Рефераты. Анализ и оценка систем организации управления муниципальными образованиями в зарубежных странах






Местное самоуправление Австрии, Бельгии и Нидерландов также относится к модели местного самоуправления германской правовой семьи очень близко по структуре и основным принципам организации к системе местных органов власти в Германии. Особенностью австрийской национальной системы является большая централизация управления - как за счет активного и непосредственного вмешательства федерального правительства в регулирование вопросов местного управления, так и за счет значительной централизации управления на уровне провинций (субъектов федерации). Местное управление в провинциях гораздо более унифицировано, чем в Германии. Федеральная Конституция регулирует обязательность существования органов местного самоуправления, структуру, их полномочия и формы контроля за их деятельностью. В Австрии существует лишь один законодательно признанный уровень местного самоуправления, формируемый общинами (Orstgemeinden). Низшим уровнем территориальной организации в Бельгии, например, представлен весь спектр органов местного управления. Полномочия и их выполнение. Особенностью распределения полномочий между разными уровнями управления в Дании, например, является следующий парадокс: в законе о местном управлении отсутствует перечень дел местного значения и, шире, компетенций органов местного самоуправления. Это делает очень условными правовые гарантии местного самоуправления, но обеспечивает гибкость регулирования. Другая особенность, характерная для всех стран скандинавской системы - управление максимально децентрализовано с точки зрения исполнительской сферы деятельности деятельности. Фактически у государства нет исполнительских полномочии и оперативного управления в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, регулирования занятости, экологической политики и других. Действует многоуровневая система финансового выравнивания, среди критериев перераспределения ресурсов - фискальный потенциал, доля в общем населении специальных категорий лиц, (пенсионеров, молодежи, школьников и т.д.), доля в населении коммуны иммигрантов и так далее.

Таким образом, в современном мире, в западных демократических государствах сегодня функционирует несколько макросистем местного управления: британская, романская, американская, германская и скандинавская, кроме того, в качестве самостоятельных моделей (систем) можно рассматривать местное самоуправление в Японии, Китае, Индии, в Африке, в странах Восточной Европы другие. Некоторые ученые полагают, что в рамках макросистем существует около 200 национальных моделей (систем) местного самоуправления. Безусловно, мировой опыт развития и совершенствования местного самоуправления непременно должен и может быть использован в России.


3. ПЕРПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

3.1 Направления и факторы развития и совершенствования местного самоуправления


Возрастание динамики социально-экономического развития, перемены политики, экономики, информатики, техники, науки, глобализация и интернационализация процессов во всех сферах ведут к взаимовлиянию и обогащению теории и практики развития местного самоуправления в различных странах. Направлениями совершенствования местного самоуправления являются организация муниципальной службы, структурные элементы, формы демократии, технологии работы, правовое обеспечение, содержание, состав и формирование муниципальной собственности, административные и управленческие проблемы, формы и методы контроля местного самоуправления, приспособление к меняющимся условиям различны и многие другие, важно чтобы они происходили в направлении развития демократических институтов самоуправления.

Исходя из зарубежного опыта направлениями и факторами развития местного самоуправления, на наш взгляд, должны стать, изменения происходящие внутри самих систем: новые структуры, новые технологии управления, новая структурная организация, а также преобразования, связанные с инновационным, технологическим обеспечением управления местного самоуправления, сочетание модернизации и конструктивного консерватизма, позитивное государственное воздействие на процессы социально-экономических, административных, организационных отношений в обществе, тактика эволюционного развития общественных отношений.

Темпы и масштаб, процесс преобразований изменений должны носить комплексный характер – в структуре институтов местного самоуправления, органах управления, структуре и содержании правовых норм, коммуникационных связях, в структуре интересов, ценностей, предпочтений зависят от конкретной ситуации. Обнаружение, идентификацию существующих проблем есть реактивная форма совершенствования, активная же - ориентирована на выработку определенной стратегии.

Так, исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Разделение полномочий между РФ и субъектами определено в статьях 71-73 Конституции РФ, которая определяет два уровня юрисдикции: ведение Российской Федерации; совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов [27, c. 21].

Несмотря на то, что де-юре в Конституции предусмотрено разделение полномочий, де-факто в этой области остается немало неопределенностей и нерешенных проблем. С момента провозглашения суверенитета в 1990 году, степень автономии субъектов Российской Федерации остается спорным вопросом. Российская система государственной власти имеет три типа структуры.

Первый - это федеральная структура, второй - система правительств субъектов федерации, третий - система местного самоуправления. Но, например, статус самоуправления районов до конца не ясен. В Ленинградской области, например, районы до не давнего времени имели только глав администраций (назначаемых, а не выборных) и не имели представительных органов, в Амурской области районы имеют только административные органы и могут избирать представительный орган самоуправления, если пожелают [20, c.116].

Таким образом, к органам местного самоуправления в РФ нужно отнести те органы управления, которые находятся в иерархической структуре управления ниже уровня субъектов федерации Соответственно, государственная власть делится на федеральную и региональную. А местное самоуправление относится к муниципальной. Местное самоуправление - в идеале самоорганизация самих жителей, но только в идеале. Конкретная структура и форма местного самоуправления (например, прямая или представительная демократия) определяются местной общиной. Представительные органы существенно отличаются друг от друга по типу организации. Далеко не всюду имеются выборные органы. Так, например, в Удмуртской республике, Республике Марий Эл и в Калининградской области только города и районы (в отличие от сел и сельсоветов) имеют представительные органы в точном смысле слова; в Рязанской области эти органы представлены в городах и селах, но отсутствуют в районах и сельсоветах; в Адыгейской Республике сельские районы имеют органы самоуправления, а районы и города имеют только подразделения государственной администрации, подотчетные администрации более высокого уровня.

Поскольку система местного самоуправления еще не получила полного развития, то органы местного самоуправления, фактически, действуют как звенья исполнительской цепочки [1, c.73]. Органы местного самоуправления наделяются правосубъектностью, в том числе административной, с тем, чтобы облегчить становление и развитие, которое находится фактически на начальной стадии. Однако, детальное регламентирование местного самоуправления несовместимо с его природой и целями. При этом статус представительных органов местного самоуправления относится к сфере Конституционного права, а административным правом устанавливается статус органов местного самоуправления, осуществляющих функции управленческого характера. Орган исполнительной власти - это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера, относится к государственным органам и в этом своем качестве отличается от органов исполнительной власти местного самоуправления. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Ст. 12 Конституции РФ закрепляет положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем система местного самоуправления - это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества и государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью. Поэтому можно говорить лишь об известных пределах независимости органов местного самоуправления в решении местных дел - тех пределах, которые устанавливает Конституция РФ и федеральное законодательство. Развернутое же правовое регулирование деятельности муниципальных образований входит в компетенцию субъектов федерации (ст.73 Конституции РФ). Весомая роль в регулировании местного самоуправления принадлежит уставам муниципальных образований. Норма ст. 131 Конституции РФ, гласит, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, то есть через институт местного референдума. Направления совершенствования предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления - закрепляемые нормами муниципального права определяют области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция регулируется федеральными законами и законами субъектов РФ. ФЗ №131 определяет предметы ведения местного самоуправления в целом, указывая вопросы местного значения, которые находятся в ведении муниципального образования. Предметы ведения конкретных органов местного самоуправления закрепляются также в уставах муниципальных образований, определяют статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т. д.) Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, органами местного самоуправления права и обязанности, для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования определяют пределы самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и делятся на две группы: собственные полномочия местного самоуправления, то есть полномочия, которые признает за муниципальным образованием государство. Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями осуществляется федеральным законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Федеральный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется Представителем Президента. Направления правового регулирования местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.