Рефераты. Экспертиза профессии "социальный педагог" в образовательном учреждении (в школе)






- психология (необходима в любой профессии типа Человек-Человек, в данном случае эта необходимость возрастает, т.к. СП касается в своей деятельности различных социальных проблем);

- социология (СП решает проблемы учащегося, которые проистекают из каких-либо неудачных социальных отношений, поэтому здесь важно знание и понимание основ социологии);

- физиология (социальное неблагополучие зачастую может проистекать из причин физического и физиологического свойства. Например, перестройки организма в подростковом возрасте, инвалидность с детства и т.д.).

К базовым знаниям должны прилагаться и более частные познания, определяющие специфику данной профессии:

- Знание теории и истории социальной педагогики.

- Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности.

В трудовой деятельности СП часто приходится не только оказывать педагогическую и психологическую поддержку, но и бороться за права ребёнка правовыми методами (вплоть до выступлений в суде). СП важно знать все нюансы законодательства в данной области, чтобы оказать ребёнку своевременную и эффективную правовую поддержу.

2. Методические знания.

3. Прикладные знания.

Чтобы успешно выполнять свои рабочие функции, недостаточно просто обладать знаниями, необходимо уметь применить их. СП важно знать и понимать различные методы, методики, технологии своей профессиональной деятельности, а так же знать, как их применить в конкретной ситуации (конкретные способы, приёмы социально-педагогической помощи).

II. Умения

- коммуникативные;

Как уже отмечалось ранее, СП – профессия, относящаяся к типу Человек-Человек. Но коммуникативные умения здесь важны вдвойне, т.к. СП имеет дело в большинстве с людьми, попавшими в трудную ситуацию и даже выпавшими из общества. Поэтому так важно уметь найти к каждому человеку свой подход, уметь поговорить с ним на одном языке. К тому же часто необходимо поставить учащегося «на путь истинный», т.е. помочь ему с жизненным самоопределение, поэтому важно не просто уметь говорить, но и уметь убеждать в своих словах и побуждать к действию.

- прикладные;

Прикладных умений в любой профессиональной деятельности очень много. На мой взгляд, одним из ключевых является умение планировать свою деятельность, иначе она может не приводить к желаемым результатам. А в данном случае профессионал не имеет права на ошибку, т.к. его деятельность затрагивает судьбы людей.

- организаторские;

Умение распределять своё рабочее время – умение необходимое в любой профессиональной деятельности. Я посчитала нужным указать это умение здесь, потому что деятельность СП проходит как в школе, так и за её пределами (в социальных организациях, в домах подопечных), и поэтому важно правильно сконструировать свой рабочий график.

Умение организовать подопечных – СП важно не просто убеждать, но и так суметь организовать деятельность других, чтобы достичь необходимого результата.

- аналитические;

Умение анализировать конкретные жизненные ситуации – каждый раз СП сталкивается с конкретными жизненными обстоятельствами. Бывает очень трудно за ситуацией со всеми её мелкими деталями разобраться в сути.

Умение проектировать конечный результат социально-педагогической деятельности/Умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности.

Важность данных умений очевидна из-за возможных последствий неправильных профессиональных шагов.

- педагогические.

Умение передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта – важно не только знать самому, но и суметь передать это другому. Это «суметь» зависит от уровня знаний самого СП, от особенностей клиента. Здесь так же важно и умение использовать средства педагогической техники (речь, голос, жесты) и умение излагать материал доступно и образно.

III. Субъективные составляющие труда СП

Личностный компонент в социально-педагогической деятельности – это прежде всего мотивы и ценности социально педагога. Уровень ценностных ориентаций проявляется в отношении человека к деятельности в целом (гуманитарная направленность личности) и ее месте, значении в жизни человека.

Можно говорить, по крайней мере, о трёх вариантах соотношения личностного и профессионального в СП:

- Социально-педагогическая деятельность незначима для педагога, он ее выполняет не более чем формально-ролевым образом (профессиональное не является личностно значимы).

- Социально-педагогическая деятельность – один из личностных смыслов педагога наряду с другими, не менее важными (профессиональное – одна из личностных сфер).

- Социально-педагогическая деятельность – ведущий, приоритетный (один из ведущих) смысл жизни.

Очевидно, что ожидать результативности от деятельности «формально-ролевых» педагогов не приходится, даже если они обладают всеми остальными ПВК. Но и педагоги из другой крайней группы не всегда успешны из-за конфликта между повышенной преданностью одной социальной роли и неуспешностью в других.

Морально-нравственная устойчивость. Если СП хочет научить чему-то хорошему своих воспитанников, то он должен быть и сам достойным примером для подражания.

Справедливость и принципиальность. В своей деятельности СП сталкивается с различными неоднозначными и даже щекотливыми ситуациями, поэтому важно руководствовать прежде всего нравственными нормами, не поддаваясь под влияние различных обстоятельств.

СП должен обладать адекватной самооценкой, иначе в своей профессиональной деятельности он будет решать свои же внутренние проблемы.

Гибкое, критичное, нестереотипное мышление, избегающее социальных установок. СП сталкивается с трудными и неоднозначными ситуациями, работает с судьбами людей, поэтому нельзя допустить ошибок из-за стереотипов и принятого в обществе мнения.

Способность к самоанализу, саморегуляции. Чтобы понимать других, СП должен понять самого себя. Ему лучше удастся помочь человеку, если сам побывал в аналогичной ситуации. К тому же здесь встаёт вопрос о работоспособности: СП должен прислушиваться к себе, во время отдыхать, уметь отложить проблемы в сторону. С этим тесно связано следующее ПВК - устойчивость к стрессу, адекватный уровень тревожности.

Наблюдательность. Это основной инструмент СП. Он взаимодействует с людьми, у него нет приборов, всю информацию он получает только из непосредственного контакта, поэтому важно не упускать ничего, чтобы затем всё правильно интерпретировать.

Как и любому педагогу (у СП общение с людьми происходит даже плотнее) важно отсутствие различного рода дефектов сенсорных систем (особенно слуха и зрения) и речи.

Жизнерадостность. Это ПВК рассматривается как жизненное кредо. По роду своей деятельности СП сталкивается с самыми неприглядными сторонами жизни (алкоголизм, наркомания, избиение и т.д.), поэтому важно быть оптимистичным и верить в благополучный результат, в возможность что-то изменить.

Толерантность. Терпимость к чужим мнениям, поведению, вообще к непохожести на всех.

Визуальность (внешняя привлекательность как умение расположить к себе). Чтобы СП начал воздействовать на человека словом, он должен сначала суметь расположить его к себе на более глубоком уровне (уверенный и в то же время доброжелательный взгляд, презентабельная внешность и т.п.).

Б. Экспертная оценка (первичная) списка ПВК

Полученный список ПВК был предоставлен для анализа экспертам (см. Приложение 5). Результаты (заполненные бланки) были уточнены в личном разговоре с каждым экспертом.

Экспертами выступили:

1. Лашкул М.В. (работник УНО г. Бор, специалист из отдела охраны прав детства, курирует опекаемых).

2. Смирнова С.Ю. (социальный педагог МОУ СОШ № 17 г. Бор, руководитель районного методического объединения социальных педагогов).

3. Селиванова Н.Г. (завуч по УВР учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №11 г. Бор).

4. Шашкова Е.А. (завуч по ВР МОУ СОШ №11).

5. Чеснокова И.С. (бывший социальный педагог МОУ СОШ №11 г. Бор, причина увольнения – сокращение должности, введение новой должности юрист-социальный педагог).

Эксперты осуществили следующие выборы:

Табл. 3. Первичная экспертная оценка списка ПВК.

Профессионально важное качество

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Эксперт 4

Эксперт 5

1

Наличие базовых знаний в педагогике, психологии, социологии, физиологии.

+

+

+

+

+

2

Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности.

+

+

+

+

+

3

Знание теории и истории социальной педагогики.

-

+

-

-

-

4

Знание основ методики, методов, технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения.

+

+

+

+

+

5

Знание способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям и т.д.

+

+

+

+

+

6

Умение осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами.

+

+

+

+

+

7

Умение воздействовать на людей, убеждать их и побуждать.

-

+

+

+

+

8

Владение методами планирования профессиональной и исследовательской деятельности.

неспецифично

9

Владение методами социально-педагогической диагностики и поддержки.

+

-

+

+

+

10

Умение организовывать подопечных для выполнения конкретных задач.

-

+

-

-

+

11

Умение рационально распределять свое рабочее время.

неспецифично

12

Умение анализировать конкретные жизненные ситуации.

+

+

+

+

+

13

Умение проектировать конечный результат социально-педагогической деятельности.

+

-

-

+

+

14

Умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности.

+

+

+

+

+

15

Умение передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта.

-

+

-

-

+

16

Умение использовать средства педагогической техники (речь, голос, жесты), излагать материал доступно и образно.

+

+

+

+

+

17

Гуманитарная направленность личности (интерес к человеку как к объекту деятельности).

+

+

+

+

+

18

Социально-педагогическая деятельность – один из личностных смыслов педагога (наряду с другими, не менее важными).

+

+

+

+

+

19

Морально-нравственная устойчивость.

+

+

+

+

+

20

Справедливость и принципиальность.

+

+

+

+

+

21

Адекватная самооценка.

+

+

+

+

+

22

Гибкое, критичное, нестереотипное мышление, избегающее социальных установок.

+

+

+

+

+

23

Способность к самоанализу, саморегуляции.

+

+

+

+

+

24

Наблюдательность.

+

+

+

+

+

25

Устойчивость к стрессу, адекватный уровень тревожности.

+

+

+

+

+

26

Жизнерадостность.

+

+

+

+

+

27

Отсутствие выраженных дефектов сенсорных систем (особенно слуха и зрения) и речи.

+

+

+

+

+

28

Толерантность.

+

+

+

+

+

29

Визуальность (внешняя привлекательность как умение расположить к себе).

+

+

+

+

+

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.