Рефераты. Cоциально-педагогические условия эффективности формирования организационной культуры компании







РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

Анализ практики показал, что в разных сферах жизнедеятельности компании возникают разнообразные ситуации взаимодействия, предполагающие организацию совместной деятельности с использованием различных форм и моделей в соответствии с организационными задачами и особенностями содержания жизнедеятельности. В организации трудового процесса преобладает индивидуальное взаимодействие и групповое взаимодействие, предполагающее в большей мере использование совместно-индивидуальной или совместно-последовательной формы деятельности. Это отражает и определяет такую особенность взаимодействия в корпорации, как высокий уровень личной и групповой конкурентности.


Роль коллективного взаимодействия в формировании организационной культуры

Богатый потенциал для повышения эффективности решения организационных задач и удовлетворения социальных потребностей сотрудников имеет коллективное взаимодействие. Как показал анализ практики, такое взаимодействие наиболее характерно для рекреационной сферы жизнедеятельности корпорации. Особенность корпоративных мероприятий, предполагающих активное участие большого количества заинтересованных сотрудников, состоит в том, что их педагогический эффект проявляется во многом в процессе подготовки к мероприятию. Совместные переживания и взаимодействие в ходе подготовки, ожидания предстоящего события создают атмосферу доверия и взаимовыручки в коллективе, способствуют формированию корпоративной идентичности, утверждению и реализации в практической деятельности корпоративных ценностей. Такое совместное ожидание коллективного события А.С. Макаренко называл "завтрашней радостью", считая, что именно эмоция радостного ожидания и предвкушения является истинным стимулом человеческой жизни и играет важную роль в процессе формирования коллектива. Коллективное творческое мероприятие должно стать, выражаясь языком А.С. Макаренко, средней перспективой для коллектива. Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, есть коллективное событие, несколько отодвинутое во времени. Педагог считал совершенно необходимым наличие в коллективе подобной перспективы. По его мнению, особенность средней перспективы заключается в дистанции во времени от настоящего момента, что делает процесс ожидания также приятным, связанным с постоянным чувством предвкушения событий, а процесс достижения приносит чувство удовлетворения по мере участия в приближении к цели. Средняя перспектива будет иметь значение только в том случае, если к этим дням готовиться задолго, если им придается особенное значение, если к их основному содержанию присоединяются самые разнообразные темы [2]. Из этого следует, что корпоративные мероприятия будут эффективными с точки зрения их педагогической роли, если они станут нечастыми, приятно ожидаемыми событиями и, возможно, постепенно станут частью корпоративных традиций. Такое понимание роли коллективного взаимодействия для формирования коллектива и личностного развития его участников позволяет говорить о том, что его реализация будет направлена и на повышение эффективности формирования организационной культуры компании. Подобное взаимодействие также может рассматриваться как создание условий для обучения сотрудников навыкам совместной деятельности, необходимым им для эффективного труда.


Технология коллективного взаимодействия при организации корпоративного мероприятия

Анализ педагогических исследований, практики подготовки и проведения корпоративных мероприятий на основе организации совместной деятельности коллективного характера позволил выделить и описать этапы этого процесса, включающие систему действий, обеспечивающих достижение определенного педагогического и организационного результата.

1. На первом этапе основная задача организаторов - увлечь сотрудников идеей проведения мероприятия и создать условия для принятия идеи.

Необходимым условием успешности решения этой задачи является создание положительного эмоционального фона за счет использования разнообразных каналов коммуникации (корпоративные СМИ, интранет, межличностное общение, информационные стенды). Особую роль на этом этапе играют традиции компании. На этой стадии организаторы, возможно, столкнутся с рядом трудностей, одной из которых может стать непринятие сотрудниками идеи коллективной подготовки мероприятия или безразличие к ней. Так зачастую бывает в случае, если в организации не практикуются подобные мероприятия либо при использовании административно-принудительных мер вовлечения сотрудников.

2. Следующим этапом является создание временной инициативной группы путем назначения, выборов или включения в группу добровольцев (способ зависит и от активности сотрудников, и от уровня доверия в группе, и от имеющегося в коллективе опыта создания временных творческих групп). При подготовке корпоративного мероприятия "совет дела" может быть создан как на уровне всего коллектива компании (когда разрабатываются концепция и основные направления реализации предстоящего события), так и на уровне микроколлективов. Воспитательный результат этого этапа проявляется в том, что обсуждение кандидатур участников инициативной группы формирует опыт создания временных органов самоуправления, способствует формированию инициативности, оценке и самооценке личностных достоинств сотрудников, вызывает эмоциональное переживание доверия и чувства ответственности.

3. Третьим этапом можно назвать творческое коллективное выполнение поручений по подготовке к мероприятию. Эта стадия предполагает включение сотрудников в совместную деятельность. При этом следует учитывать, что совместная деятельность может быть организована в разных формах, имеющих различия в организации общения и взаимодействия участников деятельности.

Первая модель отражает деятельность, для которой характерно общее задание для группы, но каждый член группы выполняет свою часть работы (совместно-индивидуальная форма деятельности).

Другой вариант предполагает последовательное выполнение участниками группы работы, направленной на решение общей задачи, - совместно-последовательная деятельность.

Третья модель предполагает решение общей задачи в ходе непосредственного (одновременного) взаимодействия каждого члена группы со всеми другими (совместно-взаимодействующая деятельность).

При этом следует учитывать, что интенсивность образования психологической общности группы идет по линии нарастания от совместно-индивидуальной к совместно-взаимодействующей форме. Вместе с этим совместно-индивидуальное взаимодействие позволяет определить личный вклад в общий результат каждого члена группы, актуализирует персональную ответственность. Выбор определенной формы взаимодействия зависит от особенностей поставленных задач, идеи и содержания корпоративного мероприятия. Важным является то, что форма организации совместной деятельности в ходе корпоративного мероприятия должна компенсировать технологию взаимодействия в процессе основной (трудовой) деятельности с точки зрения создания условий для обогащения социального опыта сотрудников (в том числе формирования значимых для компании ценностей, установок и качеств), создания условий для их самореализации и проявления активности.

Педагогический результат третьего этапа коллективной подготовки корпоративного мероприятия состоит во взаимообогащении ценностями, расширении социального опыта участников, развитии творчества и инициативы. Кроме того, результат проявляется в том, что сотрудники компании получают возможность проявить свои способности, которые не находят выражения в трудовой деятельности.

4. Четвертая стадия организации корпоративного мероприятия представляет собой кульминацию - непосредственно событие, к которому готовился коллектив. Следует отметить, что коллективный способ проведения корпоративного мероприятия не всегда предполагает этапы коллективной подготовки. Организаторами может быть подготовлена серия коллективных творческих заданий, которые включают участников в разнообразную коллективную деятельность по их выполнению непосредственно в процессе мероприятия.

5. Следующий этап корпоративного мероприятия предполагает его коллективный анализ и оценку. Эта стадия включает освещение прошедшего события в корпоративных СМИ, обсуждение организаторами, членами временных инициативных групп, участниками и другими членами коллектива того, что получилось, а что не удалось.

Педагогическим результатом этого этапа можно назвать формирование чувства сопричастности корпоративным событиям, чувства принадлежности к организации. В ходе этого этапа происходит "выкристаллизовывание" корпоративных ценностей, уточнение норм одобряемого поведения, озвучиваются ожидания сотрудников от корпоративных событий и могут быть предложены идеи для новых мероприятий. Использование технологии коллективной организации корпоративных мероприятий позволяет реализовывать и индивидуальное, и групповое, и межгрупповое взаимодействие, что дает возможность выявить особенности и, при необходимости, корректировать индивидуальные, групповые и межгрупповые модели поведения и отношений в соответствии со спецификой организационной культуры.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Культивирование корпоративных ценностей представляет собой процесс их распространения, введения их в употребление членами компании, создания условий для развития традиции поведения в организации, основанного на реализации корпоративных ценностей.

Анализ практики деятельности компаний показал, что культивирование корпоративных ценностей ориентировано на создание благоприятной среды в организации, способствующей принятию сотрудниками ценностей и побуждающей их к использованию основанных на них моделей поведения.

Ценности, развиваемые в процессе формирования организационной культуры, включают два основных блока. С одной стороны, это ценности культуры компании, ставшие имплицитно присущими ей в процессе развития. Они находят отражение в сложившихся в компании нормах и основах поведения и отношения руководителей и сотрудников к разным аспектам жизнедеятельности компании, к себе, к другим (зачастую эти нормы даже не осознаются членами коллектива). С другой стороны, культивируемые ценности определяются идеологией компании. Ценности этого блока отражают провозглашаемый уровень организационной культуры. Будучи осознанными и целенаправленно сформулированными, они находят выражение в документах, регламентирующих жизнедеятельность организации (стратегия, миссия, кадровая политика, корпоративный кодекс и т.п.), в провозглашаемых девизах и лозунгах.

Исследование показало, что корпоративные ценности двух обозначенных уровней могут совпадать в определенной степени или иметь расхождения, что во многом определяется соотношением идеологии и социокультурной практики.

Исходя из этого в процессе культивирования корпоративных ценностей необходимо учесть совместимость ценностей, отражающих имплицитные культурные установки, присущие компании, и ценностей, отражающих идеологию как основу целенаправленно формируемой организационной культуры.

Развитие корпоративных ценностей в ходе формирования организационной культуры связано с процессами интериоризации и экстериоризации, отражающими, с одной стороны, влияние внешних (корпоративных) ценностей на субъективные ценности членов компании, а с другой - зависимость ценностей организации от ценностей ее членов. Исходя из этого можно говорить о том, что культивирование корпоративных ценностей предполагает организацию процесса воспитания, направленного на интериоризацию членами компании корпоративных ценностей, и создание условий для реализации ими активности в преобразовании культурной среды организации. В подтверждение этого изучение практики показало, что в компаниях, которые уделяют серьезное внимание формированию организационной культуры, реализация процесса культивирования корпоративных ценностей имеет черты относительно социально контролируемой социализации (воспитания).

Целенаправленное создание условий для ценностной ориентации сотрудников в соответствии с особенностями организационной культуры осуществляется компаниями в разных сферах жизнедеятельности: производственно-бытовой, образовательной, рекреационной, при оказании индивидуальной поддержки. Важной является вербализация ценностей. Интериоризация корпоративных ценностей обеспечивается путем изменения организационных условий, просвещения и обучения, организации взаимодействия в разных сферах жизнедеятельности корпорации, обмена ценностями между его участниками. Для этого в корпоративной практике используются инструменты внутренней коммуникации (корпоративные периодические и специальные издания, корпоративный сайт, внутреннее радио и видео), разнообразные программы развития персонала и стимулирования активности сотрудников, корпоративные мероприятия, основанные на организации коллективного взаимодействия, а также программы индивидуальной поддержки сотрудников. Основным направлением является побуждение сотрудников к осознанному включению в процесс освоения корпоративных ценностей и к реализации этих ценностей в реальных действиях и отношениях.


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В ХОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Как показало исследование, процесс формирования организационной культуры по содержанию и структуре схож с процессом социального воспитания как организации относительно социально контролируемой социализации сотрудников. Это утверждение определяет необходимость разработки системы планомерно осуществляемых действий и мероприятий, направленных на создание условий для целенаправленного развития и ценностной ориентации сотрудников в жизнедеятельности компании.

Социально-педагогическое обеспечение кадровой работы призвано создать возможность проектирования и реализации в компании социально-педагогического пространства.

Осуществляться это может по следующим направлениям.

Диагностическое направление предполагает анализ реального состояния каждого из выделенных компонентов социально-педагогического пространства; выявление актуальных потребностей сотрудников и коллективов; определение степени психолого-педагогической готовности руководителей к эффективной организации взаимодействия с отдельными сотрудниками и коллективом.

Консультативно-методическое направление социально-педагогического обеспечения кадровой работы предполагает организацию консультаций для руководителей по вопросам осуществления индивидуального и группового взаимодействия; разработку программ повышения уровня педагогической компетентности руководителей; разработку рекомендаций для менеджмента по повышению эффективности взаимодействия в разных сферах жизнедеятельности компании с учетом реализации социальнопедагогического потенциала организационной культуры.

Посредническое направление предполагает оказание содействия сотрудникам, коллективам, организационным структурам в установлении взаимоотношений, создающих условия для разрешения возникающих проблем, связанных с решением актуальных задач социализации.

Организационно-практическое направление должно реализовываться в разработке и осуществлении программ социально-педагогического сопровождения каждого выделенного компонента (производственно-бытового, образовательного, рекреационного, индивидуальной поддержки).

Обоснованность названных условий определяется тем, что они выделены на основании анализа практики крупных отечественных компаний, организационная культура которых позволяет им быть в числе наиболее привлекательных компаний-работодателей и успешных бизнес-организаций.

В совокупности выделенные условия отражают социально-педагогические основы формирования организационной культуры компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. - М., 2007.

2. Макаренко А.С. Полн. собр. соч. В 8 тт. Т.1. - М., 1987.

3. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М., 2006.

4. Патутина Н.А. Принципы построения социально-педагогического пространства корпорации в ходе формирования организационной культуры // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2009. - №11. - С. 166-169.

5. Патутина Н.А. Теоретические основы формирования организационной культуры корпорации (социально-педагогический аспект). - М.: МПГУ, 2007.

6. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учеб. пособие. - М., 2007.

7. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1980.

8. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Пер с англ., под ред. Т.Ю. Ковалевой. - СПб., 2007.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.