведение учета прав собственности и предоставление информации акционерам из реестра.

Темы докладов и рефератов.1

1. Основные принципы эффективного корпоративного управления.

2. Роль совершенствования корпоративного управления в привлечении инвестиций.

3. Основные элементы системы эффективного корпоративного управления.

4. Значение проведения рейтинга корпоративного управления для акционеров, эмитента и потенциальных инвесторов.

5. Основные нарушения прав инвесторов.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Дэниэл Гарнер, Роберт Оуэн, Роберт Конвей. Привлечение капитала/Пер. с англ.- М.: Джон Уайли энд Санз, 1995.
2. Защита прав инвесторов/Под ред. проф. Яркова В.В. – М.: Финансовый изд. дом «Деловой экспресс», 1998. – 152 с.
3. Иванов Я.Н. Акционерное общество: управление капиталом и дивидендная политика. – М.: Инфра, 1996.
4. Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества/Под ред. М. Хесселя. – М.: Джон Уайли энд Санз,

1996. – 240 с.
5. Кравченко Р. Судебная и внесудебная защита (корпоративное право в

Великобритании)/Журнал для акционеров, 2001. - № 2.
6. Мамай В.И. Акционерные общества. Защита интересов акционера и наемного работника. Практическое пособие. – М.: Контур, 1998. – 80 с.
7. Носов С. Кодекс корпоративного управления (противостояние акционерным дельцам Российские юристы XIX века о корпоративном праве)/Журнал для акционеров, 2000. - № 10.
8. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: практич. пособие/Под ред. Е.П. Губина. – М.: Юрист, 1999.
9. Шеин В., Жуплева А., Володин А. Корпоративный менеджмент: опыт России и

США. – М.: Новости, 2000.
10. Шихвердиев А.П. Роль государственного регулирования рынка ценных бумаг в обеспечении экономической безопасности его субъектов. – М.: ОАО «НПО

«Изд-во «Экономика», 1999. – 319 с.
11. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. - М.: Изд. Центр «Акционер», 2001.- 192 с.
12. Фельдман А. Управление корпоративным капиталом. - М.:, 1999. - 202 с.
13. Шихвердиев А., Епихин А. Инвестор должен быть уверен/Журнал для акционеров, 2001. - № 5.

Тема 5. Сущность и виды корпоративных конфликтов

Отсутствие баланса интересов между субъектами корпоративных отношений может стать причиной корпоративных конфликтов. Практика показывает, что имеется несколько типов конфликтов, способных оказывать негативное влияние на деятельность акционерных компаний.

Во-первых, это конфликты, связанные с действиями управленцев компаний, приводящим к нарушениям прав акционеров. Ключевым моментом в возникновении данных конфликтов являются собственные цели управленцев, идущие вразрез с интересами самой акционерной компании (направленные, например, на вторичный передел собственности). Подобные конфликты возникают чаще всего в условиях распыленности акций общества среди большого количества акционеров
– физических лиц, не обладающих достаточными знаниями своих прав акционеров как субъектов корпоративного управления, что приводит на практике к отсутствию у акционеров реальной возможности осуществлять контроль за деятельностью управленцев компании.

Второй тип конфликтов – это конфликты между владельцами крупных
(контрольных) пакетов акций и миноритарными акционерами. Первые, действуя исключительно в своих интересах, могут принимать решения, о совершении сделок, противоречащих интересам общества (о выводе активов общества), о невыплате дивидендов, о проведении дополнительной эмиссии в целях размывания доли мелких акционеров и т.д.

Корпоративные конфликты приносят обществу и государству непоправимый моральный и экономический ущерб. Уже вошли в ежедневную практику многочисленные судебные разбирательства относительно нарушения процедурных вопросов в ходе проведения собраний акционеров, совершения управленцами компаний противозаконных сделок по выводу активов предприятия, по непредставлению информации акционерам о деятельности компании и др.

В акционерных обществах где одним из субъектов корпоративных отношений является государство наиболее полно представлена вся гамма противоречивых экономических интересов субъектов корпоративных отношений.

По мнению Э.А. Уткина1, существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цели и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликты обычно ассоциируются с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями.

Известный кофликтолог Л. Козер предлагал понимать под конфликтом
«борьбу за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недоступные для всех материальные блага; борьбу в которой целями состоящих в конфликте сторон является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника»2.

Основанием корпоративного конфликта является противоречие между интересами субъектов корпоративных отношений. Субъектами корпоративных конфликтов выступают участники корпоративных отношений. Объектом корпоративного конфликта в основном являются права собственности на акции компании и права, вытекающие из акций.

Полярность интересов участников конфликта, различное отношение их к ценностям и нормам общественной жизни, разнообразие объектов и предметов противоборства приводят к тому, что конфликты могут носить самый разнообразный характер. Исходя из этого, в целях выбора адекватного метода реагирования, диагностики и управления конфликтом отечественные конфликтологи классифицируют их следующим образом.3
. по способу разрешения конфликты делятся на антагонистские и компромиссные;
. в зависимости от природы возникновения выделяют конфликты социальные, организационные, эмоциональные и личностные;
. с учетом направленности воздействия конфликты могут быть вертикальными и горизонтальными;
. по степени выраженности различают открытые и скрытые конфликты;
. в зависимости от количества вовлеченных участников конфликты делятся на внутриличностные, межгрупповые и межличностные.

Регулирование корпоративных конфликтов

Говоря о регулировании конфликтов следует отметить, что важное значение управления конфликтом, особенно корпоративным, предметом которого является право собственности, имеют нормы права.

Как отмечают авторы книги «Конфликтология»1 правовая норма, как и любая социальная норма, имеет несколько каналов воздействия на поведение людей:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.