Рефераты. Анализ затрат на качество продукции






Анализ затрат на качество продукции

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики и управления хозяйством

РЕФЕРАТ

Анализ затрат на качество продукции

(по дисциплине «Управление качеством»)

Студента 4 курса экономического факультета

I группы Лукьянова К. Л.

Калининград 1998

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции 4
2. Информационная база анализа затрат на качество продукции 9
3. Методы анализа затрат на качество 14

3.1. Метод функционально-стоимостного анализа 14

3.2. Методы технического нормирования 19

3.3. Некоторые другие методы анализа затрат на качество 21
4. Анализ брака и потерь от брака 25
Заключение 29
Список используемых источников 30

ВВЕДЕНИЕ

НИКАКИЕ РЫНОчНЫЕ ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ МОГУТ БЫТЬ ДОСТИГНУТЫ, ЕСЛИ ЕГО
ПРОДУКЦИя НЕ ПОЛЬЗУЕТСя СПРОСОМ. ПОЭТОМУ ВОПРОСЫ, СВяЗАННЫЕ С ОБЕСПЕчЕНИЕМ
КАчЕСТВА, НЕ МОГУТ РАССМАТРИВАТЬСя В ОТРЫВЕ ОТ ЭКОНОМИчЕСКОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИяТИя. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, С РАЗВИТИЕМ КОНКУРЕНЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ПОяВЛяЕТСя НАСУЩНАя НЕОБХОДИМОСТЬ ТЕСНОЙ УВяЗКИ ЗАТРАТ НА КАчЕСТВО С
КОНЕчНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ, УРОВНЕМ КАчЕСТВА
ИЗДЕЛИЙ, ОБЪЕМОМ ПРОДАЖ, ПРИБЫЛЬЮ, чТО ПОЗВОЛяЕТ ЭФФЕКТИВНЕЕ УПРАВЛяТЬ
ПРЕДПРИяТИЕМ И ДОБИВАТЬСя БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ПРИБЫЛИ.

В СИЛУ УСЛОВИЙ, СЛОЖИВШИХСя В РАМКАХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ
ПЛАНИРОВАНИя И УПРАВЛЕНИя НАРОДНЫМ ХОЗяЙСТВОМ, НА ОТЕчЕСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИяТИяХ ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ И УчЕТА ЗАТРАТ НА КАчЕСТВО НЕ УДЕЛяЛОСЬ
ДОЛЖНОГО ВНИМАНИя. ПОСКОЛЬКУ С ПЕРЕХОДОМ К РЫНОчНЫМ ОТНОШЕНИяМ ИНФОРМАЦИИ О
ЗАТРАТАХ НА КАчЕСТВО ПРЕДНАЗНАчАЕТСя ОДНА ИЗ КЛЮчЕВЫХ РОЛЕЙ НЕ ТОЛЬКО В
ПРИНяТИИ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИя КАчЕСТВОМ, НО И ВЫРАБОТКЕ ВСЕЙ
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИя ПРЕДПРИяТИя, ОСОБО ВАЖНОЕ ЗНАчЕНИЕ ПРИОБРЕТАЕТ ЕЕ УчЕТ
И АНАЛИЗ.

ДАННАя РАБОТА СОСТОИТ ИЗ 4 ГЛАВ И СОДЕРЖИТ 8 РИСУНКОВ, 7 ТАБЛИЦ И 10
ФОРМУЛ.
1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИя И ВИДЫ ЗАТРАТ НА КАчЕСТВО ПРОДУКЦИИ

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ СОПРОВОЖДАЕТСя ИЗДЕРЖКАМИ ПРОИЗВОДСТВА
И ОБСЛУЖИВАНИя. ОШИБОчНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, чТО ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
ВЫСОКОГО КАчЕСТВА ОПРЕДЕЛяЕТСя ЗНАчИТЕЛЬНЫМ УВЕЛИчЕНИЕМ ЗАТРАТ, яВЛяЛОСЬ В
ПРОШЛОМ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕПяТСТВИЙ НА ПУТИ СОЗДАНИя БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫХ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИя КАчЕСТВОМ.

В ОБЩЕМ СМЫСЛЕ, ЗАТРАТАМИ НА КАчЕСТВО яВЛяЮТСя РАСХОДЫ, СВяЗАННЫЕ С
УСТАНОВЛЕНИЕМ УРОВНя КАчЕСТВА, ЕГО ДОСТИЖЕНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА,
КОНТРОЛЕМ, ОЦЕНКОЙ И ИНФОРМАЦИЕЙ О СООТВЕТСТВИИ ПРОДУКЦИИ ТРЕБОВАНИяМ
КАчЕСТВА, НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ, А ТАКЖЕ РАСХОДЫ, СВяЗАННЫЕ С
УСТАНОВЛЕНИЕМ ОТКАЗОВ ИЗДЕЛИЙ НЕ ПРЕДПРИяТИИ ИЛИ В УСЛОВИяХ ЕГО
ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕМ.

КАчЕСТВО ПРОДУКЦИИ ДОЛЖНО ГАРАНТИРОВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕГО
ЗАПРОСОВ, НАДЕЖНОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЭКОНОМИЮ ЗАТРАТ. ЭТИ СВОЙСТВА ФОРМИРУЮТСя
В ПРОЦЕССЕ ВСЕЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИяТИя, НА ВСЕХ ЕЕ
ЭТАПАХ И ВО ВСЕХ ЗВЕНЬяХ. ВМЕСТЕ С НИМ ОБРАЗУЕТСя СТОИМОСТНАя ВЕЛИчИНА
ПРОДУКТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАя ЭТИ СВОЙСТВА ОТ ПЛАНИРОВАНИя РАЗРАБОТОК ПРОДУКЦИИ
ДО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИя. НА РИС. 1 ПОКАЗАНА ЦЕПОчКА
ФОРМИРОВАНИя ЗАТРАТ И СТОИМОСТИ ТОВАРА И УСЛУГИ.

|ПРОЕКТИРОВАНИЕ | |ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА| |ПРОДАЖИ |
| | | | | |
|ТЕХНОЛОГИчЕСКОЕ | |ПЛАНИРОВАНИЕ МОЩНОСТИ | |ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ |
|ПЛАНИРОВАНИЕ | | | |ПЛАНИРОВАНИЕ |
| | | |
| |ОРГАНИЗАЦИя И | |
| |ПОДГОТОВКА | |
| |ПРОИЗВОДСТВА | |
| | | |
| | | |
| |СНАБЖЕ| |ХРАНЕНИ| |ПРОИЗВО| |ХРАНЕНИЕ| |ОТГРУЗКА И| |ПОСЛЕПРО| |
| |НИЕ | |Е | |ДСТВО | |ГОТОВОЙ | |ПРОДАЖА | |ДАЖНОЕ | |
| | | |ВХОДяЩИ| | | |ПРОДУКЦИ| |ГОТОВОЙ | |ОБСЛУЖИВ| |
| | | |Х | | | |И | |ПРОДУКЦИИ | |АНИЕ | |
| | | |ЗАПАСОВ| | | | | | | | | |
| | | | | |

Рис. 1. Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции

Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т.е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становиться ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевают под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.

Затраты на качество связаны не только непосредственно с производством продукции, но и с управлением этим производством.

Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно- технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

Если разработка и конструирование новой продукции осуществляются внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.

В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:

. транспортные – внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции;

. снабженческие – закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов;

. затраты на подразделения, контролирующие производство;

. затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия и др.;

. затраты на деятельность других служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат – через амортизационные отчисления, и трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).

С ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИя ЗАТРАТАМИ, СВяЗАННЫМИ С ОБЕСПЕчЕНИЕМ КАчЕСТВА
ПРОДУКЦИИ, НАДО РАЗЛИчАТЬ БАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТСя В ПРОЦЕССЕ
РАЗРАБОТКИ, ОСВОЕНИя И ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ И яВЛяЮТСя В ДАЛЬНЕЙШЕМ
ДО МОМЕНТА ЕЕ СНяТИя С ПРОИЗВОДСТВА ИХ НОСИТЕЛЕМ, И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ,
СВяЗАННЫЕ С ЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ И ВОССТАНОВЛЕНИЕМ УТЕРяННОГО
(НЕДОПОЛУчЕННОГО ПО СРАВНЕНИЮ С ЗАПЛАНИРОВАННЫМ) УРОВНя КАчЕСТВА.

Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.

Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и прочим условиям. Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.

Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией.

По классификации А. Фейгенбаума, затраты на качество делятся на:

1. Расходы на проведение предупредительных мероприятий а) планирование качества (организационное обеспечение качества, проектирование изделия, исследования в области надежности и т.д.); б) контроль технологического процесса (изучение и анализ технологических процессов, контроль над процессом производства и т.п.); в) проектирование аппаратуры, применяемой для получения информации о качестве (проектирование аппаратуры, используемой для определения качества продукции и технологического процесса, сбора данных, их обработки и т.д.); г) обучение методам обеспечения качества и работа с кадрами
(разработка программ подготовки кадров, направленных на правильное применение работниками методов управления качеством); д) проверка конструкции изделия (предпроизводственная оценка продукции); е) разработка систем управления (разработка и управление комплексными системами качества, их совершенствование); ж) другие расходы, связанные с проведением предупредительных мероприятий.

2. Расходы на оценку качества а) проведение испытаний и приемочный контроль материалов (оценка качества закупочного материала, командировочные расходы контролеров);

Б) ЛАБОРАТОРНЫЕ ПРИЕМОчНЫЕ ИСПЫТАНИя (ПРОВЕДЕНИЕ ВСЕХ ВИДОВ ИСПЫТАНИЙ
В ЛАБОРАТОРИИ ИЛИ ИСПЫТАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ДЛя ОЦЕНКИ КАчЕСТВА ЗАКУПОчНОГО
МАТЕРИАЛА);

В) ЛАБОРАТОРНЫЕ ИЗМЕРЕНИя (ИЗМЕРЕНИя, ПРОВЕРКА КОНТРОЛЬНО-
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ, ИХ РЕМОНТ И Т.П.);

Г) ТЕХНИчЕСКИЙ КОНТРОЛЬ (ОЦЕНКА КАчЕСТВА ПРОДУКЦИИ РАБОТНИКАМИ СЛУЖБЫ
ТЕХНИчЕСКОГО КОНТРОЛя);

Д) ИСПЫТАНИя ИЗДЕЛИЙ (ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОДУКЦИИ);

Е) САМОКОНТРОЛЬ (ПРОВЕРКА КАчЕСТВА ПРОДУКЦИИ САМИМИ РАБОчИМИ);

Ж) АТТЕСТАЦИя КАчЕСТВА ПРОДУКЦИИ СТОРОННИМИ ОРГАНИЗАЦИяМИ;

З) ТЕХНИчЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПРОВЕРКА АППАРАТУРЫ, ПРИМЕНяЕМОЙ ДЛя
ПОЛУчЕНИя ИНФОРМАЦИИ О КАчЕСТВЕ (ПРОВЕРКА И ТЕХНИчЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭТОЙ
АППАРАТУРЫ);

И) ТЕХНИчЕСКАя ПРОВЕРКА ПРОДУКЦИИ И РАЗРЕШЕНИЕ ОТГРУЗКИ (АНАЛИЗ
ДАННЫХ, ПОЛУчЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИя ИСПЫТАНИЙ И ТЕХНИчЕСКОГО
КОНТРОЛя, ВЫДАчА РАЗРЕШЕНИя НА ОТГРУЗКУ ПРОДУКЦИИ);

К) ИСПЫТАНИя В УСЛОВИяХ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

3. ИЗДЕРЖКИ ВСЛЕДСТВИЕ ОТКАЗОВ, ВЫЗВАННЫХ ВНУТРЕННИМИ ПРИчИНАМИ

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.