Рефераты. Антикризисное управление как новая парадигма управления







3. Основные принципы движения живого организма и роль динамических стереотипов поведения в этом процессе


Исследуем, что понимается под живым организмом физиологами и психологами. Это - система, которая, во-первых, сохраняет «свою системную тождественность сама с собой, несмотря на непрерывный поток, как энергии, так и вещества субстрата, проходящих через нее». За малым исключением ни один индивидуальный атом в организме не задерживается в составе его клеток дольше сравнительно краткого времени. Однако организм «остается сегодня тем же, чем вчера, и его жизнедеятельность сегодня обуславливается всей его предшествующей жизнью. Во-вторых, при всем этом организм на всех ступенях и этапах своего существования непрерывно направленно изменяется». При этом организм, осуществляя свои «движения» во внешнем мире, «не просто взаимодействует со средой, но активно воздействует на нее, изменяя или стремясь изменить ее в потребном ему отношении (выделено нами, П.У.) ». Эти особенности «живого организма» учитываются в рамках антикризисного управления. Определяя рефлекторный круг, порождающий движения организма, русский классик психологии и физиологии, Н.А. Бернштейн, указывает на безусловные, или врожденные, рефлексы, а также «все выработанные прижизненно, но столь же полно зависящие от пускового сигнала реакции из обширного класса условных рефлексов, как человека, так и животного». С другой стороны, отмечает он далее, «…мы встретимся с действиями, для которых пусковой или спусковой сигнал вообще не играет решающей роли и может вовсе отсутствовать. Эти- то  действия… являются тем, что принято называть произвольными действиями». Объясняется это, прежде всего, тем, что «при каждом движении возникают сложные и запутанные непроизвольные силы отдачи (реактивные силы)», которые зависят от того, в каком положении и при каких обстоятельствах организм начинает свои действия. Наконец, это является следствием преодоления инерционных сил собственного движения, а также внешних сил, например, сопротивления окружающей среды, противника и т.д. Организм может сделать свои движения управляемыми и отвечающими поставленной задаче только на основе непрерывного слежения и контроля за их протеканием через посредство датчиков – своих органов чувств (осязания, обоняния, вкуса, зрения и т.д.). В этой связи «последовательность в возникновении и реализации любого действия из класса так называемых произвольных движений можно представить в виде следующих этапов. На первом этапе организмом воспринимается и оценивается ситуация, «т.е. обстановка и сам индивид, включенный в нее». Затем «индивид определяет, во что нужно ему превратить эту ситуацию, что посредством его активности должно стать вместо того, что есть». Наконец, пишет далее Н.А.Бернштейн, индивидом определяется: «3) вот что надо сделать, 4) вот как, с помощью каких наличных двигательных ресурсов надо это сделать». Эти два микроэтапа представляют собой уже программирование решения определившейся задачи. За ним последует фактический процесс ее двигательного решения».

Для того чтобы наметить движение, организму необходимо создать «в какой- то форме образ того, чего еще нет, но что должно быть». Такое моделирование будущего возможно «только путем экстраполирования того, что выбирается мозгом из информации о текущей ситуации, из «свежих следов»… непосредственно предшествовавших восприятий, из тех активных проб и прощупываний, которые относятся к классу действий (выделено цветом нами, П.У.)». Следовательно, физиологические процессы (мышечные, биохимические, психические) любого организма, как в целом, так и на уровне его органов, клеток и клеточных структур, ориентируются на предыдущий опыт своей жизнедеятельности, т.е. на динамические стереотипы (поведения). Таким образом, «рефлекторный круг» Н.А. Бернштейна, который включает в себя систему условных и безусловных рефлексов (т.е. «рефлекторные дуги», известные  по классической физиологии), а также систему «произвольных действий», описанных в приведенных выше цитатах из его работ, является системой динамических стереотипов поведения. Без этих динамических стереотипов (поведения) экстраполяция в будущее была бы не возможна. Следует также отметить, что представление живого организма, в первую очередь человека, о себе и окружающем мире также основывается на прошлом опыте. Некоторой иллюстрацией последнего вывода служит опыт, который автор статьи проводил в учебных аудиториях. Половине учебной группы раздавался рисунок, на котором содержался схематичный образ пожилой женщины. Другой половине группы – рисунок, содержащий схематичный образ юной девушки. Затем всем студентам раздавался один и тот же новый рисунок, на котором, приглядевшись, можно увидеть и черты старухи и черты молодой женщины. В большинстве случаев студенты были запрограммированы своим предыдущим опытом: соответственно, те, кто видел ранее образ старухи, продолжал видеть пожилую женщину, кто ранее видел девушку - находили молодую девушку и на новом рисунке. Точно также в старом известном анекдоте один слепец, ощупывая хобот слона, полагал, что это ствол дерева, а другой угадывал в нем веревку. Особо подчеркнем важные мысли из другой области знаний. Динамические стереотипы (поведения) – это система наработанных у любого человека, алгоритмов поведения, привычек. Они 1) определяют физиологию живого организма на мышечно-сухожильном, биохимическом и психическом уровнях. Они 2) очень устойчивы, и 3) очень часто возникают как «побочные продукты». Сама естественная потребность, из-за удовлетворения которой тот или иной динамический стереотип изначально возникает, может отмереть, измениться. Однако 4) возникший таким образом динамический стереотип поведения, сам превращается в самостоятельную потребность, без удовлетворения которой этот человек далее уже не мыслит своего существования. В дальнейшем по этому же принципу нарабатываются все новые и новые динамические стереотипы поведения. Старые привычки, ставшие к этому моменту потребностями организма, 5) существенно определяют поведение человека. В свою очередь, эти новые потребности, нарастая как снежный ком, образуют все новые и новые привычки (стереотипы поведения). Все это формирует мощную очень консервативную систему, которая обладает своим собственным мультипликактивным эффектом.

По всей видимости, можно выделить несколько групп стереотипов поведения. Первая группа заложена в гены человека предыдущими поколениями. Вторая группа возникла в ходе воспитания семьей, окружением в детском саду, школе, институте, спортивных секциях, клубах по интересам, восприятия опыта коллег при выполнении той или иной работы и т.д. Таким образом, она построена на восприятии чужого опыта, подражании чужому поведению (старшего брата или сестры, отца или матери, друзей, учителей или героев из любимых сказок, книг и фильмов). Третья группа сложилась как личный опыт в процессе собственной жизни. Как следствие, в значительном большинстве случаев поведение современного человека определяется не естественными  потребностями его существования (т.е. не тем, что действительно могло бы доставить удовольствие слуху, обонянию, вкусу, осязанию или зрению). Его поведение, как аналог компьютерных программ, будет определяться тем, что  по каким- то даже для него неведомым на первый взгляд причинам стало «привычно»,  а также «популярно», «правильно», «полезно», «модно» или «нужно» с точки зрения ума и мнения общества, к которому этот человек себя причисляет. Таким образом, стереотипы поведения «прошивают» любой живой организм насквозь, определяя любые его процессы как на микро,-  так и на макро- уровне в био- и социальной среде. Они словно панцирной сеткой пронизывают психику и физиологию любого человека, увязывая его вкусы и желания всевозможными взаимными обязательствами и нормами поведения.

С одной стороны, все это упрощает быт, снимая многие трудности в жизни людей. Однако, с другой стороны, современный человек, не замечая этого, словно трамвай, начинает двигаться по каким-то не до конца понятным ему «рельсам», которые в принципе могут быть вредны или чужды как его физиологии, так и психике. Эти система наработанных программ как бы проводит своеобразный мониторинг любых процессов, протекающих в организме. Каким- то процессам стереотипы поведения тут же дают «зеленый свет». Какие- то процессы стереотипы поведения, напротив, гасят, усиливая в этом случае за их счет иную доминанту, иной доминирующий в организме процесс и отражающую его группу стереотипов поведения. Какие- то процессы стереотипы поведения вообще блокируют полностью. Большинство намечаемых процессов и реакций на эти процессы со стороны стереотипов поведения протекают практически неосознанно (бессознательно, как указывал З.Фрейд) для мозга человека. Однако при этом многие люди замечают следующее. Если им по каким-либо причинам приходится отклоняться от привычных схем поведения, они ощущают непреходящий дискомфорт, «нехорошесть» на душе. Стремясь избежать появления таких чувств, человек старается совершать поступки привычным образом.

Маленькие дети имеют минимум динамических стереотипов поведения. Их жизнь раскрашена яркими красками, легкими свежими эмоциями. В большинстве поступков малышей просматривается жизнерадостность и позитив. По мере взросления у них копится багаж из представлений о том, что хорошо и что плохо, как надо и как не надо поступать. Эти «рельсы» проложены по очень неустойчивой основе. Объясняется это тем, что любые стереотипы поведения есть продукт вчерашнего дня, а жизнь - это живое, новое, а, значит, изменчивое. Получается, что это новое сегодняшнего дня очень жестко втискивается в прокрустово ложе схем, которые были наработаны человеком в прошлом . Рано или поздно наступают сбои в делах. Понять, почему это происходит, человеку бывает очень сложно. Ему кажется, что он все понимает и делает «правильно», «как все». Однако намеченные им планы не реализуются. Это может породить у любого человека дискомфорт в жизни, уныние, агрессию по отношению к окружающим людям. Фактически, речь идет о появлении «Черного лебедя», т.е. кризиса, который спровоцировали сами люди, разум которых на определенном этапе жизни оказался «закупорен». Налицо серьезная предпосылка для кризиса личности, о которой в последнее время много и очень громко говорят социологи и психологи.  Отметим в этой связи, что изменения качества производительных сил - это важный фактор, который необходимо учитывать в исследовании любых кризисов, в том числе кризисов общественного производства. Попытаемся применить закономерности развития живых организмов к объектам управления в народном хозяйстве в рамках наших представлений о теории антикризисного управления.


4. Интеллектуальный капитал как система динамических стереотипов поведения и его место в исследовании «объекта управления- живого организма»


Еще в работе К.Маркса, «Капитал», вводились понятия «постоянного» и «переменного» капитала. Под постоянным капиталом понимались здания, станки, оборудования, сырье, полуфабрикаты и т.д. По мнению К.Маркса, постоянный капитал не создает новую стоимость, а, амортизируя, переносит на вновь созданный товар часть своей стоимости. В отличие от постоянного капитала переменный капитал создает новую стоимость. Переменным капиталом К.Маркс называл рабочую силу, которая задействована в процессе общественного производства. Очевидно, что рабочая сила как экономическая категория абстрактна. Последующие исследования позволили сконструировать более эффективную модель.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.