Эффективность использования оборотных средств определяется скоростью их движения - скоростью оборота, или оборачиваемостью. Чем быстрее совершается кругооборот оборотных средств, тем меньшая их сумма потребуется предприятию для успешного выполнения производственной программы.
Кругооборот оборотных средств исчисляется с момента оплаты предприятием материальных ценностей, необходимых для производства продукции, до возврата этих средств в виде выручки от реализации продукции. Если период оборота сокращается, например с 24 до 20 дней, т.е. на 17%, то и потребность в оборотных средствах при данном объеме выпуска продукции уменьшится на тот же процент. Снижение произойдет в связи с тем, что при кругообороте 24 дня оборотные средства совершают в течение года 15 оборотов (360:24). А при сокращении времени кругооборота до 20 дней количество их оборотов увеличится до 18 (360:20). Это означает, что каждый рубль оборотных средств в первом случае используется в течение года для приобретения материальных ресурсов и выплаты заработной платы 15 раз, а во втором - 18 раз.
Оборачиваемость оборотных средств характеризуется двумя взаимосвязанными показателями: числом оборотов, совершаемых оборотными средствами в течение определенного периода времени (коэффициентом оборачиваемости), и сроком их оборота в днях.
Коэффициент оборачиваемости: nоб = D / Фоб. где D - годовая сумма доходов предприятия,
Фоб - сумма оборотных средств.
Иначе говоря, число оборотов определяет объем продукции в стоимостном выражении, выпускаемой на 1 рубль оборотных средств.
Срок оборота (оборачиваемость):
Tоб = Дк/nоб где Дк - количество календарных дней в периоде.
Оборачиваемость можно определить как по всей сумме оборотных средств, так и по каждой ее части. Для расчета числа оборотов каждого элемента оборотных средств необходимо установить отношение суммы расхода по соответствующей статье затрат на производство к фактической сумме по данной статье оборотных средств. Срок оборота будет равен отношению числа дней за данный период к числу оборотов. По существу он представляет собой запас в днях данного элемента оборотных средств.
Таблица 7.- Эффективность использования оборотных средств Показатели 1996 1997 1998 1998/1996 Выручка от реализации, тыс. руб. 12587 21170 36186 287% Сумма оборотных средств 6524 10907 14329 220% Коэффициент оборачиваемости 1,9 1,9 2,5 131% Срок оборота, дн. 189 188 145 76% Сумма оборотных средств в расчете на 1 рубль выручки
Из данных таблицы следует, что эффективность использования оборотных средств возросла, так как коэффициент оборачиваемости возрос на 31%, срок оборота снизился на 24%, потребность в оборотных ресурсах, приходящаяся на 1 рубль выручки так же снизилась на 24%
3. Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС на АТП.
Очень важным для предприятия является использование оборотных средств и основных фондов, поддержание их в размере, оптимизирующем управление текущей деятельностью. Анализ эффективности использования средств является важнейшим инструментом деятельности предприятия. Насколько глубоко и детально в предприятии проводится такой анализ, настолько и эффективной, успешной будет финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Для эффективного использования основных фондов в производственном процессе необходима большая доля активной части ОФ, тем самым будет достигнута большая фондоотдача. Вместе с тем, недостаточное количество пассивной части ОФ негативно сказывается на эффективности использования автомобилей и прежде всего на их техническом состоянии и обслуживании. Поэтому, необходимо стремиться к созданию оптимального соотношения между пассивной (стационарной) материально-технической базой предприятия и активной ее частью (подвижным составом), т.е. к оптимальному значению коэффициента технической оснащенности:
Кт=Фосн. / Фт.с. где Фосн. - стоимость основных производственных фондов;
Фт.е. - стоимость транспортных средств.
Колеблется коэффициент технической оснащенности АТП обычно в пределах 2,1-2,2. Это означает, что удельный вес стоимости транспортных средств, т.е. активной части основных фондов в общей стоимости должен составлять примерно 50.
Эффективность использования ОПФ существенно зависит от их технического состояния и прежде всего от технического состояния транспортных средств, уровня организации тех. обслуживания и ремонта, степени обновления и списания ОФ и ряда других факторов.
Для повышения эффективности использования ОФ необходимо повышение фондоотдачи и снижение фондоемкости продукции, что достигается на основе внедрения достижений НТП. Пути повышения эффективности использования ОФ автотранспорта зависят от многих факторов деятельности предприятий, которые должны быть приведены в действие в результате активного и творческого отношения к работе инженерно-технических и экономических работников предприятия, а также умелого и эффективного руководства предприятием в целом. (рис.2)
Улучшение состава Совершенствование Моральное и структуры и состояния планирования, управ- материальное фондов ления и организации стимулирование труда и производства
Снижение фондоемкости, Пути повышения Увеличение повышение фондоотдачи и эффективности исполь- продолжитель- производительности труда зования основных фондов ности исполь- зования фон- дов во времени
Улучшение использования Ликвидация потерь фондов во времени рабочего времени автомобилей, рабочих машин и оборудования
|Повыш| |Улучш| |Повыш| |Разви| |Спец| |Примене| |Внедрен| |Улучш| |ение | |ение | |ение | |тие | |иали| |ние | |ие | |ение | |качес| |опера| |уровн| |центр| |заци| |большег| |прогрес| |норми| |тва и| |тивно| |я | |ализо| |я | |рузных | |сивных | |рован| |надеж| |го | |механ| |ванны| |подв| |а/м, | |техноло| |ия, | |ности| |плани| |изаци| |х | |ижно| |прицепо| |гически| |учета| |работ| |раван| |и | |перев| |го | |в, | |х | |, | | | |ия | |погру| |озок | |сост| |автопое| |процесс| |отчет| |по ТО| |и | |зочно| | | |ава | |здов, | |ов и | |ности| |и | |анали| |-разг| | | | | |поддоно| |методов| |и | |ремон| |тичес| |узочн| | | | | |в, | | | |эконо| |ту | |кой | |ых | | | | | |пакетны| |работ | |мичес| |а/м | |работ| |работ| | | | | |х и | |подрядн| |кой | | | |ы | | | | | | | |контейн| |ых | |работ| | | | | | | | | | | |ерных | |бригад | |ы | | | | | | | | | | | |перевоз| | | | | | | | | | | | | | | |ок | | | | |
Рис.2 Пути повышения эффективности использования основных фондов.
Рациональное использование оборотных средств в производственном процессе способствует повышению эффективности работы автотранспорта. Экономное расходование ОС и ускорение их оборачиваемости обеспечивают постоянное наличие денежных средств на расчетном счету АТП в Госбанке. Улучшение использования ОС достигается в результате реализации системы мероприятий, направленных на успешное выполнение плана перевозок и снижение остатков оборотных средств при условии обеспечения бесперебойной работы АТП.
Ускорение оборачиваемости ОС существенно зависит от организации финансовой работы на предприятии. В связи с этим особое значение имеет установление эффективных форм расчетов с потребителями транспортных услуг. Систематический контроль за состоянием дебиторской задолженности, своевременное предъявление претензий к дебиторам и принятие мер к взысканию задолженности способствует снижению доли средств, находящихся в расчетных документах, и ускоряют оборачиваемость ОС, повышая эффективность их использования и эффективность производства.
Также улучшение структуры ОС на АТП обеспечивается улучшением материально-технического снабжения и нормирования ОС, усилением научно- исследовательских работ по перспективной подготовке производства, внедрением прогрессивных решений по всем элементам автотранспортного производства.
Заключение.
В результате выполненной работы установлено, что, основным критерием оценки эффективного использования ОФ и ОС являются: а) Для основных фондов - коэффициент экстенсивного и интенсивного использования, коэффициент интегральной загрузки, фондоотдача, фон- доемкость, фондовооруженность, рентабельность, себестоимость.
Для автотранспорта кроме вышеперечисленных критериев для оценки эффективности использования ОФ - используются также коэффициенты технической готовности и использования, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности. б) Для оборотных средств - материалоемкость, материалоотдача, коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, коэффициент загрузки оборотных средств, продолжительность одного оборота.
Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС - это то, на что надо воздействовать, чтобы в вышеуказанных формулах была только положительная сторона.
Все критерии оценки эффективного использования ОФ и ОС важны для получения положительного конечного результата. Наиболее важными из них на мой взгляд являются:
• Фактическое время работы ОФ (машин, оборудования),т.е. чем больше времени в сутках работают ОФ, тем эффективнее они используются, в т.ч. и для автотранспорта.
• Фактический выпуск продукции в единицу времени, т.е. производительность ОФ, которая зависит от профессиональной подготовки работающего, от его организации труда и отдыха, от стимулирования его труда.
• Стоимость ОФ, которая чем меньше, тем самым улучшается показатели фондоотдачи и фондоемкости.
Т.о. практически воздействуя путем принятия управленческих решений на вышеперечисленные составляющие критериев оценки эффективности использования ОФ и ОС в конечном результате можно добиться в целом эффективности производства.
Выполнение данной работы помогло мне понять и теоретически освоить пути нормальной и прибыльной работы любого предприятия, в т.ч. и автотранспортного предприятия.
Список использованной литературы
1. Башкатова Е.И., Здерева Т.А., Стельмаховский Ю.С. Планирование работы автотранспортного предприятия. - К.: Выща школа, 1988 - 288 с.
2. Ковалев В.В. «Финансовый анализ», М., Финансы и статистика, 1998. -512с.
3. Краткий автомобильный справочник. - М., Транспорт, 1983. - 220 с.
3. Малеева А.В., Томаревская О.Г, Симкова Н.В. Анализ производственно -финансовой деятельности автотранспортных предприятий. - М.: Транс порт, 1990.-319 с.
5. Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта// под ред. С.Л. Голованенко. К.: Тэхника, 1991. - 351 с.
6. Транспорт и связь области. Статистический сборник / Курский облкомстат, 1997.- 122с.
7. Голованенко С.Л. Экономика автомобильного транспорта. -М.: Высшая школа, 1983 - 352с.
8. Организация, планирование и управление автотранспортными предприятиями. Под ред. Л.А. Бронштейна, К.А. Савченко-Бельского. М.: Высшая школа, 1986.-360с.
9. Т.Л. Каплан. Пути повышения эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1981.- 136с.
Страницы: 1, 2, 3, 4