Рефераты. Генезис социальной ответственности бизнеса и ее становление






2.5 Экологизацию бизнеса


Этим принципом признается необходимость направленности бизнеса на сохранение природной среды и отношение к окружающей среде как к важнейшей категории общечеловеческих ценностей, а также поддержки мер по экологической безопасности производства, экономному потреблению природных ресурсов и утилизации отходов.

2.6 Участие в развитии местных общин


Соблюдение принципов корпоративного гражданства и понимание того, что компании и их работники являются неотъемлемой частью общества. Поддержка в доступных для компаний формах усилий органов власти и общественных инициатив в сфере экономического, социального и культурного развития территорий, на которых размещены предприятия, укрепление демократических основ общества, защита гражданских прав и свобод, права частной собственности. Участие в решении общественно значимых проблем на региональном и общенациональном уровнях.


2.7 Транспарентность в деятельности компаний


Это достигается через доверие стейкхолдеров, которое формируется благодаря открытости и прозрачности в деятельности компаний, интегрированное™ этических принципов корпоративной деятельности бизнеса в процессы принятия решений.

2.8 Интеграция в блоки


Основоположные социальные принципы в равной мере должны применяться к деятельности любой компании или организации независимо от формы собственности, масштабов и профиля деятельности, территории размещения. Логичным результатом принятия этических принципов корпоративной деятельности бизнеса должны стать разработка и введение стандартов глобальной корпоративной социальной ответственности. Они могут, по нашему мнению, интегрироваться в следующие блоки:

социально-трудовые отношения, демографическое состояние и развитие рынка труда;

развитие бизнесовой среды и внутреннего потребительского рынка;

уровень жизни населения и инвестиции в человеческое развитие;

состояние социальной инфраструктуры и уровень развития образования и здравоохранения населения;

состояние окружающей среды и экологизация общественного развития. Исходя из последних мировых тенденций развития экономики глобальная концепция устойчивого развития, на наш взгляд, является несколько неадаптированной к реалиям сегодняшнего дня. Мы предлагаем для дискуссии идею эволюционных ценностей. Человечество под эгидой одного из глобальных институтов (например, ООН) должно спрогнозировать и разработать набор глобальных стандартов жизнедеятельности для каждой части общественного измерения. Одним из направлений в этом процессе могла бы быть разработка предложенных стандартов глобальной социальной ответственности.

При этом нам близки утверждения В.И. Вернадского о биологической роли человека и человечества в переходе биосферы в ноосферу.


3. Мировые модели корпоративной социальной ответственности


В современном мире сложилось несколько моделей корпоративной социальной ответственности. Наиболее распространенными из них в данное время являются формы моделей, принятых в США, континентальной Европе и Великобритании.

Главная особенность американской модели заключается в том, что она инициируется самими компаниями, предполагает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада. В то же время эта модель законодательно поощряет социальные инвестиции в выгодные для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты при минимальном государственном регулировании.

Модель корпоративной социальной ответственности в континентальной Европе является своеобразной системой государственного регулирования с помощью норм, стандартов и законов соответствующих государств. При этом европейские корпорации более ограничены в вопросах своей ответственности перед обществом.

Британская модель сочетает в себе элементы американской и континентальной модели. Общей с континентальной моделью является активная поддержка бизнеса со стороны государства, особенно характерная для хорошо разработанной государственной системы социального обеспечения и здравоохранения. Вместе с тем в этой модели присутствуют и американские элементы.

Формирование украинской национальной модели социальной ответственности бизнеса, которая бы отвечала современным условиям, находится в зачаточном состоянии. Надлежащее внимание стало уделяться этой проблеме в работах отечественных ученых только в последние 2-3 года, а поэтому аналитических исследований не хватает. В отличие от американской и европейской моделей и в определенной степени из-за оставшихся элементов командной системы, унаследованной с советских времен, в Украине роль государства в формировании и развитии социальной миссии бизнеса довольно высока. Однако главная отличительная национальная черта состоит в том, что на региональном и государственном уровнях социальный вклад в основном сводится к принудительному участию бизнеса в реализации разнообразных социальных и культурных программ, которые частично являются источниками коррупции. Хотя существует также много социальных инициатив самих предпринимателей, однако довольно часто они имеют характер социального альтруизма и активизируются в период избирательных кампаний. Следовательно, можно констатировать, что по источникам регулирования, практике формирования и развития украинский вариант социальной ответственности является симбиозом элементов британской модели (добровольная инициация бизнесом) и континентальной схемы (желание предприятий получать от государства четкие поведенческие рамки).

Продекларированные в Украине масштабные экономические реформы с учетом процессов глобализации ставят на повестку дня новые вопросы гармонизации отношений между государством, обществом и бизнесом.

По нашему мнению, в современных условиях очень важно осознание, что бизнес существует для того, чтобы удовлетворять потребности всех стейкхолдеров. Только при этих обстоятельствах можно рассчитывать на долгосрочную прибыль для акционеров и устойчивое развитие страны и общества в целом.

Институт социально ответственного бизнеса, характерный для большинства стран с устойчивой экономикой, базирующейся на рыночных ценностях, с давними демографическими традициями, развитым гражданским обществом, для нашей страны пока что является новацией. В последние несколько лет публичная дискуссия на эту тему обычно поднимает вопросы только функционирования бизнеса. Вероятно, это объясняется тем, что бизнес до настоящего времени неадекватно воспринимается населением, а государство, в свою очередь, не может эффективно и в полной мере финансировать социальные потребности. Более того, свою часть ответственности перед обществом государство, персонифицированное во властных институтах, выполняет не всегда хорошо. Однако и масштабы украинского бизнеса еще не достигли той величины, которая обеспечивает получение доходов в достаточном объеме.

Происходит трудный переход от советской патерналистской модели социальной политики крупных предприятий и организаций через дикий капитализм первоначального накопления капитала к более цивилизованным отношениям.

В нашем государстве в связи с начальной стадией формирования социальной миссии бизнеса существует непонимание целостной концепции, апробированных практик и их полезности. Как и раньше, социальная ответственность остается ориентированной на ближайший круг стейкхолдеров - государство, собственников и персонал (и организации, его представляющие). Более широкий круг заинтересованных сторон (местные сообщества, территориальные общины, регионы, поставщики, потребители) практически устранены из указанного процесса.

Это происходит по большей части из-за того, что в Украине основными движущими силами процессов внедрения корпоративной социальной ответственности является пока что незначительное количество крупных компаний, которые, проводя первичное публичное размещение акций на международных фондовых биржах, вынуждены принимать условия потенциальных акционеров, повышая таким образом стоимость своих акций. Эти действия на данном этапе в основном бессистемны и малопрофессиональны.

Результаты недавнего исследования ООН бизнесовой среды показали, что в Украине в определенной степени знакомы с социальной миссией бизнеса. По результатам исследования этой влиятельной мировой организации реализуются инициативы Глобального договора, к которому присоединились уже почти 100 компаний и организаций Украины. Среди них существует разное видение своей роли. Однако наиболее прагматичная форма осуществления корпоративной социальной ответственности для нынешнего этапа развития нашей страны - социальные инвестиции. Анализ последних тенденций участия украинского бизнеса в жизни общества показывает начало перехода от традиций хаотичной благотворительности к социальному инвестированию. Например, такие мощные компании, как "ІСД", "УГМК", "Мотор Січ", внесли многомиллионные средства на возрождение историко-культурного наследия Украины, особенно гетманских времен, "Интерпайп" - финансирует мощные культурологические проекты, "Rochen" и "Артериям" - системно работают в области здравоохранения, "СКМ" - в многовекторном направлении. К этому все больше склоняется малый и средний бизнес.

В области социальных инвестиций в Украине наблюдаются проблемы перекрестного содержания. Прежде всего, в связи с институциональным несовершенством государство не формирует эффективные правовые и социальные основы, а также приоритеты в сфере социального развития. С другой стороны, субъекты предпринимательской деятельности вынуждены исправлять ошибки государства и путем социальных инвестиций частично подменять его функции.

Исходя из существующих национальных реалий мы предлагаем перейти от перенимания бизнесом расположенности к отдельным сторонам социального развития руководства государства, должностных лиц, политиков, особенно в сфере духовности, к формированию правовых начал социального инвестирования и меценатства. Именно на основе соответствующего Закона Украины общество получит от бизнеса цивилизованную и эффективную социальную поддержу, а бизнес - общественное признание и правовую защиту.


Выводы и рекомендации


Мы предлагаем такую типологию социальных инвестиций в Украине на уровне государства и регионов.

1. Бюджетные социальные инвестиции - как общегосударственного, так и регионального содержания. Они направляются на реализацию государственных и региональных негативных социальных процессов, явлений, а также на развитие объектов социальной сферы.

2. Персонифицированные социальные инвестиции бизнеса в развитие человеческого капитала (вложения в образовательные проекты, медицину, в частности в профилактику наркомании, СПИДа и т.д.).

3. Солидарные начала поддержки властью и бизнесом региональных социальных проектов. Власть должна побуждать бизнес к его солидарному участию в реализации разнообразных социально значимых проектов регионального уровня.

4. Социальная поддержка бизнесом отдельных отраслей социальной сферы на началах меценатства. Чаще всего это связывается со сферами культуры, искусства, спорта, особенно футбола.

5. Систематическая поддержка со стороны малого бизнеса социально уязвимых групп населения и отдельных социальных объектов по месту их расположения. Это, как правило, граждане преклонного возраста, инвалиды, многодетные семьи, беспризорные дети и др., а также помещения и учреждения, в которых они находятся.

6. Социальные проекты с участием международных организаций. Они направляются, как правило, на активизацию привлечения общественности к определению объектов инвестиций и на планетарное движение к их последовательной реализации. На наш взгляд, это будут проекты в сферах здравоохранения и экологии.

7. Благотворительная деятельность бизнеса и общества в случае стихийного бедствия, техногенных катастроф, при восстановлении национальных святынь и т.д.

Становление корпоративной социальной ответственности национального бизнеса требует соответствующей информационной поддержки.

По нашему мнению, адаптируя в Украине глобальную концепцию социальной ответственности бизнеса, необходимо уже сейчас:

разработать на основе этических принципов социальной ответственности бизнеса национальные ориентиры для внедрения их на мезо - и макроуровнях;

концептуально определиться с параметрами социальной ответственности, которая бы охватывала все уровни договорного регулирования социально-трудовых отношений;

разработать критерии для оценки вклада социально ответственных компаний и ввести их в публичное рейтинговое ранжирование;

внедрить действенные мотивационные механизмы для социального инвестирования, особенно в части общественного признания и формирования положительного имиджа компаний;

ввести социальную отчетность для всех хозяйствующих субъектов с целью изучения реального состояния дел в государстве.

Другие направления этой деятельности должны появиться как результат научной и профессиональной дискуссии.

Предложенная концепция и пути ее трансформации в социально-экономическое пространство Украины позволят обеспечить привлекательность экономической деятельности, улучшить имиджевые позиции отечественного бизнеса, в особенности на фоне глобального финансового кризиса, а также усилить взаимодействие субъектов предпринимательства с обществом, качественно изменить стандарты жизни граждан.


Использованы источники


1.                 Благов Ю. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности. "Вестник Санкт-Петербургского Университета". Серия 8, выпуск 2, 2006, с.3-24.

2.                 Воwen Н. R. Social Responsibilities of the Businessman. N. Y., Harper & Row, 1953.

3.                 Carroll A. B. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct. Business and Society № 38 (3), 1999, p.268-295.

4.                 Windsor D. The Future of Corporate Social Responsibility. "The International Journal of Organizational Analysis" Vol.9, № 3, 2001, p.225-256.

5.                 Marrewijk M. Van. Concepts and Definitions of CSR and Corporate Sustainability: between Agency and Communion. "Journal of Business Ethics" Vol.44, № 2-3, 2003, p.95-105.

6.                 Steurer R., Langer M., Konrad A., Martinnuzzi A. Corporations, Stakeholders and Sustainable Development: A Theoretical Exploration of Business-Society Relations. "Journal of Business Ethics" Vol.61, № 3, 2005, p.263-281.

7.                 Carroll А.В. Three Pyramids of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders. "Business and Horizons" Vol.34, №4, 1991, p.39-48.

8.                 http://www.globalcompact.org.ua/ua/how2join/participants? page=5.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.