Рефераты. Экспертиза профессии "социальный педагог" в образовательном учреждении (в школе)







В. Коррекция списка ПВК

В результате первичной апробации:

ü  в список добавлены ПВК:

- Эмпатия – субъективная характеристика (указали 4 эксперта).

Экспертами указывались следующие варианты: умение слушать и слышать, умение сопереживать, умение ставить себя на место клиента и т.п.

- Высокая мотивация оказания помощи – субъективная характеристика, мотивация и ценности (указали 3 эксперта).

Высказывание одного из экспертов: «Можно услышать человека, понять его проблему, но этого недостаточно. Нужно, чтобы было желание ему помочь».

- Социальная адаптированность - субъективная характеристика (указали все эксперты).

Под данным ПВК понимается социальное благополучие СП (отсутствие проблем в общении, в установлении социальных связей, отсутствие социальных девиаций и т.п.).

- Готовность к постоянному профессиональному развитию - субъективная характеристика (указали все эксперты).

Готовность к изменениям в теории и практике социально-педагогической деятельности, готовность прослеживать изменения в законодательстве. Учет меняющейся социальной ситуации. Готовность ко всему новому.

Данное ПВК нельзя назвать абсолютно специфичным для данной профессии, однако эксперты настояли на его включении в общий список.

- Владение профессиональной этикой – объективная характеристика, знания и умения (указали 3 эксперта).

Это ПВК так же неспецифично, но особенно важно в профессиональной деятельности, связанной с людьми, затрагивающей их отношения.

ü  из списка удалены ПВК:

- Знание теории и истории социальной педагогики.

Указывается, что достаточно общих знаний в педагогике, психологии, социологии.

- Умение организовывать подопечных для выполнения конкретных задач.

Отмечается, что данная функция практически не присутствует в деятельности школьного социального педагога.

- Владение методами планирования профессиональной и исследовательской деятельности.

- Умение рационально распределять свое рабочее время.

Эти ПВК не являются специфичными для данной профессиональной деятельности, они должны присутствовать в любом труде (в той или иной степени).

-Умение передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта.

Указывается на необязательность данной функции в деятельности СП. К тому же отмечается, что большинство клиентов просто не готово принимать такого рода знания и опыт.

Произведено изменения списка ПВК с учётом мнения экспертов.

3.                Экспертная оценка эталонной модели ПВК

Полученный после первичной апробации список ПВК был предоставлен экспертам. Им было предложено проранжировать имеющиеся в списке ПВК по степени их значимости в профессиональной деятельности СП (см. Приложение 6).


Табл.4 Экспертная оценка основных составляющих (блоков) профессиональной деятельности социального педагога.

Блок ПВК

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

Итоговая сумма

Итоговый ранг

Наличие базовых профессиональных знаний

1

2

3

3

3

12

3

Освоенные конкретные профессиональные умения

2

1

2

2

1

8

1

Личностные и индивидуальные особенности самого социального педагога

3

3

1

1

2

10

2


Табл. 5 Экспертная оценка блока ПВК «Базовые знания».

Профессионально важное качество

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

Итоговая сумма

Итоговый ранг

1

Наличие базовых знаний в педагогике, психологии, социологии, физиологии.

1

1

1

1

1

5

1

2

Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности.

2

2

2

2

2

10

2

3

Знание основ методики, методов, технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения.

3

4

4

3

4

18

4

4

Знание способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям и т.д.

4

3

3

4

3

17

3


Табл. 6.Экспертная оценка блока ПВК «Профессиональные умения».

Профессионально важное качество

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

Итоговая сумма

Итоговый ранг

5

Владение профессиональной этикой

7

3

2

3

1

16

2

6

Умение осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами.

1

5

3

6

4

19

4

7

Умение воздействовать на людей, убеждать их и побуждать.

2

2

1

2

8

15

1

8

Владение методами социально-педагогической диагностики и поддержки.

4

1

6

1

6

18

3

9

Умение анализировать конкретные жизненные ситуации.

3

4

8

5

3

23

5

10

Умение проектировать конечный результат социально-педагогической деятельности.

6

6

5

7

5

29

7

11

Умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности.

5

7

4

4

7

27

6

12

Умение использовать средства педагогической техники (речь, голос, жесты), излагать материал доступно и образно.

8

8

7

8

2

33

8


Табл.7 Экспертная оценка блока ПВК «Личностные и индивидуальные особенности».

Профессионально важное качество

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

Итоговая сумма

Итоговый ранг

13

Гуманитарная направленность личности (интерес к человеку как к объекту деятельности).

1

1

2

2

2

8

1

14

Социально-педагогическая деятельность – один из личностных смыслов педагога (наряду с другими, не менее важными).

9

5

8

1

4

27

4

15

Высокая мотивация оказания помощи – субъективная характеристика, мотивация и ценности

2

3

3

3

3

14

2

16

Готовность к постоянному профессиональному развитию

16

12

9

14

10

61

14,5

17

Морально-нравственная устойчивость.

10

2

1

4

1

18

3

18

Справедливость и принципиальность.

3

7

14

9

17

50

9,5

19

Эмпатия

4

17

17

15

8

61

14,5

20

Адекватная самооценка.

11

6

5

16

9

47

8

21

Гибкое, критичное, нестереотипное мышление, избегающее социальных установок.

5

11

16

13

13

58

13

22

Способность к самоанализу, саморегуляции.

17

4

10

17

7

55

11

23

Наблюдательность.

7

13

15

8

14

57

12

24

Устойчивость к стрессу, адекватный уровень тревожности.

14

9

4

7

12

46

7

25

Социальная адаптированность

6

8

7

6

11

37

5

26

Жизнерадостность.

15

14

6

10

5

50

9,5

27

Отсутствие выраженных дефектов сенсорных систем (особенно слуха и зрения) и речи.

12

15

13

12

16

68

17

28

Толерантность.

8

10

11

5

6

40

6

29

Визуальность (внешняя привлекательность как умение расположить к себе).

13

16

12

11

15

67

16

III. Составление итогового списка ПВК социального педагога

Табл. 8. Итоговый список ПВК социального педагога.

Ранг

Блоки профессионально важных качеств

I

Профессиональные умения

1

Умение воздействовать на людей, убеждать их и побуждать.

2

Владение профессиональной этикой

3

Владение методами социально-педагогической диагностики и поддержки.

4

Умение осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами.

5

Умение анализировать конкретные жизненные ситуации.

6

Умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности.

7

Умение проектировать конечный результат социально-педагогической деятельности.

8

Умение использовать средства педагогической техники (речь, голос, жесты), излагать материал доступно и образно.

II

Личностные и индивидуальные особенности

1

Гуманитарная направленность личности (интерес к человеку как к объекту деятельности).

2

Высокая мотивация оказания помощи – субъективная характеристика, мотивация и ценности

3

Морально-нравственная устойчивость.

4

Социально-педагогическая деятельность – один из личностных смыслов педагога (наряду с другими, не менее важными).

5

Социальная адаптированность

6

Толерантность.

7

Устойчивость к стрессу, адекватный уровень тревожности.

8

Адекватная самооценка.

9,5

Справедливость и принципиальность.

9,5

Жизнерадостность.

11

Способность к самоанализу, саморегуляции.

12

Наблюдательность.

13

Гибкое, критичное, нестереотипное мышление, избегающее социальных установок.

14,5

Готовность к постоянному профессиональному развитию

14,5

Эмпатия

16

Визуальность (внешняя привлекательность как умение расположить к себе).

17

Отсутствие выраженных дефектов сенсорных систем (особенно слуха и зрения) и речи.

III

Базовые знания

1

Наличие базовых знаний в педагогике, психологии, социологии, физиологии.

2

Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности.

3

Знание способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям и т.д.

4

Знание основ методики, методов, технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения.

Список литературы


1.     Методика работы социального педагога. Сборник статей. М: «Школьная пресса», 2004. – 94 с.

2.     Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.

3.     Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений./ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 256 с.

4.     Социальный педагог: введение в должность./ Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая. – СПб.: КАРО, 2002. – 272 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.