Рефераты. Конкурентная разведка: особенности ее проведения современными российскими предприятиями






Прежде всего, под понятием «обладатель» информации понимается «лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении нее режим коммерческой тайны».

Минимальный набор условия для отнесения информации к коммерческой тайне закреплен ст. 10 Закона «О коммерческой тайне»:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля над соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

При составлении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, следует принимать во внимание и то, какая именно информация вызывает повышенный интерес со стороны конкурентов. По мнению специалистов, частные компании в наибольшей степени заинтересованы в получении сведений о конкурирующих фирмах по таким вопросам:

1) финансовые отчеты и прогнозы;

2) перспективные планы развития производства;

3) финансовое положение компании;

4) используемые «ноу-хау»;

5) маркетинг и стратегия ценообразования;

6) условия заключаемых сделок (в ряде случаев сам факт заключения);

7) структура системы безопасности;

8) информация о рационализаторском предложении, изобретении и так далее, находящемся на стадии разработки;

9) возможность доступа к информационным ресурсам.

Однако зачастую обязательных мер по защите коммерческой тайны может быть недостаточно. Поэтому законодатель предусмотрел возможность заранее согласовать перечень охранных мер и включить в договор те из них, на которых настаивает обладатель информации. По смыслу закона можно предположить только одно ограничение на их количественный и качественный состав: обладатель коммерческой тайны может потребовать от контрагента исполнения мер по защите информации только в том объеме, в каком он сам их обеспечил. И это понятно – нет никакого смысла принимать повышенные меры безопасности в одном месте, если интересующие сведения злоумышленник легко может получить в другом.

Очень часто приходится сталкиваться с такой практикой: коммерческая компания целенаправленно и скрупулезно собирает сведения о фирме-конкуренте (или партнере по бизнесу). Специалисты относят такой сбор информации о конкурентах и других субъектах предпринимательской деятельности к обычному маркетингу и выделяют следующие основные направления, по которым производится сбор информации:

1) информация о рынке (цена, условия договоров, скидки, доля на рынке и тенденции ее изменения, рыночная политика и планы, численность и расстановка торговых агентов и так далее);

2) информация о производстве продукции (номенклатура изделий, оценка качества и эффективности, технология и оборудование, уровень издержек и так далее);

3) информация об организационных особенностях и финансах (выявление лиц, принимающих ключевые решения, и их философии, главных проблем, программ проведения научно-исследовательских работ и т.д.).

Собранная таким образом информация с помощью системного анализа позволяет получить полное представление о наиболее уязвимых местах другой компании, что значительно укрепляет собственные позиции в конкурентной борьбе. Однако методы сбора информации могут быть признаны противозаконными только в том случае, если обладатель коммерческой тайны сможет доказать не только то, что эта информация отвечала всем установленным законом критериям охраноспособности, но и что конкретное лицо получило доступ к ней, используя незаконные способы (то есть фактически необходимо доказать наличие обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 4 Закона «О коммерческой тайне»). Если правообладатель не сможет доказать эти обстоятельства, он не может рассчитывать на правовую защиту и возмещение понесенных убытков. Как показывает практика, при отсутствии прямых свидетельств использования оппонентом неправомерных способов получения коммерческой тайны практически невозможно доказать, что конкурент скопировал ваши ресурсы, а не получил информацию самостоятельно («независимое открытие»). Закон «О коммерческой тайне» не расшифровывает понятия «неправомерные способы получения коммерческой тайны».

Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности закрепляют неправомерные способы получения коммерческой тайны:

Собирание информации, составляющей коммерческую тайну, посредством похищения документов, подкупа или угроз, дачи взятки, введения в заблуждение, нарушения или подстрекательства.

·                    Нарушение обязательств о соблюдении режима коммерческой тайны и иные незаконные способы на передачи коммерческой тайны третьим лицам без согласия ее обладателя.

Информация, которая создается или собирается компанией, является ее интеллектуальной собственностью. Кроме того, компания может иметь дело и с информацией партнеров и клиентов.

Если информация является внутренней разработкой, сделанной работниками компании в ходе проведения различных исследований, чтобы избежать возможных осложнений в дальнейшем и снять все вопросы относительно законности ее получения, необходимо соответствующим образом фиксировать весь ход работ (например, в специальном журнале лабораторных работ). Целесообразно осуществлять видеозапись проводимых экспериментов и соответствующих комментариев разработчиков.

Учитывая важность создания информационной среды Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.

В Стратегии закреплена цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

·                    развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

·                    партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

·                    свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

Для реализации стратегии к 2015 году закреплены контрольные значения достижения следующих показателей:

·                    место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества – в числе двадцати ведущих стран мира;

·                    уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий – 100%;

·                    доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации – 100%;

·                    доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота – 70%;

Изменение законодательства (последнего периода, реформы с 1996 г.) направлено на развитие информационности общества об экономической среде, с тем, чтобы каждый субъект имел возможность реализовать свои возможности в получении прибыли при совместной деятельности с контрагентом. Свободно предоставляется информация по таким наиболее важным вопросам как права недвижимое имущество, и вопросам хозяйствующих субъектов.

Информация, которая в соответствии с законом не относится к коммерческой тайне, уточняется положениями специальных законов о предоставлении информации об юридических лицах и о правах на недвижимое имущество.

Конкурентная разведка получает информацию из открытых источников, поскольку работа с оперативными источниками ограничена правовыми нормами. Для подразделения конкурентной разведки с целью изучения предпринимательской среды имеет большое значение информация о закреплении недвижимого имущества в качестве показателя прибыли хозяйствующего субъекта, а также дохода сотрудника компании.

В Российской Федерации все недвижимое имущество закреплено в реестре прав на недвижимое имущество, который ведется Управлением Юстиции, которое по заявлению заинтересованного лица предоставляет информацию о правах физических, юридических лиц на недвижимое имущество (земля, здания, сооружения и т.п.). Сведения, составляющие данные реестра включают:

1.     кадастровый (или условный) номер объекта недвижимости;

2.     наименование объекта недвижимости;

3.     назначение объекта недвижимости;

4.     площадь объекта недвижимости;

5.     адрес (местоположение) объекта недвижимости;

6.     данные о правообладателе;

7.     вид зарегистрированного права;

8.     зарегистрированные ограничения (обременения) права, в том числе дата и номер их государственной регистрации, сроки на которые они установлены, а также данные о лицах, в пользу которых они установлены;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.