Рефераты. Генезис социальной ответственности бизнеса и ее становление






 

1.1 Права человека


Коммерческие структуры должны поддерживать и уважать международно признанные права человека, а также не быть связанными с нарушениями прав человека.


1.2 Стандарты труда


Предприятия должны признавать право работников на создание ассоциаций и ведение коллективных переговоров, а также придерживаться таких принципов:

отмена всех форм принудительного труда;

реальной ликвидации детского труда;

отмена всех форм дискриминации в сфере занятости и профессиональной квалификации.

1.3 Экология


Представители бизнеса должны:

осуществлять превентивные меры с целью избежания экологических проблем;

осуществлять шаги по более ответственному отношению к проблемам окружающей среды;

содействовать развитию и распространению технологий, ведущих к уменьшению отрицательного влияния на окружающую среду.

1.4 Противодействие коррумпированности


Представители бизнеса должны противодействовать коррупции во всех существующих формах, включая взяточничество и вымогательство.

Современные глобальные корпоративные структуры, интегрируя свою деятельность, проникают на рынки практических всех стран с разным уровнем развития с целью максимизировать свои прибыли независимо от последствий. Из-за отсутствия сформулированных требований общества удачно приспосабливаясь к реально существующим условиям в разных странах, транснациональные компании применяют двойные стандарты относительно социальной ответственности.

Мы предлагаем для научной дискуссии дефиницию "планетарной (глобальной) социальной ответственности". Это представляется как добровольная реализация субъектами хозяйствования мировых стандартов в сфере социальной ответственности, разработанных с учетом экономических интересов корпоративных структур, планетарных ценностей и приоритетов человечества.

Планетарная (глобальная) социальная ответственность по аналогии с предложенной А. Керроллом корпоративной социальной ответственностью8 является многоуровневой ответственностью (см. рис 1).

Базовой функцией является экономическая ответственность, позволяющая удовлетворять потребности, по нашему мнению, не только потенциальных потребителей, но и в целом стейкхолдеров (наемных работников, акционеров, органов власти, покупателей) как внешних, так и внутренних. Стейкхолдеры заинтересованы в динамичном развитии экономической ответственности компании, поскольку одни из них в этом случае получают более высокие заработки и лучшие условия труда, другие - дивиденды или (и) более высокое квотирование акций, дополнительные бюджетные поступления, ресурсы и услуги от благотворительной и филантропической деятельности. Экономическая составляющая ответственности со стороны корпораций не обязательно должна быть ориентирована на получение прибыли в краткосрочном периоде, но, влияя на формирование всего спектра факторов и контактеров, она может формировать будущий (в долгосрочном периоде) экономический эффект.


Рис.1. Уровни планетарной концепции социальной ответственности

1.5 Правовая ответственность


Правовая ответственность должна быть нацелена на четкое соблюдением правового поля той территории, на рынках которой действует компания. Не менее важен аспект этой деятельности - добровольное способствование совершенствованию правовых сторон экономической деятельности и отказ от изменения правового поля лишь в собственных интересах. Она включает также четкое соблюдение правовых норм и договорных обязательств социального характера перед стейкхолдерами, общественными объединениями наемных работников, работодателей, потребителей и благотворительных организаций.

1.6. Планетарная (глобальная) ответственность


Планетарная ответственность предполагает добровольное соблюдение мировых стандартов социальной ответственности. Общеизвестно, что упрощенная оценка существующих в глобальном мире реалий обусловливает целый ряд не только экономических преимуществ, получаемых развитыми странами через расположенные на их территории штаб-квартиры материнских транснациональных компаний и других глобальных интегрированных корпоративных структур. Имея в своем распоряжении огромные ресурсы, эти субъекты достигают наиболее эффективных форм деятельности и получают дополнительную добавленную стоимость в процессе использования всех видов ресурсов и монополизации рынков. При этом самую большую прибыль дает невыделенная ресурсная рента. Такая деятельность глобальных структур не всегда социально ответственна.

Учитывая угрозы цивилизации, существует неотложная необходимость разработать под эгидой ООН и имплементировать в правовое поле планетарные стандарты социальной ответственности, которые бы поэтапно смягчали существующие угрозы глобального мира, особенно в части экологического равновесия и возрастающей поляризации стран по отдельным критериям жизненного уровня. Одним из механизмов выравнивания социального ландшафта может стать ресурсная (включая также интеллектуальную) планетарная рента. Мы понимаем определенный максимализм такого подхода и надеемся вызвать вокруг него научную дискуссию.

1.7 Экологическая ответственность


Экологическая ответственность нацелена на формирование таких стандартов социальной ответственности, которые бы сочетали гармоничное соотношение требований потребителей и общества с рациональным использованием природных ресурсов и конкурентными способами хозяйственной деятельности, эффективное управление охраной окружающей среды и здоровья населения с выпуском экологически безопасной продукции и т.д.


1.8 Культурно-этическая ответственность


Культурно-этическая ответственность требует от предпринимательской деятельности не только соблюдения на соответствующей территории культурных и этических традиций, но и отказа от действий, которые противоречат существующим нормам морали (лоббирование экономических интересов коррупционными методами, использование двойных стандартов к наемным работникам или другим стейкхолдерам независимо от сферы деятельности или страны и т.д.). Другой формой этой ответственности могло бы стать пропагандирование собственной деятельностью и практическим воплощением философии компании общечеловеческих культурно-этических норм формирования соответствующей потребительской культуры.

Культурно-этические стандарты следует применять на стадии подготовки к принятию управленческих решений. Они должны определять минимально допустимую границу этического поведения бизнеса, реализовывать таким образом решения, чтобы сделать невозможными моральные и культурно-этические конфликты.

Авторы не разделяют точку зрения относительно возможности применения отдельных специфических норм локальных сообществ (не зависимо от существующих культурно-этических норм) на ранних стадиях развития бизнес-структур. Здесь должны срабатывать минимально допустимые культурно-этические нормы ответственности как отражение глобальных тенденций общественного договора. Важно, чтобы в основе этого процесса были заложены планетарные этические принципы корпоративной деятельности бизнеса. Этапом развития данного процесса может быть добровольное принятие организациями работодателей и глобальными корпоративными структурами этических принципов ведения бизнеса, своеобразного кодекса поведения бизнесовых структур с безусловным учетом тенденций потребительской культуры.


1.9 Филантропическая ответственность


Филантропическая ответственность должна быть направлена на поддержку и развитие общества и его отдельных маржинальных групп через добровольное участие в реализации социальных программ, в том числе путем социальных инвестиций. Уровень филантропической ответственности зависит от сформированных ожиданий общества, внешних и внутренних стейкхолдеров, финансового состояния компаний, существующих этических норм социальной ответственности, прагматической составляющей ведения бизнеса и др.

Предложенная концепция планетарной корпоративной социальной ответственности, показанная на рисунке 2, базируется на необходимости кардинального влияния мирового сообщества на глобализационные планетарные вызовы. Цель концепции - преодоление существующей асимметрий среди стран в социальной, экономической и экологической сферах с активным участием субъектов глобальной экономики, формирование планетарного сознания субъектов хозяйствования и стейкхолдеров.


Рис.2. Концепция планетарной корпоративной социальной ответственности


2. Этические принципы корпоративной деятельности бизнеса


В рамках концепции необходимы разработка и принятие этических принципов корпоративной деятельности бизнеса. На наш взгляд, эти принципы должны гарантировать удовлетворение следующих требований.

2.1 Экономическую и финансовую устойчивость


Предполагаются свобода экономической деятельности, возможность проявления индивидуальности, долгосрочного развития и высоких финансовых результатов каждой компании, честная конкуренция, рост занятости и социальная комфортность для населения или территории и т.д.

2.2 Соблюдение прав акционеров, в том числе и миноритарных


Этим принципом декларируется необходимость преодоления противоречий между менеджментом и акционерами, привлечение последних к корпоративному управлению.

2.3 Высокое качество продукции и партнерские взаимоотношения с потребителями


Смысл хозяйственной деятельности заключается в постоянном и качественном удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей на рынке товаров и услуг, соблюдении принципов справедливого ценообразования, добросовестной рекламы, этических норм ведения бизнеса, а также в производстве только качественных и безопасных для здоровья потребителей товаров и услуг.


2.4 Гармонию взаимоотношений с работниками


Признание наемных работников самым весомым приобретением компании, а безопасность их труда, прав и свобод - ключевыми приоритетами бизнеса. При этом необходимо обеспечивать безусловное признание трудовых прав работников, включая право на достойное вознаграждение, предотвращение любых форм дискриминации и принудительного труда, раскрытие профессиональных способностей человека, создание условий для их профессионального и карьерного роста.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.