Рефераты. Китайские церемонии






·                   Подходите к переговорам и всему бизнесу с китайцами с точки зрения долговременной стратегии. Некоторые послабления китайцам в каких-то отдельных моментах могут обернуться значительными выгодами в долгосрочной перспективе.

·                   Шутки. Если вы хотите рассказать анекдот или просто пошутить, опробуйте это сначала на вашем китайском переводчике или на знакомом китайце. Юмор ситуаций китайцами не воспринимается. Если вы действительно хотите развеселить китайцев, выучите несколько китайских пословиц: ваше произношение само по себе расшевелит китайцев. Вызовут восхищение и ваши усилия в овладении языком. Если вы не уверены в значении тех или иных китайских слов, лучше не применяйте их. Например, вы можете в шутку сравнить кого-то с обезьяной, но сравнить китайца с собакой – это оскорбление.

 

3.7 Меры безопасности


Если бизнесмен является продавцом или покупателем товаров военного или двойного назначения, то он наверняка столкнется со вниманием к себе со стороны китайских специальных служб. Китайцы будут стараться получить как можно больше информации, во-первых, о его планах, во-вторых, о его полномочиях, в третьих, о его личных данных. Цель, преследуемая при этом, – получить максимально возможную выгоду от сделки.

Китайские спецслужбы крайне неохотно идут на применение технических средств, хотя во многих случаях нельзя быть абсолютно гарантированным от этого. Следует при этом учесть, что проживание в гостинице, находящейся в совместной (китайско-американской, китайско-японской) собственности, а тем более в 100-процентном владении иностранной фирмой, дает гораздо больше шансов на то, что китайцы не решатся даже в случае крайней необходимости применять подслушивающие устройства. Это не гарантирует, однако, того, что младший обслуживающий персонал отеля (почти всегда – китайский) не проявит повышенного интереса к содержимому деловых бумаг или к файлам портативного компьютера российского предпринимателя. Риск резко возрастает, если он останавливается в ведомственных «домах приема», госдачах, санаториях или в стопроцентно китайской гостинице. Шансы быть поселенным в «плюсовой» номер весьма и весьма велики.

Применение различных устройств противодействия техническим средствам, как то сканеры и т.п., крайне нежелательно: китайцы могут обратить такие действия против того, кто их применяет в 99,9% случаев, даже если он найдет в своей комнате дюжину «жуков». В целом считается, что технические методы съема коммерческой информации используются только на самом высоком уровне или при проведении каких-либо операций по дезинформации или вербовке. Уровень технической оснащенности китайцев в этой сфере стал в последнее время довольно высок. Однако даже самому изощренному способу можно противопоставить элементарные приемы: «не говорить», «не делать», всегда держать включенным телевизор или радио, тщательно уничтожать все записи на бумагах, не оставлять документы и компьютер без присмотра. В последнем случае – если все-таки возникают ситуации, когда необходимо оставить компьютер в номере, – рекомендуется или всю критическую информацию сбрасывать на дискету и брать её с собой, или использовать программы типа PGP-disk для создания виртуальных криптомодулей (шифропрограмм, открытых для гражданского использования).

Еще одна особенность китайской психологии – «делать все до конца». На практике бизнесмен может столкнуться с этим, когда после подписания контракта, или даже уже после перечисления денег позволит себе расслабиться где-нибудь вне зоны досягаемости (как ему кажется) своих партнеров: на пограничной станции, в купе поезда, в машине по дороге в аэропорт. Бывали случаи, когда критическую информацию снимали с людей на трапе самолета.

Китай считается страной с одним из самых низких уровней преступности по отношению к иностранцам. Однако не стоит обольщаться на этот счет: даже в самой классной гостинице у бизнесмена могут прямо из-под носа увести дорогой фотоаппарат, не говоря уже о карманных кражах. Но это то, что есть, наверное, в любой стране и что больше зависит от его личной осторожности и внимательности.

Больше всего стоит опасаться в Китае и в общении с китайцами «неосторожного обращения с людьми». Чрезмерное доверие, чрезмерная фамильярность, чрезмерная наглость или чрезмерная грубость могут послужить причиной очень и очень печальных последствий.[8]

Основное правило ведения бизнеса с китайцами – не наживайте себе врагов! Китайцы злопамятны и мстительны. При этом они к тому же еще и настолько импульсивны в своих поступках, что стать жертвой китайской несдержанности в Китае – проще простого.[9]

Основное правило для избегания «крайних мер» по отношению к себе со стороны китайцев – не делать так, чтобы китаец чувствовал себя «потерявшим лицо». Понятие «потерять лицо» многогранно, и о нем очень много любят говорить иностранцы – почти как о японском «харакири». Но на практике надо помнить только об одном: унижая, оскорбляя, обманывая китайца (вольно или невольно, с последующим чувством раскаяния или без него), старайтесь сделать так, чтобы об этом знало как можно меньше китайцев, кроме него самого. «Потеря лица» – явление социальное! И обман (хитрость) или оскорбление для китайца сами по себе не являются чем-то страшным. Даже наоборот: обман – это показатель ума, а оскорбление, – показатель внутренней силы! Но если об этом знает или, не дай бог, это видело еще несколько китайцев, а тем более близких и уважаемых этим китайцем, это уже «потеря лица», утрата авторитета в глазах окружающих.

Тут уж недалеко и до публичного или кулуарного объявления вам вендетты. А уж за техникой исполнения такой вендетты у китайцев дело не станет! Это может быть и вытащенная на божий свет забытая вами долговая расписка пятилетней давности, и сделанные во времена «дружбы» фотографии или видеозаписи бурных веселий, и даже нанятый за пару десятков тысяч юаней «палач» из далекого города – как последний аргумент. Китайцы крайне неразборчивы в средствах и методах решения коммерческих споров. Особенно когда речь идет о крупных суммах.[10]

 

 


Заключение


Подведем выводы о проделанной работе. При общении с китайцами, самое важное – избегать ситуаций, при которых вы можете поставить в неловкое положение китайца в присутствии его соотечественников. Критические замечания высказываются только с глазу на глаз. Допускается также воспользоваться услугами третьего лица, особенно если замечания адресованы человеку с высоким социальным статусом. При этом посредника нужно выбирать очень тщательно. Он должен быть лицом, во-первых, незаинтересованным и, во-вторых, уважаемым китайской стороной. Если вы хотите высказать критические замечания в письменном виде, лучше сделать на своем послании пометку «конфиденциально», чтобы письмо не попало в руки секретаря. Ни в коем случае не подрывайте авторитет китайского руководителя в глазах его подчиненных!

Как можно быстрее реагируйте на деловые письма, запросы, предложения и приглашения. Между прочим, одна из основных претензий китайских бизнесменов к европейским и американским партнерам – медленное рассмотрение вопросов. Даже если вы не готовы сразу же дать ответ на запрос, немедленно сообщите, что вы приняли его к рассмотрению. Известный американский бизнесмен Артур Ридли, специализировавшийся на крупных международных контрактах, признавался, что, работая с китайцами, он дополнительно нанимал по крайней мере двух менеджеров: специалиста по китайскому деловому этикету и «ускорителя» деловой переписки.

Китайцы правдами и неправдами стремятся к тому, чтобы партнер первым открыл свои карты, то есть высказал собственную точку зрения, сделал предложение, назвал цену и т.д. Сами китайцы обычно высказываются только к концу переговоров, когда полностью оценят реальные позиции противоположной стороны. В деловом общении с китайцами очень часто кажется, что переговоры зашли в тупик, но именно в этот момент они вносят более реальные предложения, соглашаются на какие-то уступки и предлагают компромиссные решения. С жителями Поднебесной трудно разговаривать, но, если договор достигнут, вы можете быть уверены, что они ни на йоту не отступят от своих обязательств.

Ни в коем случае не пропускайте официальные и протокольные мероприятия. На банкеты и приемы принято приносить подарки, бутылка вина, например, или корзинка с фруктами будут всегда уместны. Если вы приглашены в китайский дом, придите немного раньше. Уходить полагается вскоре после окончания ужина. Во время ужина следует попробовать все блюда. От подарка или дополнительной порции еды вначале надо вежливо отказаться, при этом дарящий или угощающий, в соответствии с тем же ритуалом, должен проявить некоторую настойчивость. Подарок принимают обеими руками.

По европейскому обычаю подарки распаковывают сразу же, что совершенно противоречит китайскому этикету, предполагающему, что подарки рассматриваются после ухода дарящих. Если вы только что познакомились с китайцем, следует называть его по фамилии. Традиционная деловая одежда – консервативный темно-синий или серый костюм, строгий неяркий галстук, белая рубашка, черные ботинки. Представители восточных наций не позволяют себе во время деловых переговоров снимать пиджак или ослаблять галстук. Согласно китайскому этикету, бокал держат в правой руке, но при этом поддерживают ее левой. Почетный гость первым пробует блюдо и первым встает из-за стола. По словам того же Артура Ридли, «дойти до переговоров с китайцами практически невозможно, на переговорной стадии работать с ними совершенно невыносимо, но после подписания контракта их деловая щепетильность, четкость и честность делает китайцев одними из лучших в мире деловых партнеров».[11]


Литература


1.       Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. Москва, издательский дом «Муравей», 2004 г. – 287 стр.;

2.       Баженова Е.С., Островский А.В. Население Китая. Москва, издательство «Мысль», 1991 г. – 237 стр.;

3.       Ганшин Г.А. Экономическая реформа в Китае: эволюция и реальные плоды. Москва, издательство «Восточная литература», 2005 г. – 207 стр.;

4.       Кравцова М.Е. История культуры Китая. Учебное пособие для вузов. Санкт-Петербург, издательство «Лань», 2004 г. – 415 стр.;

5.       Куликов В.С. Китайцы о себе. Москва, издательство «Политиздат», 1989 г., – 256 стр.;

6.       Ларин В.Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия. Владивосток, издательство «Дальнаука», 1998 г. – 283 стр.;

7.       Ма Гуйу. Ищем партнера: Представляем китайские предприятия (справочник) Москва, издательство «РАН», 1994 г. – 97 стр.;

8.       Насветова Т.И. Ведение переговоров с китайскими бизнесменами. «Эксперт» №2, июнь 2004 г.;

9.       Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. Москва, издательство «Буква», 2005 г. – 318 стр.;

10.  Титаренко М.Л. Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. Москва, издательство «Восточная литература», 1996 г. – 434 стр.;

11.  Титаренко М.Л. Китай: цивилизация и реформы. Москва, издательство «Республика», 2003 г. – 256 стр.


[1] Титаренко М.Л. Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. Москва,  издательство «Восточная литература», 1996г. – стр.252

[2] Титаренко М.Л. Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. Москва,  издательство «Восточная литература», 1996г. – стр154

[3] Насветова Т.И. Ведение переговоров с китайскими бизнесменами. «Эксперт» №2, июнь 2004г.

[4] Насветова Т.И. Ведение переговоров с китайскими бизнесменами. «Эксперт» №2, июнь 2004г..

[5]  Там же

[6] Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. Москва, издательский дом «Муравей», 2004г. –  стр.148

[7] Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. Москва, издательский дом «Муравей», 2004г. – стр.155

[8] Насветова Т.И. Ведение переговоров с китайскими бизнесменами. «Эксперт» №2, июнь 2004г

[9] Там же

[10] Насветова Т.И. Ведение переговоров с китайскими бизнесменами. «Эксперт» №2, июнь 2004г

[11] Насветова Т.И. Ведение переговоров с китайскими бизнесменами. «Эксперт» №2, июнь 2004г


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.