Вся управленческая деятельность местных органов Англии, Уэльса и Шотландии осуществляется через советников, комиссии и административный аппарат, работают в них безвозмездно или по совместительству. Они образуют отраслевые и функциональные комитеты и комиссии, в которых и решаются основные вопросы. Обычно две трети состава комитета (комиссии) - это советники, а одна треть - нанимаемые советом эксперты и местные служащие. Только финансовый комитет состоит полностью из советников, а комитет по делам полиции должен помимо них включать в свой состав и мировых судей. Советы нанимают служащих, которыми руководит главный администратор. Руководство отраслями местного управления сосредоточено в руках комиссий, образуемых советом. Все местные советы (некоторые насчитывают свыше 100 человек) делегируют комиссиям многие свои полномочия. Постоянные (статуарные) комиссии, создание которых является обязанностью совета, формируются из числа членов совета, каждый из которых может входить сразу в несколько комиссий. В составе прочих комиссий может быть до 1/3 лиц, не являющимися советниками. Статуарные комиссии создают, в основном, для обеспечения общественного порядка (например, комиссии по делам полиции).
В системе местных органов Великобритании, как правило, создаются два вида комиссий [31 c.321]:
- вертикальные - ведающие отдельными отраслями управления;
- горизонтальные - осуществляющие функции по координации работы вертикальных комиссий и органов управления
Основные области деятельности местных комиссий относятся к различным социальным службам, образованию, финансам. Число комиссий, персональный состав и полномочия предопределены нормами регламента работы каждого совета. Такие регламенты закрепляют структуру, полномочия и процедуру деятельности местного совета и его структурных подразделений, кворум сессии. Численный состав комиссий может весьма различаться.
Руководит советом председатель (мэр - mayor), избираемый из числа его членов. Мэр не обладает никакими полномочиями, связанными с исполнительной властью; кроме председательства он осуществляет лишь представительские функции. Советы двух ведущих звеньев местного управления (в муниципалитетах и графствах) осуществляют управленческую деятельность через свои сессии, работу комиссий и исполнительного аппарата. Главный администратор (chief executive) - глава местной администрации - под своим руководством объединяет работу всех отделов, назначается на должность советом, формально не является главой исполнительной власти, все полномочия по местному управлению принадлежат совету, который может делегировать служащим, в том числе администратору, лишь второстепенные функции. Именно совет отвечает за все действия представительной и исполнительной власти. И представительная, и исполнительная власть осуществляются советом непосредственно и через комитеты, а администратор выполняет лишь технические функции. Другая крайность, также встречающаяся в Великобритании - главный администратор, который фактически возглавляет исполнительную власть сообщества. Между этими двумя вариантами существует огромное количество промежуточных форм взаимоотношений между советом и администрацией.
В соответствии с законом о местном управлении 2000 г. все советы должны формировать самостоятельный орган исполнительной власти. Закон предусматривает три варианта исполнительной власти [25, c.317]:
- система мэр и кабинет: прямые выборы мэра, который руководит исполнительной властью и назначает от 2 до 9 своих помощников (кабинет);
- система лидер и кабинет: выборы главы исполнительной власти из состава совета, тогда как помощников (кабинет) может назначать либо лидер, либо совет;
- система мэр и управляющий от совета: всенародно избранный мэр делит полномочия исполнительной власти с управляющим, которого назначает совет профессиональных чиновников.
Компетенция местных органов самоуправления. Основной чертой, отличающей британское местное управление от стран континентальной Европы является отсутствие общей компетенции. Однако, на национальном уровне также принимаются общие нормативные акты, относящиеся к функционированию местной власти. Основной объем полномочий местных органов регулируется законами 1972 г. (Англия, Уэльс) и 2003 г. (Шотландия) о местном управлении; ряд существенных изменений внесен законами 1980, 1985 и 2005 гг. Полномочия местных органов власти (Англия, Уэльс) можно представить следующим образом: Советы графств - составляют и утверждают территориальные планы на десятилетний период, которые содержат задания по использованию и улучшению дорог, строительству различных производственных и социально-культурных объектов, учреждений общественного пользования (жилых домов, школ, сельскохозяйственных и коммерческих заведений). Планы принимаются с учетом экономического, социального и демографического факторов развития соответствующих территорий, местные органы контролируют деятельность промышленных предприятий по вопросам экологии, санитарными условиями на промышленных стройках, следят за деятельностью крематориев, содержанием кладбищ, уборкой улиц, содержанием парков, за использованием земельных участков в городах и земельных наделов в сельской местности, национальных парков, уполномочены обеспечивать функционирование театров, танцевальных и увеселительных заведений и другие, вправе издавать в этом отношении акты административного характера [31, c.297].
Местные органы управления обеспечивают дошкольное обслуживание и школьное образование, обеспечение школ, организацию питания детей, обеспечение стипендиями части студентов высших учебных заведений, обеспечение продолжения образования для лиц, оканчивающих среднюю школу, решают проблему трудоустройства молодежи.
Для управления здравоохранением в Великобритании предусмотрены три вида органов: органы управления больницами, назначаемые соответствующими правительственными учреждениями; назначаемые местными исполнительными органами; учреждения, управляемые местными органами управления. Вопросами жилищного хозяйства в основном занимаются городские окружные местные советы, которое включает в себя собственно жилищные вопросы, проблемы окружающей среды, ее защиты, благоустройства жилых территорий, расчистки территорий, занимаемых трущобами. Финансирование осуществляется правительственными органами и поступлениями от платежей квартиросъемщиков. Местные власти ведают также вопросами транспорта и дорожного дела. Некоторые функции в сфере дорожного строительства осуществляют также приходские и общинные советы. Местные органы обязаны обеспечивать ремонт дорог, контролировать транспортное движение и пешеходные дороги. В число их полномочий входят:
- жилищное строительство;
- дорожное строительство;
- городской пассажирский транспорт;
- водоснабжение;
- градостроительство и землеустройство;
- поддержка культуры и досуга.
Основные элементы политики консервативного правительства - финансовая централизация; законодательное введение обязательного конкурентного предоставления услуг(compulsory competetive tendering); некоторые виды деятельности местных органов безоговорочно передавались (частично или полностью) в частный сектор; никакое действие муниципалитетов не может создавать препятствий свободной конкуренции и другие. Лейбористское правительство приостановило эти тенденции [23, c.79]. Финансовые средства местных органов формируются за счет правительственных субсидий и местных налогов, и графства, и округа, и унитарные образования собирают одни и те же налоги. Традиционный налог на жилище (domestic rate) был заменен в2000г. на местный налог (community charge) за проживание. Базой налогообложения является стоимость недвижимости, используемой как жилье. Налог на нежилые помещения (поп domestic rale) самостоятельно собирается и устанавливается местными советами. Местные советы могут собирать сборы за потребление и плату за оказанные услуги. Правительственные трансферты предоставляются местному самоуправлению в двух основных формах: единые дотации и специфические субсидии и направлены на покрытие разницы между предполагаемыми расходами и доходами от местных финансовых источников. Основная дотации - грант поддержки доходов (Revenue Support Grant). По данным 2007 года 84% расходов местных советов покрывались правительственными дотациями и субсидиями [25, c.115].
Кроме классических органов самоуправления, на местном уровне присутствует огромное количество отраслевых органов управления. Они не являются выборными, но и не могут быть безоговорочно названы органами прямого государственного управления, формируются путем назначения их членов вышестоящими организациями (правительственные департаменты (министерства), автономные органы публичного управления. У них относительная самостоятельность в вопросах распоряжения бюджетом. Эти отраслевые органы управления объединяются акронимом QUANGOS - неправительственные полуавтономные организации (тресты по жилищному строительству, корпорации городского развития, корпорации поддержки образования, советы по переподготовке и предпринимательству, учреждения здравоохранения, кондоминиумы жильцов и другие).
2.2 Американская модель местного самоуправления, и ее характеристика
Местное управление в США характеризуется широкой децентрализацией, определенной независимостью муниципалитетов от центрального правительства и даже от штатов, отсутствием прямого подчинения органов местного управления государственной власти. Так, в США в целом принят характерный для англосаксонских стран принцип позитивного регулирования компетенции местных органов. Однако, каждый штат решает этот вопрос по-своему. Однако, каждый штат решает этот вопрос по-своему. Правовые основы местного управления не регулируются конституцией США. Здесь существует только один уровень конституционного закрепления статуса органов муниципального управления – штатный. Штаты конституционно уполномочены решать вопросы, связанные с организацией местного управления на своей территории, устанавливать обязательства,
привилегии, полномочия, ограничения для органов местного управления или креатур штата. Власти штатов определяют правовую и организационную структуру креатур. В США существует 50 различных муниципальных систем, в конституциях практически всех 50 штатов содержаться положения, посвященные организации и деятельности муниципалитетов. Конституции всех штатов можно подразделить на две группы [29, c.31]. В первую группу входят конституции, содержащие незначительное количество правовых норм, регулирующих статус муниципалитетов, причем эти нормы, прежде всего связаны с установлением определенных ограничений деятельности местных органов (штаты Алабама, Делавер, Массачусетс, Миссисипи, Теннесси.). Вторую группу составляют конституции, которые содержат положения основ организации и деятельности муниципалитетов, понятия органов местного управления, назначение системы муниципальных подразделений, место муниципалитетов, их компетенцию и взаимоотношения с вышестоящими органами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12