Рефераты. Государственное управление социально-экономическим развитием региона






p>активизации производства, проведению экономических реформ,социальной защите населения, решению экологических проблем.Для этого Программой неотложных мер по выходу экономики из кризиса, разработанной в сентябре 1994 года, предусматривалось восстановить вертикальную подчиненность экономических органов управления (Министерств

экономики- Комитеты по экономике и рыночным отношениям облисполкомов и
Минского горисполкома - экономические структуры горрайисполкомов).В связи с этим в сентябре 1994 года в Минске состоялось совещание председателей областных, городских и районных Советов депутатов, на котором обсуждался вопрос " Реформа системы государст-

венного управления и роль местных органов власти в преодолении кризиса". В докладе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и выступлениях участников совещания рассматривался важный вопрос

о совершенствовании системы государственного и местного управления, которая должна обеспечивать как жесткую вертикальную централизацию, так и самостоятельность на местах. Были поставлены задачи найти оптимальное сочетание взаимодействия государственного управления

территориями и местного самоуправления, создать такую систему управ ления от центральных до местных исполнительно-распорядительных орга нов, которая была бы способна обеспечивать решение множества сложнейших задач переходного периода.

Основные направлениями социально-экономического развития Республики
Беларусь на 1996-2000 годы определена главная цель региональной политики - рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения труда для создания благоприятных условий жизни населения во всех регионах страны. Для её достижения необходимо:

- максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона;

- сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов;

- удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах;

- преодолеть отрицательные последствия радиоактивного загрязнения в

Гомельской и Могилевской областях, отдельных районах других областей.

В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики являются:

- формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры;

- обеспечение экологической безопасности проживания населения;

- социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы;

- формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.;

- ускорение приватизации объектов коммунальной собственности.

Региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий.

1.2. Формы и методы управления социально-экономического развития города

Государственное регулирование развития регионов осуществляется исходя из законодательных и нормативно-правовых актов. В основе регулирования лежит, прежде всего. Закон о местном самоуправлении и

местном хозяйстве, в котором отражены основные положения территориаль ного управления.

При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся на территории региона,используются как административные, так и экономические методы. Ранее взаимоотношения территориальных органов управления с предприятиями носили, как правило, административный характер.Они строились на применении неэкономичных мер привлечения предприятий к участию в решении региональных проблем, с

одной стороны, и практически бесплатном использовании региональных ресурсов- с другой стороны. Такое территориальное управление в условиях перехода к рынку становится неприемлемым. Взаимосвязь интересов местных органов и действующих на их территории предприятий,организаций и учреждений в условиях рыночной экономики должна обеспечи- ваться, прежде всего, экономическими методами, строиться на взаимовыгодной договорной основе.
Однако роль государства и его органов

управления будет неодинакова в зависимости от типов предприятий, форм собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с административным подчинением министерствам и ведомствам и местным органам власти.

Предприятия же, основанные на коллективной и частной формах собствен нести,административно не подчинены министерствам и ведомствам. Их деятельность регулируется действующим законодательством и экономическими методами.

Прямое регулирование территориального развития осуществляется с помощью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной системы, квот, нормативов, а также регулирования цен, финансирования через специальные фонды развития и местный бюджет. Особенно важное значение для приоритетного развития тех или иных регионов, производственной и социальной инфраструктуры, достижения необходимых структурных изменений, развития научно-технического потенциала имеют государственные капитальные вложения.
При этом

основной^ормой прямого участия государства в регулировании развития регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета.
Государство может использовать и другие формы прямого инвестиционного участия в формировании новой территориальной

структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов, ориентация должна быть на использование средств предприятий и населения.

В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного регулирования территориального развития с помощью финансово-кредитной и налоговой политики, амортизационной политики, а также через внебюджетные фонды. При этом преобладающей формой должно

быть финансовое и налоговое регулирование. Необходимость функционирования регионов в условиях рынка на принципах самоуправления и самофинансирования предъявляет особые требования к организации их финансовой деятельности, стабилизации финансового положения в регионах.

Важным регулятором территориального развития являются местные бюджеты.
Порядок составления и исполнения местных бюджетов, их взаимоотношения с республиканским бюджетом определены законодательством Республики Беларусь и исходит из четкого разграниче-

ния доходов и расходов республиканских и местных бюджетов.
В последнее время отмечается тенденция роста доходов местных бюджетов и соответственно, повышения возможностей в финансировании развития регионов.
Значительно расширены права местных органов власти в использовании финансовых ресурсов, по формированию основных статей доходной и расходной части бюджета. Местные Советы депутатов самостоятельно определяют перечень доходных источников

и структуру расходов местных бюджетов, включая порядок образования резервных и иных фондов. В распоряжении местных бюджетов полностью остаются дополнительно полученные доходы или экономия в расходах,

а также свободные остатки средств на конец года.

Основная задача налоговой политики на 2000 год-повышение эффективности действующей налоговой системы посредством недопущения роста налоговой нагрузки и обеспечения достаточных и стабильных поступлений в бюджет.

Конкретные предложения по совершенствованию налоговой системы в 2000 году нашли свое отражение в Законе Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь ".В частности, сохраняется пониженная ставка налога на прибыль в размере 25 процентов, а также закрепление применявшегося в 1998-1999 годах порядка предоставления льготы по налогу на прибыль в части сумм, направленных на финансирование капвложений производственного назначения и жилищного строительства.

С 01.01.2000 года изменен порядок налогообложения отдельных видов деятельности в связи с переходом на зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость.

Вводится существенное упрощение порядка взимания ряда отчислений и сборов в местные целевые бюджетные фонды.

Так, перечисления в целевой фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия., целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, а также сбор на содержание детских дошкольных учреждений будут осуществляться по единой ставке 2,5 процента выручки от реализации продукции.

В 2000 году предоставлено право местным Советам увеличивать
(уменьшать) ставки, пред оставлять индивидуальные льготы, устанавливать и изменять сроки уплаты налога на недвижимость, земельного налога, налога за пользование, природными ресурсами (экологического налога), а также предоставлять индивидуальные льготы по уплате подоходного налога о физических лиц и госпошлины, подлежащей зачислению в городской бюджет.

Доходная часть бюджета сформирована с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2000 год, а также предполагаемых изменений налогового законодательства.

Из общей суммы консолидированных доходов 40271,7 млн. руб. в бюджет города поступит 15233,5 млн. руб. или 37,8 % против 35,3 % в 1999 году с учетом взаимных расчетов. Доходы городского бюджета по сравнению с прошлым годом увеличены в 2,1 раза.

Основными источниками доходов городского бюджета продолжают оставаться следующие налоги: налог на добавленную стоимость-28,2 % от общей суммы доходов, под сходный налог с граждан-23,4 %, налог на прибыль и доходы-13,3
%, акцизы-10,1 %.

Сумма подоходного налога определена в размере 3558,3 млн.руб. или
23,4 % объема бюджета против 19,1 % в 1993 году. Отчисления в городской бюджет от суммы контингента установлены в размере 60 % (1999 год-50 % ).

Средний процент изъятия подоходного налога по отношению к облагаемому фонду оплаты труда принят на 2000 года в размере 10,2 процента.

Прямые налоги на доходы и прибыль с юридических лиц на 2000 год прогнозируется в сумме 2019,9 млн. руб., в том числе: налог на Прибыль-
19670 млн. руб. .фиксированная сумма налога на Прибыль-14,5 млн.руб7,налог на доходы-38,4 млн.руб.

Снижение удельного веса налога на прибыль о юридических лиц в общем объеме доходов о 17,6 % до 13,2 % объясняется изменением процента отчислений от суммы контингента. На 2000 год отчисления установлены в размере 27 % против 41 % в 1999 году.

Поступления налога на добавленную стоимость определены в сумме 4302,6 млн.руб. ,что составляет 28,2 % объема бюджета. Увеличение поступлений НДС по сравнению с прошлым годом в 5 раэ связано с увеличением процента отчислений о 20,4 % в 1999 году до 41 % в 2000 году.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.