Торговая площадь СООО «Скерон» не изменилась и составила 1000 м2, товарооборот на 1 м 2 торговой площади увеличился на 11,093 млн. руб. в действующих ценах и снизился на 6,372 млн. руб. в сопоставимых ценах.
СООО «Скерон» успешно выполнил план по укомплектованию численности работников и производительности их труда, что положительно сказалось на развитии товарооборота. Среднесписочная численность работников СООО «Скерон» по сравнению с 2007 г. увеличилась на 5 чел. В связи с тем, что темп роста товарооборота превысил темп изменения численности работников, товарооборот на одного работника увеличился на 91,98 млн. руб. в действующих ценах и снизился на 47,86 млн. руб. в сопоставимых ценах.
2.2 Анализ системы управления персоналом в СООО «Скерон» и ее эффективность
Среднесписочная численность работников СООО «Скерон» на 01.01.2008 г. составляла 102 чел., а на 01.01.2009 г. - 107 чел. Динамика среднесписочной численности персонала СООО «Скерон» за 2007-2008 гг. по категориям персонала представлена данными рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 Динамика численности работников СООО «Скерон» по категориям персонала за 2007-2008 гг
Как видно из данных рисунка 2.2, численность руководителей и специалистов СООО «Скерон» за 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизилась на 1 чел. в каждой категории, а численность рабочих, наоборот, увеличилась - на 7 чел. Проведем анализ распределения функций в аппарате управления СООО «Скерон», данные анализа представим в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Функциональная матрица СООО «Скерон»
Наименование и содержание функции управления
Наименование и содержание процедур
Исполнители
отдел маркетинга
бухгалтерия
отдел снабжения
производственные участки
отдел сбыта
ПЭО
1
2
3
4
5
6
7
8
Прогнозиро-вание
Анализ. Планирование. Прогнозирование
О, П, У, С
П, С
П, У
-
У
Р, С
Организация
Руководство. Распределение обязанностей. Обобщение информации
Координация
Установление отв. лиц
П
Р
Стимулиро-вание
Материальное поощрение
П, О, Р
Учет и контроль
Ведение учета. Предварительный, текущий, последо-вательный контроль
В таблице приняты следующие обозначения:
О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ;
П - представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
У - участвует в выполнении данной функции;
С - согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы;
Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.
Таким образом, анализ показывает, что некоторые отделы практически не принимают участия в управлении (производственные участки), другие же дублирует функции управления, то есть имеются недочеты в организации. В реализации функций организации и координации отделы принимают участие только с правом совещательного голоса. Данные функции целиком возложены на высшее руководство.
В СООО «Скерон» определены общие подходы к деятельности по управлению человеческими ресурсами:
1. Планирование трудовых ресурсов в СООО «Скерон».
2. Обеспечение кадрами в СООО «Скерон».
3. Система адаптации персонала (организация труда и отношения с работниками).
4. Система развития персонала (развитие работников).
СООО «Скерон» управляют специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики организации лежат два основных критерия - образование, а также опыт работы в сфере торговли. Подбор кадров в СООО «Скерон» осуществлен в соответствии с требованиями должностных инструкций, уровень квалификации постоянно повышается, что характеризует данную организацию с положительной стороны. Для всех работников разработаны должностные инструкции и инструкции по технике безопасности. Организация и культура труда управленческого персонала в СООО «Скерон» соответствует современным требованиям. Смело принимаются и реализовываются нестандартные и новые решения, которые обсуждаются коллегиально во время проведения деловых переговоров и совещаний.
При написании курсовой работы были проведены исследования, которые показали, что в СООО «Скерон» используются следующие источники найма персонала: рекомендации друзей и родственников; рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала; объявления, реклама; различные источники внутри предприятия; инициативные письма-обращения о приеме; отдел занятости. Проанализировав данные источники найма, мы можем сказать, что наибольший удельный вес при приеме на работу занимают рекомендации друзей и родственников, внутренние источники при найме составляют лишь 17 % от общего числа (таблица 2.3). К внутренним источникам в данном случае следует отнести продвижение по служебной лестнице.
Таблица 2.3. Источники найма кадров предприятия СООО «Скерон» в 2008 г.
Наименование источника найма
Удельный вес, %
Рекомендации друзей и родственников
Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала
Объявления, реклама
Источники внутри предприятия
Инициативные письма-обращения о приеме
Отдел занятости
35
15
25
17
Всего:
100
Прием и отбор персонала на работу в СООО «Скерон» идет на основании рекомендаций сотрудников отделов, а также по результатам запросов в центры занятости и кадровые агентства. Основным критерием оценки работников является их трудовая деятельность, образование, они должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовые рисковать и нести ответственность. Также небольшим процентом (15 %) является принятие сотрудников через консультативные фирмы.
При наборе персонала в 2008 г. СООО «Скерон» обращалось к следующим кадровым агентствам: «Статус», «АТТИКА», «АНКОР» и «Коллекция открытий». Однако наиболее эффективной оказалась работа с агентством «Коллекция открытий», так как оно работает без предоплаты, то есть услуги оплачиваются только после того, как выбран кандидат. Сроки подбора специалистов составляют от 1 до 3 недель, а стоимость услуг составляет от 12 до 17 % от годового дохода специалиста. Агентство берет на себя ответственность за соответствующее исполнение кандидатом своих обязанностей в течение испытательного срока, обычно от 3 до 6 месяцев. В случае если кандидат не проходит испытательный срок, агентство гарантирует бесплатную замену кандидата.
Этап 1. Знакомство с производственными особенностями организации, включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, корпоративной этикой, правилами поведения т. д.
Этап 2. Практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Непосредственный руководитель проводит ознакомление новичков с предприятием и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами, объясняет задачи и требования, предъявляемые к работе, вводит работника в рабочую группу, поощряет помощь новичкам со стороны опытных работников. Программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). В обязательном порядке производятся инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Этап 3. Действенная адаптация. Для повышения эффективности действенной адаптации новичку назначается наставник.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Типовая должностная инструкция специалиста по адаптации персонала в СООО «Скерон» приведена в приложении В. Программа мероприятий по адаптации персонала СООО «Скерон» приведена в таблице 2.15
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7