Рефераты. Государственная служба занятости






Год

Численность безработных, тыс. человек


получившие услуги с ориентацией на обучение :

направлены на обучение

2001

373.1

320,8

2002

381.3

347,2

2003

337,1

317,2

2004

400,7

362,8

2005

2006

404,8

368,1

2006

345.9

318,0

2007

296.0

270,6

2008

269.8

261,5


Чтобы получить основное представление о профессиональной учебе безработных по линии государственной службы занятости, начнем с самых общих показателей, свидетельствующих о том, когда, сколько и где проходили это обучение (см. приложение 1).

Судя по данным, приведенным в приложении 1, в профессиональном обучении как формы помощи в трудоустройстве безработных служба занятости не только в первую очередь, но и в целом выступает главным образом как организатор обучения. Ведь доля в обучении ее собственных учебных центров все эти годы не достигала и 20%, причем по контингенту рабочих профессий она была слегка (около 2 п. п.) ниже, а по специальностям – немного (в пределах 5-7 п. п.) выше.

Посмотрим как выглядит само обучение. В таблице 3.5 представлена таблица, характеризующая основные формы обучения.

Как следует из данных таблицы 3.5, по своим масштабам в рабочих профессиях постоянно выделялись профессиональная подготовка и переподготовка, а по специальностям – профессиональная переподготовка и повышение квалификации.


Таблица 3.5

Формы профессионального обучения безработных[24]

Год

По рабочим профессиям

Общая численность закончивших обучение, тыс. человек

из них по формам обучения, в % от обшей численности

получили профподготовку

прошли переподготовку

освоили вторые (смежные) профессии

повысили квалификацию

2004

269,8

46

36,5

7,9

9,6

2005

263

47,8

35,8

6,4

10

2006

230,6

50,8

34,3

5,6

9,4

2007

221,6

51,4

33,6

5,2

9,8

2008

189,4

52,2

37,8

-

10

Год

По специальностям


Общая численность закончивших обучение, тыс. человек

из них по формам обучения, в % от обшей численности


прошли профподготовку

повысили квалификацию

прошли стажировку (как самостоятельный вид обучения)


2004

91,3

58,5

34,1

7,4


2005

96,4

56,6

35,5

7,9


2006

84

57,9

32,8

9,3


2007

72

57,1

32,8

10,1


2008

61,2

60

40

-



Какова эффективность обучения?

К сожалению, в отчетах службы занятости, нет каких-либо данных о том, сколько из окончивших обучение в том же году трудоустроены и тем более, в какой мере это трудоустройство связано с конкретным профилем обучения. Поэтому для оценки эффективности обучения пришлось ограничиться сравнением общего уровня регистрируемой безработицы по состоянию на конец соответствующего года и уровня, рассчитанного нами для закончивших профессиональное обучение (см. таблицу 3.6).


Таблица 3.6

Уровень регистрируемой безработицы (в процентах)

Год

По всем состоявшим на учете безработным1

По закончившим обучение2



в целом

по рабочим профессиям

по специальностям

2000

1,5

1,5



2001

1,7

2,3



2002

1,9

2,3



2003

2,4

1,9

1,4

3,5

20О4

2,8

1,6

1,2

2.9

2005

2,7

1,2

0,9

2,1

2006

2,5

1,2

0,9

1,8

2007

2,2

1,3

1,2

1.8

2008

2,0




Январь –октябрь 2009 г.

2,7




1Расчет по отношению к численности экономически активного населения трудоспособного возраста.

2Отношение численности признанных в этом году безработными из числа закончивших в нем профессиональное обучение по направлению службы занятости к общему их числу.


Согласно приведенным данным, начиная с 2003 г. можно выделить два момента. Во-первых, по закончившим обучение уровень безработицы заметно ниже общего ее уровня. Во-вторых, среди обучавшихся по специальностям этот уровень оказался в 2,5-1,5 раза выше, чем по рабочим профессиям. Очевидно, это отражает специфику современного состояния рынка труда в той его части, которая охватывался службой занятости.


Заключение


На основании проведенного курсового исследования можно сделать ряд следующих выводов.

Во-первых, в истории развития государственной службы можно выделить 3 этапа развития. Первый этап (с 1991 до середины 1995 г.) – период бурного развития ГСЗ. Реальная перспектива массовой безработицы и отсутствие специализированной государственной структуры обусловили повышенное внимание власти к созданию новых институтов рынка труда. Принимается Закон о занятости населения, учреждается внебюджетный Государственный фонд занятости, выстраивается вертикаль федеральной службы, регулирующей процессы в сфере занятости в масштабах страны, ее региональных и районных органов.

Второй этап (с середины 1995 до 2001 г.) – самый противоречивый в развитии ГСЗ. С одной стороны, этот период отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы; с другой – ГСЗ реально приходилось работать в условиях жестких финансовых ограничений вследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся ГФЗ, прекращения помощи международных финансовых институтов, сокращения поступлений из региональных бюджетов. Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленный ею потенциал – обесцениваться.

Нынешний этап (с 2001 г.) характеризуется кардинальным изменением финансирования как самой ГСЗ, так и всей системы защиты от безработицы.

Во-вторых, современная Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Совместно с различными министерствами, общественными фондами, работодателями служба организует и реализует проекты по содействию гражданам в поиске подходящей работы, проводит курсы переобучения, повышения квалификации и т.д. Функционирование деятельности службы финансируется за счет бюджетов различных уровней.

В-третьих, как мы определили, нет методики оценки эффективности деятельности государственной службы. Об ее эффективности можно судить по косвенным показателям: уровень безработицы, число зарегистрированных безработных, число обученных и т.д. В профессиональном обучении как формы помощи в трудоустройстве безработных служба занятости не только в первую очередь, но и в целом выступает главным образом как организатор обучения.


Список использованной литературы


1.           Положение о Федеральной службе по труду и занятости: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559).

2.           Боровина В.С. Занятость населения. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

3.           Бородин Ю. Как рассчитать экономическую эффективность трудоустройства // Человек и труд, 2005. – №7. – С.39-40.

4.           Дубова О. Роль службы занятости в самоопределении молодежи // Человек и руд, 2007. – №1. – С.37-39.

5.           Остапенко Ю.М. Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.

6.           Попов А.Д. Государственная служба занятости как помощник в трудоустройстве: 2001-2008 годы // Вопросы статистики, 2009. – №2. – С.38-43.

7.           Филатова А.В. Административные регламенты исполнения федеральной службы по труду и занятости государственной функции по контролю надзору // Трудовое право, 2008. – №7. – С.19-22.

8.           Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм или ренессанс // Человек и труд, 2002. – №12. – С.26-35.

9.           Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2004. – №3. – С.38-54.

10.       Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru

11.       Федеральная служба по труду и занятости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2004. – №3. – С.48.

[2]Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм // Человек и труд, 2002. – №12. – С.28.

[3] Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм // Человек и труд, 2002. – №12. – С.31.

[4]Боровина В.С. Занятость населения. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – С.127.

[5] Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2004. – №3. – С.49.

[6] Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм // Человек и труд, 2002. – №12. – С.32.

[7] Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2004. – №3. – С.51-52.

[8]Бородин Ю. Как рассчитать экономическую эффективность трудоустройства // Человек и труд, 2005. – №7. – С.39.

[9] Бородин Ю. Как рассчитать экономическую эффективность трудоустройства // Человек и труд, 2005. – №7. – С.39.

[10] Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2004. – №3. – С.53.

[11] Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2004. – №3. – С.53.

[12]Положение о Федеральной службе по труду и занятости: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324

[13] Остапенко Ю.М. Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.60.

[14]Федеральная служба по труду и занятости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Остапенко Ю.М. Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.61

[16]Филатова А.В. Административные регламенты исполнения федеральной службы по труду и занятости государственной функции по контролю надзору // Трудовое право, 2008. – №7. – С.20.

[17] Остапенко Ю.М. Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.62.

[18]Остапенко Ю.М. Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.62

[19] Федеральная служба по труду и занятости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20]Попов А.Д. Государственная служба занятости как помощник в трудоустройстве: 2001-2008 годы // Вопросы статистики, 2009. – №2. – С.38.

[21] Попов А.Д. Государственная служба занятости как помощник в трудоустройстве: 2001-2008 годы // Вопросы статистики, 2009. – №2. – С.39.

[22] Попов А.Д. Государственная служба занятости как помощник в трудоустройстве: 2001-2008 годы // Вопросы статистики, 2009. – №2. – С.39-40.

[23] Попов А.Д. Государственная служба занятости как помощник в трудоустройстве: 2001-2008 годы // Вопросы статистики, 2009. – №2. – С.40.

[24] Попов А.Д. Государственная служба занятости как помощник в трудоустройстве: 2001-2008 годы // Вопросы статистики, 2009. – №2. – С.41.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.