Рефераты. Исследование эффективности системы менеджмента качества ООО "Нефтегазинжиниринг"






Большинство организаций не учитывает затраты на качество, поскольку они не включены в общую бухгалтерскую отчетность, предоставляющую информацию о прибыли и убытках. Однако затраты на качество могут существенно влиять на величину прибыли предприятий. Если организация не проводит систематический анализ затрат на качество, то ей крайне сложно своевременно определить причины возникновения таких затрат, а также управлять ими или добиться их снижения.

При проведении анализа и оценивания затрат необходимо:

-    выявить и оценить размеры необходимых инвестиций в обеспечение (гарантирование) и улучшение качества;

-    обеспечить требуемый уровень качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство;

-    выявить взаимосвязи затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;

-    определить критические «узкие» места в производственно-хозяйственной деятельности, требующие принятия мер по ее совершенствованию.

Как показывает зарубежный опыт, затраты на качество могут быть существенными. По результатам анализа, проведенного компанией «Бритиш Аэроспейс» в 2006 году, затраты на качество составили 11 % от стоимости продукции. Из них 22 % затрат были направлены на предотвращение, 30 % - на оценку и 48 % - на ликвидацию несоответствий.

Исследования, проведенные в 2005 году в Великобритании, показали, что затраты на качество могут достигать 10-20 % от общего оборота. В то же время только около 40 % компаний фиксируют информацию о затратах на качество. Большая часть затрат на качество (примерно 80 %) связана с устранением брака и проведением контроля.

Значительный объем затрат на ликвидацию брака свидетельствует также о наличии косвенных убытков, возникающих из-за неудовлетворенности потребителей, следствием чего является снижение спроса на продукцию, выпускаемую предприятием. Подобная ситуация приводит к потерям в бизнесе, причем величину таких потерь трудно измерить в финансовом эквиваленте.

Анализ и оценка затрат на качество дает возможность предприятию управлять затратами и оценить влияние функционирования СМК на результаты деятельности.

По данным строительных фирм Финляндии, применение СМК, разработанных в соответствии с требованиями стандарта ИСО серии 9000, обеспечивает снижение себестоимости строительной продукции до 20 % [31].

Оценка затрат на качество позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в рамках СМК, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, провести всесторонний анализ затрат на качество. Организация учета, анализа и оценки затрат па качество необходима для управления:

-    изменением затрат на качество;

-    инвестициями в улучшение качества;

-    обеспечением качества изготовления продукции и совершенствованием технологии производства;

-    развитием производства;

-    разработкой и выпуском новой продукции;

-    обеспечением интересов поставщика и потребителя.

Анализ затрат на качество - неотъемлемая часть экономической стратегии предприятия в области качества. Анализ должен базироваться на определении взаимосвязи и взаимовлияния качества продукции и экономических показателей деятельности организации.

Оценка затрат на качество проводится в организации для получения экономической информации при принятии руководством решений в области качества. Оценка осуществляется по различным критериям в зависимости от целей организации в области качества или от характера информации, которая необходима для принятия экономически обоснованных решений.

Затраты на обеспечение качества продукции предприятия подразделяются на три группы: Зп - на предупреждающие действия; Зк - на оценку качества продукции (контроль и подтверждение); Зд - на устранение дефектов (отказов). Затраты на предупреждающие действия (Зп) связаны с разработкой и внедрением мероприятий по предотвращению выпуска дефектной продукции и улучшения ее качества. Затраты на оценку качества продукции (3к) связаны с испытаниями, контролем и исследованиями с целью оценки выполнения требований к качеству продукции в процессе производства. Затраты на устранение дефектов (Зд) включают ликвидацию внутренних и внешних отказов. Расходы на устранение внутренних отказов вытекают из неспособности продукции выполнить требования к качеству перед поставкой и включают затраты на разработку, переделку, повторные испытания, утилизацию. Расходы на устранение внешних отказов вытекают из неспособности продукции выполнить требования к качеству после поставки и включают затраты, связанные с возвратом, возмещением ущерба и юридической ответственностью.

Затраты связанные с предупредительными мерами и оценкой качества продукции, считаются инвестицией, а затраты, связанные с отказами считаются потерей. Состав затрат на предупреждающие действия имеет следующий вид (формула 7):


Зп = Зт + Зу + Зс,                                                                          (7)


где    Зт - затраты на предотвращение дефектов;

Зу - затрат на улучшение качества;

Зс - затраты на содержание службы качества.

Издержки на оценку качества связаны с определением соответствия продукции предприятия установленным требованиям. Сюда входят затраты:

-    на входной контроль сырья, материалов, комплектующих;

-    на контроль и испытания в процессе производства;

-    на окончательный (приемочный) контроль и испытания готовой продукции;

-    на закупку и техническое обслуживание испытательного и контрольного оборудования.

Кроме этого, к издержкам на оценку качества продукции относятся затраты на содержание лаборатории и инспекторов по качеству продукции.

Затраты на контроль и оценку качества продукции определяем по формуле 8:


Зк = Зр + Зл,                                                                                  (8)


где    Зр — затраты на проведение контроля и оценку,

Зл - затраты на закупку необходимого оборудования.

Издержки на устранение дефектов (отказов) — это затраты, связанные с производством бракованной продукции. К ним относятся затраты на устранение внутренних и внешних дефектов в процессе производства и в готовой продукции; переработку, переделку; замену поставленной потребителю несоответствующей продукции. К этой группе также отнесена оплата рабочего времени, затраченного инженерами по организации производства и инженерами-технологами на обследование дефектной продукции и последующую модификацию технологических процессов.

Затраты на устранение дефектов можно рассчитать по формуле 9:


Зд = Зв + Зн + Зм                                                                           (9)


где 3в – затраты на ликвидацию внутренних дефектов,

Зн – затраты на исправление готовой продукции,

Зм – затраты на оплату работы ИТР.

Производство дефектной продукции может привести к снижению цен в результате рекламаций и к потере репутации и будущих заказов из-за неудовлетворенности потребителя и неблагоприятного общественного мнения.

Деятельность предприятий по изучению и анализу затрат на качество призвана обосновать действия организации в области качества и способствовать выбору лучших вариантов действий.

Опыт работы в этом направлении отечественных и зарубежных предприятий и организаций позволяет выделить несколько основных подходов к оценке и анализу затрат на качество. Выбор того или иного подхода зависит от целей, стоящих перед руководством предприятия: необходимо четко представлять, какая информация должна быть получена в результате анализа, и оценить возможность ее получения при применении выбранного подхода.

Общие затраты на качество определяем по формуле 10:


Зо = 3п + 3к + 3д                                                                            (10)


Если провести анализ количественного соотношения трех составляющих в общем объеме затрат, то можно увидеть, что до внедрения СМК затраты на ликвидацию дефектов намного превышают остальные группы и составляют 65-75 % от общих затрат. Как известно, эти непроизводительные издержки являются причиной финансовых потерь, которые несет предприятие. На предупреждающие действия и контроль приходится 25-35 % от суммарных затрат.

В условиях функционирования СМК происходит перераспределение мест: снижаются затраты на ликвидацию брака и, соответственно, возрастают затраты на предупреждение и контроль, при этом суммарные затраты уменьшаются на 18-20%.

Одним из критериев с помощью которого предлагается оценивать эффективность СМК, может служить процентное соотношение затрат на ликвидацию дефектов и общих затрат Кi которое определяется по формуле 11:


Ki = 3д / 3о * 100%                                                                         (11)


Чем меньше значение Кi тем ниже процент дефектной продукции, тем эффективнее функционирует СМК.

Как показывает многолетний опыт работы финских строительных фирм в условиях действующей СМК, минимальное значение, которое может принимать коэффициент Кi равняется 10-15 %.

Ki никогда не может быть равным нулю, так как сказывается действие человеческого фактора - невозможно предусмотреть все ошибки, которые может допустить исполнитель в силу различных субъективных причин.

В качестве основного критерия оценки эффективности СМК по методу определения затрат предлагается отношение общей выручки от реализованной продукции (Во) к общим затратам на качество.

Обозначим этот критерий Ко, он равняется (формула 12):


Ко = Во / 3о                                                                                   (12)


Чем выше значение Ко, тем большая сумма выручки приходится на один рубль затрат по качеству. Все исходные данные по производимым затратам можно получить из записей, которые осуществляются в рамках действующей СМК в соответствии с разработанными документированными процедурами. Провести оценку эффективности СМК по методу определения затрат возможно на любом этапе анализа.

В состав затрат на предупреждающие действия входят затраты на улучшение качества продукции. Однако необходимо помнить, что высокое качество продукции, как правило, невозможно получить без дополнительных затрат. Издержки на обеспечение качества могут возрастать с повышением качества продукции, поэтому показатели уровня качества и принятие мер по его улучшению планируются на основе анализа состояния рынка цен, которые покупатели согласны заплатить, и определения количества продукции, которое может быть реализовано по более высокой цене.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.