Рефераты. Эффективность использования капиталов предприятия (на примере автотранспортного предприятия)






p> За последние 3 года фондоотдача выросла в 3,2 раза, производительность труда - в 2,7 раза, фондовооруженность упала на 15%, фондообеспеченность на
12%.

Рентабельность основных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости основных фондов:

Rосн = Пбал/Фосн, где Пбал - балансовая прибыль предприятия, руб.

Рентабельность основных фондов является синтетическим показателем, который характеризует в общем виде фактическую эффективность использования основных фондов, не раскрывая резервов улучшения их использования, и не определяя путей их реализации.

При оценке эффективности использования основных фондов определяют также показатели капиталоемкости единицы мощности подвижного состава (1 т грузоподъемности) в стоимостном выражении:

[pic] где Фп.с. - стоимость подвижного состава, руб.,

Nai - число автомобилей i-й марки, qi - грузоподъемность i-й марки автомобилей, т.

Себестоимость перевозок - суммарные затраты, приходящиеся на единицу транспортной работы. Себестоимость является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов предприятия. В этой связи применяется коэффициент расходов как отношение расходов по предприятию к его доходам:

[pic]

2.2.2. Вспомогательные показатели использования ОФ.

На себестоимость перевозок, производительность одной списочной автомобиле - тонны, фондоотдачу и рентабельность основных фондов оказывают влияние технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава.

Производительность одной списочной автомобиле - тонны в стоимостном выражении, р.:

[pic]

[pic]

[pic] где vt-средняя техническая скорость движения, км/час,

Тн - время пребывания автомобиля в наряде, ч,

( - коэффициент использования пробега, q - средняя грузоподъемность

( - коэффициент использования грузоподъемности, l - средняя дальность перевозок, км,

(в - коэффициент использования парка автомобилей,

Аcп - среднесписочное количество автомобилей,

Дк - календарное число дней в году, tп-р - время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, ч.,

Фосн - стоимость основных производственных фондов, руб., d - среднее значение доходной ставки в рублях на 10 ткм.,

Sl - себестоимость 10 ткм, руб.

К технико-эксплуатационным показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относятся показатели, входящие в вышеприведенные формулы, а также такой показатель как коэффициент технической готовности подвижного состава.

Под коэффициентом технической готовности подвижного состава понимают отношение технически исправных и годных для перевозочной работы автомобилей
(прицепов) к их списочному количеству за данный период времени:

[pic] где АДТ - автомобиле-дни нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии,

АДх - автомобиле-дни в хозяйстве.

Возможность автомобилей и прицепов совершать полезную работу не всегда реализуется, так как технически исправный подвижной состав может простаивать по организационно-техническим причинам. Отношение числа дней работы подвижного состава к календарному числу дней пребывания его в хозяйстве за данный период времени называется коэффициентом выпуска.

Применительно ко всему парку этот коэффициент называют еще коэффициентом использования парка и определяют делением числа автомоби-ле- дней нахождения подвижного состава в эксплуатации (Адэ) на общее число автомобиле-дней пребывания его в хозяйстве (Адх):

[pic]

Поскольку подвижной состав совершает полезную работу лишь на линии, повышение коэффициента выпуска имеет огромное значение для обеспечения более эффективного использования подвижного состава.

Продолжительность работы подвижного состава (в часах) на линии определяют с момента выхода автомобиля из гаража до момента возвращения в гараж. Время нахождения автомобиля в наряде слагается из времени движения и времени планируемых простоев - для погрузки-выгрузки грузов, а также по техническим надобностям:

Тн = Тдв. + Тпр., где Тдв - время движения, ч,

Тпр - время планируемых простоев на линии, ч.

Увеличение продолжительности работы автомобилей на линии при правильной организации труда водителей и ликвидации обезлички - одна из важнейших задач хозяйства, решение ее - необходимое условие для дальнейшего повышения производительности подвижного состава и снижение себестоимости перевозок.

Техническая скорость также является показателем эффективности работы автомобилей на линии. Она измеряется количеством километров проходимых автомобилем в среднем за час движения. Она определяется динамическими
(тяговыми) качествами автомобиля, максимальной скоростью, которую он может развить в различных дорожных условиях, и приемистостью, т.е. временем разгона до установленной скорости. Техническая скорость зависит от условий, в которых работает автомобиль (тип покрытия, ширина проезжей части, частота пересечений, интенсивность движения, время суток и пр.).

Техническая скорость - это средняя скорость за час движения автомобиля определяемая по формуле:

[pic] где L - величина пробега за данный период, км,

Тдв - время движения, ч.

При анализе эффективности работы автомобиля на линии определяют не только техническую, но и эксплуатационную скорость. При расчете ее учитывают все время нахождения в наряде, т.е. и время движения, и время простоя. Эксплуатационная скорость - это условная средняя скорость за время пребывания подвижного состава в наряде с учетом всех простоев на линии (под погрузкой и разгрузкой и т.д.):

[pic] L L

Vэ = -------- = --------------------

Tн Tдв + Тпр

Отношение эксплуатационной скорости к технической определяет коэффициент использования времени для движения:

( = -------------

Vt

Чем большую часть общего времени пребывания автомобиля в наряде будет составлять время движения, а меньшую - время простоя, тем производительнее будет работа автомобиля на линии.

Эффективность работы подвижного состава на линии характеризуется также коэффициентами использования пробега и использования грузоподъемности.

Общий пробег автомобиля слагается из:

- производительного пробега, т.е. пробега с грузом; непроизводительного пробега, т.е. пробега без груза.

Отношение производительного пробега к общему пробегу автомобиля за данный период времени называется коэффициентом использования пробега ( и выражается формулой:

Lпр Lпр

( = ----------------- = ------------,

Lпр + Lн Lоб

где Lпр - производительный пробег;

Lн - непроизводительный пробег;

Lобр - общий пробег.

Повышение коэффициента использования пробега увеличивает полезную работу и снижает расходы на перевозки.

Под коэффициентом использования грузоподъемности подвижного состава понимается отношение его загрузки в тоннах к номинальной грузоподъемности
(по заводской характеристике).

На величину коэффициента использования грузоподъемности влияют:

=> род перевозимого груза (объемный вес, габаритные размеры);

=> размер отдельных партий груза, отправляемых в один адрес;

=> тип подвижного состава.

При данном объемном весе груза коэффициент использования грузоподъемности зависит от габаритных размеров платформы автомобиля, вида тары и формы груза, а также от его физических свойств (малая механическая прочность, взрыво- и пожароопасность и т.д.).

Sh(

( = ------------ q

где S - площадь платформы, м2; h - высота укладки груза, м;

( - объемный вес груза, т/м3; q - грузоподъемность автомобиля.

К вспомогательным показателям, характеризующим эффективность использования основных фондов относятся: эффективность использования производственных площадей, коэффициент застройки, коэффициент использования территории.

В таблице 5 представлены технико-эксплуатационные показатели работы
ОАО ПОГА-1 за 3 года.

Таблица 6- Технико-эксплуатационные показатели работы ОАО ПОГА-1
№ Показатели Ед. изм. 1996 1997 1998 1998 / стр. 1996
1 Среднесписочное кол-во ед. 323,1 280,1 232,8 72,1%
2 Автомобиле-дни в хоз-ве ед. 118244 102237 84974
71,9%
3 Автомобиле-дни в работе ед. 32301 38189 31309
96,9%
4 Автомобиле-дни в ремонте ед. 9067 9603 11604 128,0%
5 Автомобиле-дни простоя ед. 76876 54445 42061
54,7%
6 Общая грузоподъемность тн. 2601,8 2376,7 2097,5
80,6%
7 Средняя грузоподъемность тн. 8,1 8,5 9,0 111,1%
8 Авто-тонно-дни в хоз-ве тыс. тн 952 868 766 80,4%
9 Объем перевозок тыс. тн 639 658 555 86,9%
10 Грузооборот тыс.ткм 31355 51553 47521
151,6%
11 в т.ч. сдельных а/м тыс.ткм 29936 50054
46409 155,0%
12 Возможный грузооборот тыс.ткм 24394 35615 30770
126,1%
13 Авто-часы в наряде тыс. час 275 339 277 100,7%
14 в т.ч. в движении тыс. час 134 183 159 117,9%
15 Общий пробег тыс. км 6435 8435 7323 113,8%
16 в т.ч. сдельных а/м тыс. км 4089 6067 5428 132,8%
17 Пробег с грузом тыс. км 2504 3614 3140 125,4%
18 Количество ездок тыс. езд. 51,4 49,3 41,4 80,5%

19. Коэф. технической готовности

(стр.2 - стр.4) /стр.2 0,923 0,906

0,863 93,5%
20 Коэф. выпуска (стр.3 / стр.2) 0,273 0,374
0,368 134,9%
21 Коэф. использования грузоподъемности

(стр. 12 / стр. 11) 1,227 1,405
1,508 122,9%
22 Коэф. использования пробега

(стр. 17 / стр. 16) 0,612 0,596
0,578 94,4%
23 Время в наряде (стр.13 / стр.3*1000) час 8,5 8,9 8,9
103,8%
24 Среднесуточный пробег

(стр.15 / стр.3*1000) км 199,2 220,9 233,9
117,4%

25. Эксплуатационная скорость

(стр.15 / стр.13) км/час 23,4 24,9 26,4

113,1%

26. Техническая скорость

(стр.15/стр.14) км/час 47,9 46,2 46,2
96,5%
27 Коэф. использования времени для движения (стр.25 / стр.26) 0,489 0,539 0,571
116,9%
28 Среднее расстояние перевозки

(стр.10/стр.9) км 49,1 78,4 85,6 174,5%
29 Выработка на 1 среднесписочную автотонну в тн (стр.9 / стр.6)*1000 тн 245,6 276,7
264,6 107,7%

30. Выработка на 1 среднесп. автотонну в ткм (стр.10 / стр.6 *1000) ткм 12051 21691
22656 188,0%

Коэффициент технической готовности парка снизился на 6,5%, однако за счет уменьшения простоев исправных автомобилей в гараже на 45,3% увеличился коэффициент выпуска автомобилей на 34,9%. Так же возросли коэффициенты, характеризующие эффективность работы автомобилей на линии коэффициент использования грузоподъемности (на 22,9%) и коэффициент использования времени для движения (на 16,9%). В то же время коэффициент использования пробега снизился за анализируемый период на 5,5%. В целом же эффективность использования автотранспорта возросла, что характеризуется повышением выработки в тонно-километрах на 88%.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.